Найти в Дзене
Зачем я там была?

Исторический особняк с шикарными интерьерами с распростертыми объятими ждет посетителей: Центральный дом архитектора в Москве

Друзья, всем привет! Давно я вам не рассказывала про московские особняки — пора исправляться. Сегодня приглашаю вас на виртуальную экскурсию в Гранатный переулок, заглянем в чудесный старинный московский дом, который, уверена, не оставит вас равнодушными. Итак, особняк Леман. Берите чашку горячего чая, устраивайтесь поудобнее, и давайте погружаться в удивительные истории людей, которые связаны с этим домом, и наслаждаться интерьерами, сохранившимися с конца 19 века. В 1896 году в Гранатном переулке, в районе, где недвижимость уже тогда стоила баснословно дорого, известнейший московский архитектор А. Эрихсон начинает постройку двухэтажного особняка. Кто заказчик? Кто мог себе позволить такую роскошь? Однозначно, очень богатый человек. Звали его Роберт Леман. Про него мы знаем немного, лишь то, что он был состоятельным купцом, коммерческим директором и членом правления Товарищества «Эмиль Циндель», дореволюционной ситцепечатной фирмы. Дом он оформил на жену — Анну-Луизу-Фредерику.
Оглавление

Друзья, всем привет! Давно я вам не рассказывала про московские особняки — пора исправляться. Сегодня приглашаю вас на виртуальную экскурсию в Гранатный переулок, заглянем в чудесный старинный московский дом, который, уверена, не оставит вас равнодушными.

Итак, особняк Леман. Берите чашку горячего чая, устраивайтесь поудобнее, и давайте погружаться в удивительные истории людей, которые связаны с этим домом, и наслаждаться интерьерами, сохранившимися с конца 19 века.

Особняк Леман // фото из открытых источников интернет
Особняк Леман // фото из открытых источников интернет

Особняк и его хозяева

В 1896 году в Гранатном переулке, в районе, где недвижимость уже тогда стоила баснословно дорого, известнейший московский архитектор А. Эрихсон начинает постройку двухэтажного особняка.

Кто заказчик? Кто мог себе позволить такую роскошь? Однозначно, очень богатый человек. Звали его Роберт Леман. Про него мы знаем немного, лишь то, что он был состоятельным купцом, коммерческим директором и членом правления Товарищества «Эмиль Циндель», дореволюционной ситцепечатной фирмы. Дом он оформил на жену — Анну-Луизу-Фредерику. Оказывается, привычка записывать имущество на родственников не такая уж и новая.

Особняк Леман. Фото автора
Особняк Леман. Фото автора

Особняк получился очень эффектным и нарядным – красный кирпич эффектно сочетается с белокаменными резными деталями, а стрельчатые окна, крыша с щипцами и широкие вертикальные уступы отсылают к средневековым готическим замкам.

Первый этаж дома - парадный - здесь находились гостиная, столовая, кабинет. На втором этаже располагались жилые комнаты.

Особняк Леман. Фото автора
Особняк Леман. Фото автора

Однако Леман прожили в доме всего четыре года — продали его в 1900 году.

Следующий владелец — Пётр Александрович Базилевский, действительный статский советник, последний предводитель московского губернского дворянства (1915-1917 г). Про него известно гораздо больше.

Его бабушка Варвара Лопухина — та самая, в которую был влюблён Лермонтов. А отец, Александр Базилевский, был коллекционером мирового масштаба. Его невероятное собрание предметов раннехристианского, византийского, средневекового искусства в 1884 году было выкуплено императором Александром III для Эрмитажа и стало основой отделения прикладного искусства средних веков и эпохи Возрождения.

Особняк Леман. Фото автора
Особняк Леман. Фото автора

Сам же Петр Базилевский долгое время жил с семьей в Европе, а вернувшись в Россию в 1900 г, приобрел особняк в Гранатном переулке, в котором прожил вплоть до революции.

С 1879 г по 1918 г Петр Базилевский вел дневник, в котором кратко описывал события в своей жизни. Одна их последних записей описывает спиритический сеанс - Базилевский интересовался у духа, грозит ли ему какая-нибудь опасность и что станет с имуществом в годы революции.
Дух был настроен оптимистически.

Видно, духам тоже свойственно ошибаться. Финал истории Базилевского трагичен. Дом отняли. Пётр Александрович умер в нищете 1920 году.

Особняк Леман. Фото автора
Особняк Леман. Фото автора

После революции в доме сменилось несколько «жильцов». Одним из них была канцелярия французского посольства (выехав из особняка, французы увезли с собой всё, что можно, вплоть до люстр), а в 1937 году здание передали Союзу архитекторов.

Те антикварные сокровища, которые сейчас находятся в особняке, появились здесь как раз благодаря советским архитекторам. По инициативе Каро Алабяна архитектор Алексей Васильевич Юганов кропотливо выискивал старинную мебель, покупая ее в комиссионках, антикварных магазинах, на блошиных рынках.

Благодаря его усилиям сегодня мы можем любоваться уникальными экспонатами, такими как шкаф с потайными замками возрастом более 500 лет и мебельным гарнитуром из прославленной мастерской П. Шмидта.

Шкаф эпохи кватроченто в особняке Лемана. Фото автора
Шкаф эпохи кватроченто в особняке Лемана. Фото автора

Каро Алабян – талантливый архитектор, муж актрисы Людмилы Целиковской, влиятельный чиновник, чья жизнь была овеяна мифами, легендами и домыслами - еще один человек, ставший частью истории особняка. Его кабинет находился там, где когда-то был кабинет Роберта Лемана.

Интерьеры особняка

Если фасад дома напоминает неоготический замок, то интерьеры – книга по истории архитектурных стилей – здесь и классицизм, и готика, и модерн. Впрочем, ничего удивительного, в то время так было модно.

Пройдемся по особняку? Что мы можем увидеть?

Парадный вход с входной дверью в готическом стиле и старинной напольной плиткой. Парадный вход отделяет от холла дверь с витражным стеклом.

Парадный вход. Особняк Леман. Фото автора
Парадный вход. Особняк Леман. Фото автора

Белую гостиную, выполненную в лучших традициях классицизма, в которой сохранились камин, роскошная лепнина и барельефы.

Белая гостиная. Особняк Леман. Фото автора
Белая гостиная. Особняк Леман. Фото автора

Красную гостиную с минималистичным интерьером, но зато с мебелью, которая сама по себе произведение искусства.

Красная гостиная. Особняк Леман. Фото автора
Красная гостиная. Особняк Леман. Фото автора

Синюю гостиную - пустую, но оригинальные стрельчатые окна делают своё дело.

Синяя гостиная. Особняк Леман. Фото автора
Синяя гостиная. Особняк Леман. Фото автора

Кабинет/ библиотеку с удивительным потолком. Кажется, что он выполнен из дерева, но на самом деле это роспись по штукатурке.

Кабинет. Особняк Леман. Фото автора
Кабинет. Особняк Леман. Фото автора

Но самое впечатляющее - холл с трехмаршевой лестницей из ценных пород дерева и арочной галереей на втором этаже. Глаз невозможно оторвать!

Холл. Особняк Леман. Фото автора
Холл. Особняк Леман. Фото автора
Холл. Особняк Леман. Фото автора
Холл. Особняк Леман. Фото автора

Сейчас особняк Леман– одно из зданий в комплексе московского Центрального дома архитектора. В 1938-1941 гг. был пристроен новый корпус со зрительным залом и рестораном. А в 1970-е гг с целью расширения ЦДА был реконструирован, надстроен и обнесен новым белокаменным фасадом соседний дом — жилой доходный дом, построенный в 1876 году.

Ресторан в Центральном доме архитектора. Фото автора
Ресторан в Центральном доме архитектора. Фото автора

Как увидеть интерьеры?

Самое приятное — в особняк можно попасть! Здесь проходят экскурсии (ищите информацию на официальным сайте дома архитектора), концерты и другие мероприятия. Если хотите увидеть исторические интерьеры, выбирайте те, что проводятся в Белой гостиной. Ближайшее, кстати, 2 декабря.

📍 Москва, Гранатный переулок, дом 7, строение 1.

Хочу напомнить, что у меня есть Телеграм-канал. Там я делюсь своими находками, часто прямо в моменте. Буду рада видеть вас там!