Очень немногие проекты могут похвастаться тем, что последующие сезоны оказывались лучше предыдущих. Эффект новизны исчезает, мир повествования становится хорошо знаком и понятен, недостатки и откровенные ошибки начинают мозолить глаза. Согласно данным сервиса IMDB все серии второго сезона сериала "Аркейн" получили рейтинг более 9 баллов. Ведутся дискуссии о том, что это чуть ли ни единственный сериал, получивший столь высокую оценку каждого эпизода. Однако можно ли однозначно утверждать, что второй сезон Аркейна получился лучше первого? Или этот проект также не избежал участи многих фрашниз? Давайте разбираться вместе, и начнём мы с персонажей...
Внимание!!! Будут спойлеры!!!
Развитие персонажей
В первом сезоне "Аркейна" повествование было очень динамичным. Однако создатели анимационного фильма хорошо поработали над характерами героев. Так Джинкс предстаёт сначала беззащитной девочкой (в начале её звали Паудер), которую легко обидеть. Она увлекается созданием всяких механических игрушек. Её же старшая сестра по имени Вай совершенно иная: она умеет постоять за себя, любит драться, стоять на своём. Вай очень уверенная в себе девушка. Вандер предстаёт в образе идеального отца. Джейс и Виктор - учёные-идеалисты, которые хотят сделать мир лучше, решить проблемы неравенства и т.д.
Каждый из персонажей переживает своё становление, в каждом из них происходят какие-то изменения. В драматургии это называется дугой характера. Так маленькая девочка по имени Паудер превращается в Джинкс - психопатичную сумасбродку, способную на самые жестокие поступки.
Вандер, который решил навсегда отказаться от оружия и насилия, вновь вынужден драться, чтобы спасти девочек. Вай, которая ненавидела жителей верхнего города, надевает форму миротворцев. Джейс потихоньку втягивается в политические игры. Им движет уже не только идея сделать жизнь людей лучше, но ещё и желание реализовать свои научные эксперименты. Даже в Силко мы начинаем видеть что-то хорошее, несмотря на то, что в начале он кажется главным антагонистом, ведь он на самом деле любил Джинкс как дочь.
Однако во втором сезоне все эти трансформации начинают носить какой-то расплывчатый и слишком сумбурный характер. Джейс, Экко и Хеймердингер через портал попадают в иные реальности. Экко и Хеймердингер попадают в утопию: нижний город превратился в прекрасное место, состоящее из торговцев, учёных, художников и т.д. Джейс попадает в нечто вроде чистилища, он наяву видит последствия использования хекстека.
Хекстек (англ. Hextech) — удивительная магическая технология, сплетающая воедино стихийную и духовную магию для создания изысканных артефактов. В отличие от традиционной магии, доступной лишь немногим одарённым, хекстек открывает свои возможности каждому (Источник: https://leagueoflegends.fandom.com/ru/wiki/Хекстек).
Затем они возвращаются обратно, но в чём состоит их преобразование? Хеймердингера после того, как они с Экко выбрались из другой реальности, вообще не показывают. Джейс превращается вообще непонятно в кого: его цели, мотивация становятся совершенно неочевидны. Пожалуй, только Экко получает некоторое изменение: он начинает видеть что-то хорошее в Джинкс. Но, согласитесь, как-то маловато, учитывая, что целую серию нас мариновали сюжетом про параллельные миры.
У Джинкс появляется подружка - маленькая девочка, которая очень хочет быть похожей на неё. Общение с этой девочкой явно делает Джинкс добрее. Она становится менее психопатична. Вероятно, она видит в этой девочке себя в юности. Джинкс проявляет почти материнскую заботу о ребёнке. Однако в шестой серии девочка погибает (кстати, непонятно почему, об этом ещё будет рассказано далее). Какое это изменение производит в Джинкс? Она хочет убить себя? И всё? Ради этого создали такой сюжет? Нас несколько серий прокачивали тем, что в Джинкс появились тёплые чувства хотя бы к одному существу в этом мире, ради того, чтобы она захотела себя убить? Так она и так не слишком дорожила своей жизнью. В этом сюжете не было смысла.
Если развивать линию с девочкой, то, возможно, и стоило сделать так, чтобы девочка погибла, но тогда развитие персонажа Джинкс должно быть таким: она общается с этой девочкой, постепенно становится добрее, в конце концов она даже готова отказаться от насилия, но прошлое преследует её. Враги находят место, где они прячутся с девочкой и нападают на Джинкс, и случайно убивают девочку. После чего Джинкс становится совершенно безжалостной ко всем, в том числе и к собственной сестре. И желательно это событие было бы расположить к концу сезона, потому что это пик драмматургии - очень сильное изменение.
Либо, если они решили, что и Джинкс в конце должна погибнуть, то нужно было привести сюжет к тому, что Джинкс жертвует собой ради спасения этой девочки. Градус драматургии был бы гораздо выше, чем в том, что нам показали.
Непонятно, как трансформируется Мэл, оказавшись в этой странной "ловушке из роз". Да, у неё появляются какие-то магические способности, она покрывается золотыми узорами. К слову сказать, там все покрываются всякими узорами. Но в чём состоит изменение её характера, её мотивации? Она, вроде бы, хочет остановить свою мать Амбессу. Амбесса нападает на город с войском, и битва идёт не на жизнь, а на смерть, гибнут люди, чтобы что? Чтобы в конце Мэл простила мать? Странный сюжетный ход. Вот если бы она всё-таки убила её или хотя бы взяла в плен, было бы видно изменение персонажа: наконец-то она смогла противостоять матери, наконец-то она оказалась сильнее. А так получается, шла непонятная война за город, чтобы в конце они обнялись?
Не будем расписывать остальных персонажей, но поверьте на слово там наблюдаются те же проблемы. Например, ничего не сказано о Вай, потому что в принципе не о чем говорить. Вай за второй сезон не претерпевает вообше никаких изменений. А это главный герой, который ОБЯЗАН меняться.
Под итого: большинство персонажей во втором сезоне никак не развиваются, за исключением того, что покрываются всякими красивыми узорами и получают дополнительные способности. Изменение персонажей если и присутствует, то выглядит слишком размазанным. А без этой составляющей, увы, построить хороший сюжет практически невозможно.
Клише и идеи кочующие из сериала в сериал
Сценарий первого сезона сериала "Аркейн" написан в лучших традициях антиутопий: есть богатые, которые живут в достатке и комфорте, есть бедные, которые едва сводят концы с концами, есть Сияние, выполняющее роль и психотропного вещества и вызывающее различные мутации. Несмотря на некую типичность составлящих для создания антиутопии, сеттинг первого сезона "Аркейна", проработка мира, сочетающего стимпанк и фентези, выглядят очень аутентично. Смотришь и думаешь, что точно такого никогда не видел.
Однако второй сезон начинает пестрить уже знакомыми сюжетами и голливудскими клише, отчего происходящее на экране становится, в лучшем случае, просто предсказуемым, в худшем - ты понимаешь, что создатели сериала не очень-то вложились в создание истории, а "позаимствовали" многие вещи из других фильмов, сериалов, мультфильмов, отчего смотреть становится просто неинтересно.
Тут хотелось бы привести несколько ссылок на "первоисточники":
Экко создаёт штуку, которая позволяет ему отправляться на 4 секунды в прошлое, таким образом он может исправлять ошибки своих действий. Например, таким образом он спасает Джинкс. Это позаимствовано из фильма "Грань будущего" с Томом Крузом, где постоянно перезапускают время, чтобы исправить ошибки и добраться до врага.
Белые существа, управляемые Виктором в конце, очень похожи на роботов из фильма "Я - Робот" с Уиллом Смитом в главной роли. К слову сказать, в фильме "Я - Робот" была некая Вики (искусственный разум), которая хотела преобразить мир и управляла толпой этих работов, точно также как в Аркейне некий коллективный разум, представленный Виктором, управляет этими белыми существами.
Серия, где Экко и Хеймердингер оказываются в другой реальности. "Эффект бабочки", сериал "Грань", сериал "Тёмная материя", анимационный сериал "Пантеон", мультфильм "Человек-паук: Через вселенные" и т.д. Тема настолько изъезженая в современном кинематографе, что, если честно, хочется увидеть что-нибудь другое.
Виктор создаёт новый мир. Он излечивает больных, преобразует окружающее пространство. При это все те, кого он вылечил, обладают неким коллективным разумом. Тема тоже настолько избитая, что при просмотре подобного возникает только одна мысль: "Ну вот, опять. И вы туда же". Сериалы "Очень странные дела", "Под куполом", "Остаться в живых", "Спираль" и т.д. Во всех этих проектах появляются некие сообщеста, управляемые коллективным разумом. И это далеко не полный список.
Под итого: после просмотра первого сезона казалось, что перед нами возникает новая вселенная, аля мир Властелина колец или Гарри Поттера, но во втором сезоне всё это кануло в небытие, и разворачивающееся перед глазами пространство стало слишком вторичным и слишком предсказуемым.
Возникла мысль, что уже сейчас для написания сценариев используют ИИ, который в любом фантастическом сериале комбинирует одни и те же идеи.
Нет эпического противостояния
Обычно все эпические истории, где создаются целые вселенные, идут к одному закономерному финалу - максимальному обострению конфликта. К кульминации противостояния силы добра и силы зла максимально концентрируются, объединяя своих сторонников. Мир становится абсолютно полярным и готовым к аннигиляции в любой момент.
Возьмём, к примеру, вселенную Гарри Поттера. К последней части все силы добра объединяются: Гарри Поттер и его близкие друзья, учителя Хогвартса, члены Ордена Феникса и т.д. То же самое происходит и с другой стороны. В конце эти две силы сталкиваются, и мы прекрасно знаем почему. Нам абсолютно понятно, кто и за что воюет. То же самое происходит и во "Властелине Колец" и мультсериале "Аватар: легегенда об Аанге". И даже в фильме "Аватар" Джейк Салли объединяет племена, чтобы сразиться с оккупантами.
И первый сезон сериала Аркейн полностью следует этой традиции: противостояние между верним и нижним городом нарастает. Уже миротворцы шерстят Заун в поисках Джинкс, а та разгадывает тайну хекстека и стреляет в башню совета. Финал получился крайне эпичным, обещающим серьёзный конфликт в будущем, но второй сезон демонстрирует совсем иную концепцию противостояния. К концу второго сезона вообще становится непонятно, кто с кем воюет и, самое главное, за что.
За что воевала Амбесса? Зачем ей нужно было захватывать город, в котором она и так командовала? Ведь именно она поспособствовала, чтобы Кейтлин возглавила миротворцев.
За что сражался Джейс? Почему ему нужно было остановить Виктора? Какую цель преследовал Виктор? Почему он сначала хотел построить идеальный мир, а потом решил превратиться в захватчика? За что воевала Джинкс? Просто решила помочь сестре? Почему Мэл вдруг решила воевать с собственной матерью?
Иными словами за воюющими сторонами конфликта нет идеи, которая сталкивает их. В Гарри Поттере идея была очевидна: есть злые волшебники, которым важна чистота крови и т.д., есть добрые волшебники, которые хотят, чтобы маглы и волшебники жили в мире. В "Аватате: легенда об Аанге" есть лорд огня, которые хочет захватить мир, и есть другая сторона, которая хочет его остановить. Но во втором сезоне Аркейна сама причина конфликта вообще не ясна. Несмотря на крутые спецэффекты, героям не сопереживаешь, потому что непонятно, за что они сражаются и за какие идеалы готовы умереть.
Под итого: в первом сезоне мы видим нарастающее противостояние между нижним и верхним городом, которое завершается тем, что Джинкс наносит первый удар по Пилтоверу. И в данном случае это и есть пик конфликта, потому что до этого никто не решался на открытую войну. Во втором сезоне мы видим две воюющие стороны, но непонятно, за что эти стороны воюют и чего хотят добиться.
"Баги" в сюжете
В свете неясности конфлита непонятна причина противостояния Мэл и её матери Амбессы. Как уже говорилось ранее мать и дочь воюют против друг друга, при этом гибнут люди, а в конце они просто обнимаются. Это называется сюжетный тупик. Все предыдущие события потеряли ценность, потому что конфлик был разрешён каким-то совершенно причудливым образом.
Джейс убивает Виктора, тем самым превращая его в чудовище. Зачем он изначально это сделал? Причём, по сюжету, понятно, что кто-то, скорее всего, тот же коллективный разум диктует ему это сделать. Коллективный разум диктует убить Виктора, чтобы Виктор превратился в монстра и с помощью коллективного разума поработил Пилтовер. Какой-то странный сюжет...
Это тоже уже упоминалось ранее, но непонятно зачем Джейс, Экко и Хеймердингер оказались в параллельных мирах. Если честно, это похоже на украденное у зрителя время. И сделано это было для того, чтобы количество серий было такое же как и в первом сезоне.
Непонятно, что произошло с Мэл. Получается, её похитили, чтобы дать ей суперспособности, чтобы она убила свою мать? Почему нужно было её похищать? Ведь там должны были понимать, что мало кто может решиться убить собственную мать и это может не сработать. Им не показался рискованным такой путь? Зачем нужна была головоломка в её темнице в виде рун на стенах?
Зачем Джинкс закрывает сестру в темнице? Чтобы пытаться покончить жизнь самоубийством? Она могла просто уйти, сказав сестре спасибо.
Под итого: наверняка, и в первом сезоне были огрехи в повествовании, но таких откровенных сюжетных дыр не наблюдалось или по крайней мере они не мозолили глаза. Во втором же сезоне почти каждая ветка повествования вызывает вопросы, и создатели картины не утруждают себя ответами.
Повестка
Если в первом сезоне и были какие-то намёки на однополые отношения, то подавались они весьма завуалированно. Общение Кейтлин и Вай больше похоже на дружбу, на сочувствие по отношению друг к другу. Однако во втором сезоне европейские производители анимационных сериалов уже не гнушаются пихать в сюжет свои излюбленные идеи. И всё доходит до того, что нам показывают сцены однополой любви. И это ещё один минус в копилку второго сезона, потому что, если честно, уже в печёнках сидит их "повесточка". Пихают в каждый сериал.
Эксплуатация одних и тех же историй
Второй сезон не привносит в повествование новых идей. Чтобы выжать из зрителя эмоции, создатели картины используют одни и те же темы: вечное противостояние сестёр, которые никак не могут помириться, постоянно предают друг друга и сражаются по разные стороны баррикад; Вандер, которого сёстры никак не могут похоронить, да и создатели сериала тоже; Вай, который мечется между сестрой и подругой, не зная, как примирить два враждующих мира.
Вообще выглядит всё так, что второй сезон закончился на шестой серии, когда маленькая девочка жертвует собой ради спасения Джинкс, стрельнув голубым шариком в Вандера. Таким образом, девочки навсегда теряют отца, а Джинкс ещё теряет и девочку, ставшей ей почти дочерью. Это пик драмы и кульминация первых пяти серий, далее, по сути, начинается уже другой сезон и повествование превращается в какой-то винегрет натасканных идей из других картин жанра фантастики. И если в шестой серии это цепляет, потому что мы видим это впервые, то в 9 серии как-то уже не очень, ведь минуту назад они прекрасно понимали, что это уже не Вандер и готовы были его убить.
Под итого: второй сезон практически по всем параметрам уступает первому. Анимационный сериал "Аркейн", увы, не избежал участи многих фрашниз. Возможно, стоит отметить саму анимацию и спецэффекты, но даже они в первом сезоне получились более стильными, так были более сдержанными и аутентичными. Там всё смотрелось очень органично. Во втором сезоне анимацию решили явно прокачать по полной, но почему-то это стало выглядеть более нагруженно и безвкусно. А наличие западной "повестки" с европейскими "ценностями" окончательно испортило впечатление от просмотра.
P.S. Смотрите хорошие фильмы! Подписывайтесь на КАНАЛ!
Понравилась статья? ПОБЛАГОДАРИ автора