Александр Сергеевич Пушкин - это родоначальник русской художественной литературы.
Нет, в России и до него писали и стихи, и прозу, и драматургию.
Но те произведения к сегодняшнему дню стали совсем архаичными. Вот, например, очаровательные (на мой взгляд) стихи Кантемира:
1... Солнце! Хотя существо твое столь есть чудно,
Что ему в век довольно удивиться трудно —
В чем нам и свидетельство древни показали,
Когда тебя за бога чрез то почитали, —
5... Однако мог бы я то признать несомненно,
Что было б ты в дивности твоей переменно,
Если б ты в себе живость и чувства имело,
Чем бы могло всякое в свете познать дело.
<...>
210..Ибо тое все списать нет силы и воли.
Что ж, Солнце? Погрешил ли я, так рассуждая,
Что если б ощущало ты в свете вся злая,
По-человечески бы могло премениться.
И, право, не престану я о сем дивиться,
215 Как так ти дана воля сиять терпеливно
На нас бедных, столь богу живущих противно.
Больше с удивления не могу писати,
И хоть не в пору, да уж принужден кончати.
Здорово ведь? Хоть сейчас на музыку и хит готов!)))
А вот Пушкин, родившийся спустя всего 50 лет после написания приведенных выше строк, и сегодня звучит современно, актуально, красиво (хотя ничто не меняется так быстро, как представления о красоте).
Гений Пушкина в том, что он сделал невероятный рывок, квантовый скачок, от того, какой русская литература была до него, к тому, какой она стала после него. И эту роль, этот его вклад в нашу культуру никто никогда не сможет оспорить. Хотя после него написаны произведения и глубже, и масштабнее, и, возможно (не кидайте в меня камнями), - интереснее. Но их появление стало возможным именно благодаря Пушкину.
"Повести Белкина" интересны прежде всего своей разножанровостью. Александр Сергеевич легкими мазками набрасывает то, что потом разовьется в целые литературные направления.
Цикл состоит из пяти историй.
1. Повесть "Выстрел"
Эта история, как мне кажется, представляет романтизм. Загуглила, оказалось, что для романтизма характерны следующие признаки:
Эмоциональность, преобладание чувств над разумом.
Необычность главного героя — одинокого бунтаря.
Двоемирие: герой грезит об идеальном мире, стремится вырваться из реальности в мечту.
Близость человека к природе, отражение эмоций и переживаний героя через состояние окружающей действительности.
Мистические, необъяснимые события.
Возможно, большого внимания к природе и двоемирия - нет. Но все остальное присутствует. Одинокий бунтарь Сильвио явно грешит тем, что его чувства (в данном случае оскорбленного достоинства) преобладают над разумом. Ну а история с угодившей в одну и ту же точку пулей (хотя Сильвио даже не целился!) - очень похожа на мистику.
2. Повесть "Метель"
А вот здесь мне послышался - антиромантизм. Показалось, что Пушкин посмеивается над героями. "Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и, следовательно, была влюблена")))
В избранники она себе выбрала, конечно, человека бедного и благородного.
Родители, конечно, были против.
Но молодых влюбленных, конечно, это запрет остановить не мог.
И они, конечно, решили обвенчаться тайно.
Штамп на штампе))) Но то, как далее разворачивает эту историю Александр Сергеевич - просто бесподобно! Жизнь-то поинтереснее любых романов, так интересно узелки судьбы плетет, залюбуешься!
3. Повесть "Гробовщик"
А вот вам и ужастик. Получите, распишитесь.
История о том, как перепивший гробовщик своих клиентов к себе на званный обед пригласил.
4. Повесть "Станционный смотритель"
Это уже, конечно, реализм. Прожектор внимания автора и читателей устремлен на проблемы "маленького человека" - Самсона Вырина, у которого в жизни одна радость и была - его умница и красавица дочка - Дуня.
Но Дуню увез от отца молодой гусар. Дуня обрела семейное счастье.
Но Самсона-то Вырина кто пожалеет? Над его горемычной жизнь кто всплакнет? Пушкин - первый, кто пожалел. А мы - лишь вслед за ним.
5. Повесть "Барышня-крестьянка"
На этот раз перед нами прообраз жанра авантюрного, приключенческого романа.
"Как скучно мы живем! В нас пропал дух авантюризма!"...
Ой, это из другой оперы))) Но Новый год уже совсем скоро, напоминает о себе такими неожиданно приходящими в голову фразами))
В общем, два соседа-помещика ведут вражду. У одного подрастает дочь, у другого возвращается в родовое имение сын. Интерес у молодых друг к другу имеется, но приличия не позволяют подобной встречи искать.
Инициативу проявляет, как обычно, Ева, ой Лиза, ой Акулина. Ну а Адам, т.е. Алексей, и в этот раз готов был лишиться рая, т.е. родительского благословения и наследства. Но в этот раз - не пришлось))
На этом у меня все! Спасибо, что дочитали до конца!
Книга прочитана в рамках марафона по чтению произведений Пушкина на канале Книжная полка Джульетты: