Весь мир на ладони — ты счастлив и нем
И только немного завидуешь тем,
Другим — у которых вершина еще впереди.
Владимир Высоцкий. Вершина
Передвижники - слово, которое слышал каждый, учившийся в школе, многие картины из школьных учебников принадлежат именно передвижникам. Илья Репин, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Архип Куинджи, Исаак Левитан, Иван Шишкин, Алексей Саврасов, Валентин Серов, Николай Ярошенко, Иван Крамской, Василий Суриков, Николай Ге, Владимир и Константин Маковские - имена, которые слышали почти все, и чьи произведения, лично для меня, и определяют слово "живопись".
Передвижники в свое время оказались несогласными и с явлениями, наблюдаемыми в обществе, и с регулированием искусства, а альтернативу затертым до дыр сюжетам из Древнегреческой\Римской мифологии нашли в современном для них реализме, пытаясь выразить в различных элементах своих картин какое-либо свое отношение к происходящему вокруг них.
Поясню это на ряде примеров.
На картине Васнецов изобразил мир помещиков и чиновников, который позже мы можем встретить в рассказах Чехова. Лица персонажей страшны, сами они некрасивы, как и некрасивы их поведение и позы - кто-то спит, разинув рот, кто-то в тени заливается горячительным. А вокруг этих убогих, и внутри и снаружи (здесь мы, кстати, можем отметить отсылку к Ренессансу, с идеей, что красивый внешне прекрасен и внутри) людей контрастирующая красота - и картина, и скульптура, и замечательная лунная ночь за окном.
Для меня - это самая знакомая картина Ярошенко, известная мне еще со времени экскурсии в усадьбу Ярошенко в Кисловодске (в усадьбе - копия). В этой картине также полно смыслов: тюремный поезд с простыми людьми, лица которых отражают явное сострадание к ним со стороны художника, которые оказались в сложившейся ситуации вследствие своего протеста против действительности, - несложно отметить, что автор, изображая заключенных столь положительно, выражает так свою солидарность с ними. Здесь Ярошенко использует тот же прием, что и Васнецов в Преферансе: в изображениях героев картины показывает свое отношение к ним. На переднем плане женщина с ребенком на руках, кормящая голубей, являющихся символом Святого Духа, что сразу отсылает нас к известным христианским образам, что несложно заметить и в одежде женщины. Современники художника прозвали картину "тюремной Мадонной", Мадонной называл ее и сам Николай Александрович.
В этой картине, как и характерно для Передвижников, автор помимо своего трепетного отношения к русской природе передал свои размышления о ничтожности жизни человека. Эти маленькие могилки в левом нижнем углу - вот наш удел, а вокруг - огромная река, безграничное небо и наша связь с вечностью - маленькая церквушка.
Я был в Плесе, поднимался на холм, где, вероятно, вдохновлялся Левитан, и ровно те же мысли меня посещали. Я очень люблю эту картину.
Примеры можно продолжать бсконечно. Для всех картин передвижников характерен жесткий реализм, скорее с пессимистичными нотками, с выражением каких-то философских, нравственных, или идейных и гражданских замыслов, читающихся в позах, одежде, выражениях лиц героев картин, описываемой ситуации.
В это время в Европе были популярны импрессионисты, которые, возможно, шагнули немного далее, поняв, что замыкая себя в реализме непросто изобразить всю полноту эмоций, передать все, что хочется сказать. Любопытно заметить, что передвижники рассматривали своих современников импрессионистов как негативное влияние "аморального" запада (вызывает улыбку что подобный нарратив читался и в средние века у Гумилева, да и сейчас мы нередко слышим то же)
Однако, стремление повысить "емкость" своих произведений, их способность донести больше смыслов и личных впечатлений (как следствие - эксперименты с цветом и техникой письма) привели к тому, что мы невольно замечаем почерк импрессионистов на полотнах передвижников.
Ну давайте посмотрим на вот эту картину Серова, для начала.
А теперь вот на эту работу Коровина.
Лично мне они явно напоминают импрессионистов, например, эту работу американца Френка Бенсона, который, очевидно, вдохновлялся классиком импрессионизма Клодом Моне.
Думаю, что я не ошибусь, утверждая, что большинство людей мыслит образами, поэтому таблички, графики, картинки для нас более наглядны, информативны. Вероятно, где-то здесь же и кроется популярность изобразительного искусства - живописные работы мы лучше воспринимаем, они лучше и глубже в нас поникают, достают до самого сокровенного, и надолго остаются в памяти. Наверно, было бы замечательно, если бы все мы разбирались в искусстве и могли бы не догадываться о замыслах автора и приемах их выражения, а точно знать, однако, свою неосведомленность я рассматриваю как преимущество - у меня эта вершина еще впереди, а пока я буду продолжать просто получать удовольствие от уведенного.