К "Чёрной книге" пермской инди-студии Мортёшка в последнее время появился интерес: вот уже вышла настольная игра по ее мотивам, а там и сериал намечается. А значит, пора открыть ее заново и вспомнить, чем же она так заинтересовала в свое время игроков, заставляя их послушать страшные сказки Чердыни.
Сюжет таков. В Чердынском уезде Пермской губернии жила как-то у колдуна деда Егора его приемная внучка - сирота Василиса. Она продолжать его дело и становиться ведьмой не хотела и собиралась замуж. Но ее парень по неизвестным причинам покончил с собой, и чтобы вытащить его с того света, она решилась стать ведьмой и заключила сделку с Сатаной. А у Егора был мощный артефакт - та самая Чёрная Книга, которая, по преданию, может исполнить любое желание, если снять с нее все печати. Открыть их можно при помощи различных духов, и Вася принялась за дело, попутно знакомясь с населяющей Пермскую губернию нечистой силой...
Жанрово "Чёрная книга" - это смесь визуального романа, винтажного квеста "point-and-click" и колодостроительной RPG. Короче, игра не для любителей активного геймплея. Зато - хороший выбор для тех, кто не спеша, любит проводить уютные вечера за чашечкой успокаивающего жасминового чая.
Сама игра выполнена в низкополигональном тридэ типа "первая плойка". Пейзажи и нечисть выглядят еще ничего, но вот на лица людей без слез не взглянешь...
Это усы или рот?
А, нет, все же усы.
Но в диалогах нам таки показывают рисованные образы персонажей. Они выполнены красиво и напоминают работы Билибина.
Визуально-романовая часть - основная в игре и она удалась не в последнюю очередь благодаря отличной озвучке. Причем были озвучены абсолютно все персонажи, даже эпизодические. Роль главной героини досталась Екатерине Шерман, которая уже отличилась в ужастике "Зайчик", а роль ее наставника деда Егора исполнил мастер дубляжа Сергей Чихачев, год с небольшим назад дебютировавший в "Волшебном участке" и "Кибердеревне" вживую. Вообще в актерском составе немало именитых актеров, таких, как Валерий Сторожик (Люциус Малфой и Шекер-ага) и Леонид Белозорович (ХРАЗ из Atomic Heart и гоблин Крюкохват). Тексты диалогов тоже хороши: насыщенный старинными словечками пермяцкий говор работает на атмосферу русского села. Когда, например, в последний раз вы слышали слово "суседко" (оно означает домового, если что)? Я лично - только в детстве, когда читал про Конька-Горбунка.
При этом авторы объясняют, что означает то или иное слово.
В тех моментах, где "Черная книга" остается "один на один" с игроком, обрисовывающий ту или иную картину текст зачитывается хорошо поставленным голосом Алексея Никитина, который мне запомнился по участию в русской озвучке Darkest Dungeon. Так что повествование напоминает этакую интерактивную аудиокнигу, а написанный литературным языком текст лишь усиливает сходство.
В спорных ситуациях игра часто дает выбор между "драться" и "поговорить". И зачастую "поговорить" оказывается лучше, чем "драться". Серьезно, разговоры с нечистой силой помогают лучше понять сюжет и окружающий мир, а также упрощают игру. Сюжет, однако, простоват, и реально неоднозначных моральных дилемм тут мало. Ты либо отыгрываешь вынужденную иметь дело с бесами хорошую колдунью, либо злую ведьму.
Сама главная героиня наделена конкретным образом: она начитанна и рассудительна, и в целом добра и сострадательна, но при этом резка, вспыльчива и немного жестока. Этим она во многом похожа на Катару из "Легенды об Аанге". Ну а че? И та, и та - колдунья.
Но при этом то, насколько Вася будет добра, сострадательна и жестока, будет зависеть от самого игрока.
Совсем без драки пройти "Черную книгу" не получится, и в дело вступает колодостроительная часть. Тут уже все не так однозначно. С одной стороны, порог вхождения довольно низкий, а кривая сложности - плавная: сначала нам дают самые простые механики, с каждой новой главой и открываемой печатью постепенно переходя к более сложным. Правила просты: бой происходит пошагово, при этом хорошие (то есть мы) в большинстве случаев начинают и выигрывают. Дело упрощает то, что мы видим замыслы врага и можем на них ответить. Отвечаем мы заговорами, которые составляем из карт, а их выдают в случайном порядке из заранее составленной колоды. Заговоры состоят из приказов и ключей, при этом ключи действуют позже приказов. Какая карта подходит на роль приказа или ключа - указано на самой карте в левом верхнем углу. Назначение карт интуитивно понятно и легко запоминается: черные карты - атакующие, белые - защитные. И эта простота правил, опять же, хорошо подходит для незнакомых с видеоиграми новичков, но искушенные геймеры заскучают.
С колодостроительной частью тесно связана такая штука, как менеджмент чертей. Согласно этому миру, любой колдун получает силу от находящихся у него в услужении бесов, но они требуют работу, а работа их - причинять вред и несчастья жителям. Это геймплейно отражается на местном кармаметре - счетчике грехов, который влияет на некоторые диалоги и возможные действия в визуально-романовой части. Грехи, если что, дают и за совершение плохих поступков: кражу, проявление жестокости, убийство беззащитных. Если бесов не отсылать, то они начинают мучать Василису: геймплейно это выражается в штрафах в бою, начиная со снижения очков здоровья и заканчивая невосприимчивостью к некоторым усилениям. Правда, некоторых бесов благодаря отдельному умению можно отвлечь, отсылая на бессмысленную работу - типа вить веревки из песка или носить воду в решете, так что это грехов не принесет.
Числовой кармаметр - самый простой способ реализации системы морали персонажа. И часто будучи не "жестким", он приводил к очень странным ситуациям (особенно в открытых мирах), когда, скажем, персонаж после сожженной им деревни возвращал себе статус-кво подачей милостыни (иногда до посинения). Но в "Черной книге" мир не открытый, а напоминает рельсы, по которым везут игрока из точки "А" в точку "Б", не считая небольших ответвлений, поэтому такой кармаметр здесь отлично работает.
Затея необходимости выбора между решением облегчить себе жизнь "здесь и сейчас" и получить грехи, которые в финале аукнутся, и решением немного попотеть и потом легко завершить игру хороша на бумаге, но все дело портит дисбаланс ближе к концу (я проходил на среднем уровне сложности). Некоторые сборки колоды натурально ломают игру, заставляя даже самых сложных боссов отправиться в нокаут уже на третий-четвертый ход. А в поздней игре на некоторые штрафы от начальных незанятых чертей можно вообще не обращать внимание.
Винтажно-квестовая часть - по мне, получилась самой слабой. Из-за уже упомянутой графики бывает, что нужные для продвижения по сюжету предметы и улики плохо видны или вообще не видны, что заставляет пылесосить локации вслепую.
Вы не поверите, но на бревнах этого соляного ларя остались следы огромных когтей!
Дело ухудшает топорное управление главной героини при помощи мыши, при котором Вася часто застревает в текстурах и предметах и не может выбраться. Поэтому - вот вам совет, если надумаете поиграть: используйте "крестовину" WASD или джойстик.
И все же, несмотря на все ее недостатки, "Чёрная книга" подкупает игрока реально интересным, крутым, хорошо прописанным и самобытным мрачным миром Чердынского уезда второй половины XIX века. Он густо замешан на реальном фольклоре Пермского края и этнографических исследованиях, причем авторы сделали этот мир небанальным, населив его не шаблонными Бабами-Ягами, Кощеями и богатырями. Каждый описанный дух или черт занимает свое определенное и объяснимое место, благодаря чему легко понять, с кем можно иметь дело без опаски, а кого - избегать любой ценой.
А в местной энциклопедии можно не только почитать про русские обычаи и поверья, но и послушать народные песни, исполненные Студенческим хором Пермского краевого колледжа искусств и культуры.
Так что "Чёрная книга" заслуживает внимания, и в ней признают полноценное произведение искусства даже те, кто с недоверием относится к видеоиграм. Разумеется, если они не против ужастиков и мрачных историй.