Найти в Дзене
Paivin.life

Кто такая ABS и почему всем ее надо?

Контроль над байком обеспечивается надежным сцеплением резины с дорожным покрытием. И в любой непонятной ситуации нельзя допускать проскальзывания покрышки. Конечно опытный байкер с небольшим проскальзыванием обычно справляется, а отдельные умельцы даже могут ездить в дрифте. Но это крайности. Во время быстрого старта или резкого маневра должен быть хороший "держак". Так и при торможении оба колеса должны крепко держаться за дорожное покрытие обеспечивая максимальное замедление и нахождение на заданной пилотом траектории. При этом стоит понимать, что колесо при скольжении значительно хуже тормозит, а траекторию вовсе не держит даже на сухом чистом асфальте. И если нужно экстренно тормозить, то максимальное замедления происходит на грани срыва колеса в юз, при этом еще достаточно уверенно позволяет контролировать траекторию движения, хоть и не так эффективно, как при ровном качении. Однако тут есть нюансы. Балансировать тормозным усилием на грани срыва крайне сложно даже опытным пилот

Контроль над байком обеспечивается надежным сцеплением резины с дорожным покрытием. И в любой непонятной ситуации нельзя допускать проскальзывания покрышки. Конечно опытный байкер с небольшим проскальзыванием обычно справляется, а отдельные умельцы даже могут ездить в дрифте. Но это крайности.

Дрифт на байке
Дрифт на байке

Во время быстрого старта или резкого маневра должен быть хороший "держак". Так и при торможении оба колеса должны крепко держаться за дорожное покрытие обеспечивая максимальное замедление и нахождение на заданной пилотом траектории.

При этом стоит понимать, что колесо при скольжении значительно хуже тормозит, а траекторию вовсе не держит даже на сухом чистом асфальте. И если нужно экстренно тормозить, то максимальное замедления происходит на грани срыва колеса в юз, при этом еще достаточно уверенно позволяет контролировать траекторию движения, хоть и не так эффективно, как при ровном качении. Однако тут есть нюансы. Балансировать тормозным усилием на грани срыва крайне сложно даже опытным пилотам. А если под колесами еще и покрытие не однородное с разной степенью зацепа, задача усложняется в корне.

Что же делать? Проводить сотни часов в тренировках? Наверное это лучшее решение, но таких желающих днем с огнем не найти. Поэтому инженеры придумали механизм заменяющий тренировки в какой-то степени. Ну хоть как-то их заменяющие.

В чем задумка? Ты жмешь на рычаг или педаль со всей силы, а механизм как только видит, что колесо начинает блокироваться снижает давление в тормозной системе. И так много раз в секунду. В этот момент ты слышишь треск и ощущаешь на рычаге или педали пульсирующую отдачу. Таким образом колесо не блокируется.

Торможение с ABS
Торможение с ABS

Что это дает? В первую очередь защищает от грубейших ошибок. Например когда ты внезапно ударил по тормозу и заблокировал колесо. В результате чего вместо торможения скользящее колесо пытается съехать в сторону и ты падаешь с байка. В простонародье "положил байк". Ситуация очень опасная, поскольку замедления почти нет, ты и байк стираются об асфальт, да еще и летите дружно непонятно куда никак не управляя этим. С ABS такое не проканает.

Или же в повороте тебе приспичило резко затормозить и ты пережал тормоз, от чего колесо сорвалось с траектории и ты поскользил наружу поворота или еще чего хуже байк швырнул тебя в том же направлении. ABS вмешается, хотя успех тут могут хоть как-то гарантировать только продвинутые системы. Ибо в наклоне все намного сложнее. Там и очки зацепа считать нужно. И еще много всяких нюансов.

Но и от менее предсказуемых ошибок тоже помогает. Когда под колесами вдруг попался участок со скользким покрытием. На разметку наехал, на масляное пятно или крышку люка. На грязный участок покрытия. Да даже на камушке можно не плохо так подскользнуться. Система временно снизит давление в тормозной магистрали, а как только скользкое покрытие проедешь, система позволит снова увеличить замедление.

И главный вопрос. С ABS байк лучше останавливается? Ответ сложный. Вот машины с дополнительными система распределения тормозного усилия и помощи при экстренном торможении однозначно выигрывают у варианта без ассистентов. А вот с мотоциклами все сложно. На сухом чистом асфальте с отключенной ABS мотоцикл замедляется даже чуть лучше, не критично, но если ты умеешь правильно работать тормозами, то можешь даже сам испытать это. Другой вопрос, что на скользких покрытиях у тебя уже не получится соревноваться с механизмом, заточенным под это. А что говорить про пилотов без опыта и сотни часов тренировок.

Стоппи
Стоппи

А вот еще интересный вопрос. Спасет ли ABS от вылета через руль. Ответ нет. Возможно в топовых системах эту функцию предусмотрели, на самом деле не сложно ее реализовать, и какой-нибудь bmw 1000rr обладает этой функцией совместно с трэкшн-контролем. Я только сейчас об этом задумался и точно не отвечу. Но сама по себе система отслеживает вращения колес, а не положение байка в пространстве. И когда ты перетормаживаешь, твой байк из-за короткой базы и высокого центра тяжести начинает отрывать заднее колесо от покрытия. Во время всего торможения нагрузка на задне колесо снижается. А в этом случае пропадает вовсе. И если не поймать баланс, то вместо эффектного стоппи ты вылетишь вперед через руль, а байк полетит кувырком за тобой. Но это еще постараться нужно сделать так даже на спорт-байке, а уж на остальных мотоциклах вообще маловероятно. Так что не запаривайся.

Еще тут меня одно утверждение повергло в шок. Мол ABS бережет колодки и снижает их износ. Резину отчасти может сберечь, если ты вдруг освоил торможение задним колесом в юз. Система такие финты делать не даст. Передним колесом освоить торможение в юз вообще вряд ли получится. А вот износ колодок полностью зависит от манеры езды. И никак не зависит от наличия ассистента торможения.

В заключение хочу сказать, что это всего лишь помощник. Не спасатель. Нужно внимательно следить за дорожной обстановкой и за дорожным покрытием. Правильно работать рычагом и педалью. Плавно наращивая усилие и снижая его по мере необходимости. Берите по возможности байк с этой системой, она все же полезная и зарекомендовала себя за эти годы. А в комментариях напиши, есть ли ABS на твоем байке.