К концу девяностых почти все более мейнстримные коллективы, смежные с дум-дэтом, надолго оставили этот самый дум-дэт пылиться в чулане. А его место заняла совершенно иная сущность, лёгкая, меланхоличная и дюже хитовая. Но это не был единый стиль. Гранды разбредались по готике, альтернативе, прогу и чему-то промежуточному. «Radiohead» от Anathema, «Depeche Mode» в исполнении Paradise Lost, «метал-версия Red House Painters» от Katatonia... Но и эта история закончилась, кто-то ушёл сильно дальше и закостенел, а кто-то, наоборот, вернулся к корням и тоже закостенел. Особый оттенок той эпохи будто был утерян. До недавнего времени. В прошлом году дерзкий синтипоп-эксперимент «Host» (1999) от Paradise Lost внезапно получил продолжение, собственно, под личиной Host. А следом работы с тем самым духом полились как из рога изобилия, часто от непосредственных участников тех событий.
High Parasite «Forever We Burn» (2024)
Страна: Великобритания
Жанр: Gothic Metal
Лейбл: Candlelight / Spinefarm
High Parasite — тандем бессменного вокалиста My Dying Bride Аарона Стейнторпа и Дэнни «Томбса» Ламберта из Godthrymm, ответственного за бас, второй вокал и написание песен. Третьей ключевой фигорой стал Грег Макинтош (Paradise Lost), формально выступивший в качестве продюсера, а фактически похоже практически полностью определивший стилистику формации, в том числе привнеся фирменные гитарные лиды.
И High Parasite очень элегантно встраивается в схему предыдущих проектов Макинтоша. Если Vallenfyre/Strigoi были развитием так и не раскрывшейся гнилостной дэтовой стороны ранних Paradise Lost, а Host был чем-то аналогичным для электронного периода, то High Parasite давит на ностальгию усреднённым концентратом «One Second» (1997), «Symbol of Life» (2002) и «Paradise Lost» (2005) с шлягерной готикой разной степени тяжести от утрамбовывающей до танцевально-рокерской.
Хотя местами «Forever We Burn» будто расширяет рамки до посвящения всему былому готик-металу, заимствуя трафареты у Moonspell, Tiamat и даже Type O Negative. Не говоря уж о том, что поёт-то сам Аарон Стейнторп, вносящий ощутимый оттенок My Dying Bride, но опять же времён соизмеримо шлягерных экспериментальных «Процентов», а не последнего творчества с наигранной уныльцой. И по уровню залипания в памяти альбом похоже может дать фору любому метал-релизу этого года.
Cemetery Skyline «Nordic Gothic» (2024)
Страна: Швеция / Финляндия
Жанр: Gothic Metal / Gothic Rock
Лейбл: Century Media
Не успел Микаэль Станне (Dark Tranquillity) нашуметь с супер-группой The Halo Effect, как влетел с разбега в следующую супер-группу — Cemetery Skyline. На этот раз его коллегами стали гитарист Маркус Ванхала (Omnium Gatherum, Insomnium), клавишник Сантери Каллио (Amorphis), ударник Веса Ранта (Sentenced) и басист Виктор Брандт (Entombed A.D.). Опорой же был выбран гот-рок восьмидесятых и готик-метал девяностых: от The Sisters of Mercy до Type O Negative. А как охарактеризовать готический опус от суровых скандинавов? «Нордическая Готика», конечно же! Вот только альбом под таким бравым названием получился не настолько сурово-нордическим и даже не совсем олдскульным.
Cemetery Skyline, будучи концептуально схожими с High Parasite, реализацией попадают в несколько иную нишу. Может исполнилась давняя мечта поклонников Dark Tranquillity о втором «Прожекторе»? Лишь малая часть — чистый вокал Станне наконец-то раскрывается на всю катушку, а экстремальный он вообще не использует (что уже мечта многих противников Dark Tranquillity). Инструментально же Cemetery Skyline невольно воспроизводят готик-метал в том мягком сентиментальном понимании, которое реализовывали H.I.M. и им подобные. А винтажная манера клавишника Amorphis и вовсе навевает скорее современным синтвейвом, чем старым добрым гот-роком. И в сумме с солячками под аренный рок получается что-то лишь отдалённо вписывающееся в заявленный концепт, но неожиданно дающее интересный ретро-футуристический эффект.
Octoploid «Beyond The Aeons» (2024)
Страна: Финляндия
Жанр: Extreme Progressive Metal / Progressive Rock / Folk Metal
Лейбл: Reigning Phoenix
Octoploid — новый сольный проект Олли-Пекка Лайне, оригинального басиста Amorphis. Сольный в композиторском плане, так как над «Beyond The Aeons» работало более десятка приглашённых музыкантов, преимущественно бывшие и нынешние коллеги Лайне по Amorphis, Barren Earth и Mannhai. Всех и не перечислить — из занимательных вокалисты Микко Котамяки (Swallow the Sun, Barren Earth), Томи Йоутсен (Amorphis) и кое-кто ещё занимательнее всех остальных, также клавишники Amorphis золотых лет Ким Рантала и Каспер Мартенсон.
А по музыке это именно тот самый Amorphis. Да, точно также говорили и про Barren Earth, но то было неправдой, ибо подражания Opeth там выпирало куда сильнее. А Octoploid — это именно тот самый Amorphis, самый настоящий, времён «Elegy» (1996) и «Tuonela» (1999) с уникальным переплетением ретро-прога, этнических мотивов, метальных рудиментов и поп-мелодики на том самом ламповом приглушенном звуке. Только «Beyond The Aeons» чуть пожёстче, возможно подэтовее, отчего реально провести параллель даже с «Tales from the Thousand Lakes» (1994), но она будет уже явным перебором. Но когда с несравнимым рыком врывается сам Томи Койвусаари, мурашки пробегают по коже, насколько это оно! Жаль появляется Томи только на единственном и лучшем треке «Coast Of The Drowned Sailors».
Weather Systems «Ocean Without a Shore» (2024)
Страна: Великобритания
Жанр: Progressive Rock / Alternative Rock / Post-Rock / Progressive Metal
Лейбл: Music Theories
«Weather Systems» (2012) стоит особняком в творчестве Anathema, хотя в настолько пёстрой дискографии почти каждый альбом претендует на такой статус, однако соизмеримо чистой, светлой, воздушной и при этом динамичной работы у них больше попросту не было. После распада Anathema в 2020 году именно к «Weather Systems» решил обратиться Дэниел Кавана в качестве трамплина для своего нового проекта и записал его прямое продолжение — «Ocean Without a Shore». Соавтором выступил и другой Дэниел, барабанщик двух последних альбомов Anathema, Дэниел Кардосо.
По форме продолжение удалось, но насколько значима была форма для Анафемы тех лет — та ещё задачка, ибо «Weather Systems» (как альбом) воспринимался именно пиком содержания, не скованного какими либо жёсткими стилистическими рамками. А «Weather Systems (как проект) формой упивается выше всякой меры: дублирует, раскидывая отсылки на понятно что, и реконструирует, вписывая то стандартизированные пост-роковые запилы, то редкие, но меткие метальные риффачки, чтоб качало. При этом особо не заморачивается над плавными переходами не только между треками, но хотя бы их составляющими. Возможно, «Monochrome» (2017), выходивший как сольник Дэниела Каваны, был даже более легитимным сиквелом «Weather Systems», чем «Ocean Without a Shore». Как по форме, так и по содержанию.
Смотрите также:
Блог теперь в ТГ: t.me/doncarcharo