Найти в Дзене

Роль эпиграфов в литературе

Эпиграфы в литературе — это способ передачи идеи произведения автора. Эпиграф — первый по значимости после названия произведения, и если он помещен автором, то это означает, что автор хотел обратить внимание на те мысли, которые он в него вложил. Эпиграфы предваряют множество произведений из кодификатора ЕГЭ: «Капитанская дочка», «Ревизор», «Тихий Дон», «Мастер и Маргарита» — и это только малая часть примеров. 1. Н.В. Гоголь свою комедию начинает с эпиграфа, в основе которого пословица: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Эпиграф отражает и замысел автора, то есть стремление показать «все дурное в России», и идею — обличить пороки чиновничества. Сцена, на которой Городничий и чиновники пытаются справиться с мнимым ревизором, чтобы избежать ответственности за хищения казенных денег, заканчивается немой сценой в финале — идеей возмездия. Эпиграф отражает пороки персонажей, которые стали частью их существования, они ответственны за упадническое положение уездного города. Стоит
Оглавление

Эпиграфы в литературе — это способ передачи идеи произведения автора.

Эпиграф — первый по значимости после названия произведения, и если он помещен автором, то это означает, что автор хотел обратить внимание на те мысли, которые он в него вложил.

Эпиграфы предваряют множество произведений из кодификатора ЕГЭ:

«Капитанская дочка», «Ревизор», «Тихий Дон», «Мастер и Маргарита» — и это только малая часть примеров.

Посмотрим на роль эпиграфов в трех произведениях:

1. Н.В. Гоголь свою комедию начинает с эпиграфа, в основе которого пословица: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива».

Эпиграф отражает и замысел автора, то есть стремление показать «все дурное в России», и идею — обличить пороки чиновничества.

Сцена, на которой Городничий и чиновники пытаются справиться с мнимым ревизором, чтобы избежать ответственности за хищения казенных денег, заканчивается немой сценой в финале — идеей возмездия. Эпиграф отражает пороки персонажей, которые стали частью их существования, они ответственны за упадническое положение уездного города.

Стоит обратить внимание на одну из финальных реплик городничего:

"Чему смеетесь? — Над собою смеетесь!.." - в постановках городничий должен был адресовать реплику зрительному залу, чтобы создать эффект зеркальности: все, что происходит на сцене - это зеркало быта и нравов чиновничества, поэтому идея эпиграфа заключается в разоблачении персонажей.

2. Второй пример - поэма А. Ахматовой "Реквием".

Анна Андреевна писала поэму «Реквием» долгих 26 лет, пережив арест и смерть соратника — Осипа Мандельштама, арест и приговор сыну, Льву Гумилеву (Николай Гумилев, отец Льва и известный поэт, был расстрелян в 1921 году).

Предваряют поэтому строчки:

"Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, —
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был"

Эпиграф отражает идею поэмы — личная трагедия Анны Ахматовой неотделима от трагедии народа, пережившего репрессии.

Лев Гумилев, фото 1934 года (студент Ленинградского государственного университета)
Лев Гумилев, фото 1934 года (студент Ленинградского государственного университета)

Перед вами два фото Льва Гумилева, которого арестовывали четыре (!). На первом молодой и красивый студент вуза, на втором - человек с поломанной судьбой, но внутренне несломленный.

Лев Гумилев после четвертого ареста
Лев Гумилев после четвертого ареста

Ахматовой пришлось сотни часов простоять в тюремных очередях, поэтому поэтесса и мать невольно стала свидетелем горя тех же матерей, сестер, жен, которые были не в силах бороться за своих близких, им оставалось лишь навещать их и ждать:

"Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список, и негде узнать.

Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов".

Именно им и посвящена поэма "Реквием".

3. Третий эпиграф, о котором хочу напомнить — эпиграф к роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»:

«… так кто ж ты, наконец?

— Я — часть той силы, что вечно хочет зла,

И вечно совершает благо».

Гёте. «Фауст»

-4

Как видите, реплика Мефистофеля из драмы «Фауст» становится эпиграфом к роману, в котором силы добра и зла будут тесно переплетены между собой. Роль эпиграфа к роману в том, чтобы читатель не смотрел на образ Воланда как на зло в чистом виде: Воланд наказывает персонажей за их низменные стремления и страсти, в том числе, убивает Берлиоза в самом начале за желание высмеять в поэме рождение Христа, далее можно вспомнить сцену варьете и бал сатаны в финале.

Мои соц.сети с дополнительными материалами:

Телеграм-канал: https://t.me/lit_exams

YouTube: https://www.youtube.com/@lit_exams