Найти в Дзене
Хитрый койот

"Черная книга" - атмосферная игра, густо замешанная на пермяцком фольклоре

К "Чёрной книге" пермской инди-студии Мортёшка в последнее время появился интерес: вот уже вышла настольная игра по ее мотивам, а там и сериал намечается. А значит, пора открыть ее заново и вспомнить, чем же она так заинтересовала в свое время игроков, заставляя их послушать страшные сказки Чердыни. Сюжет таков. В Чердынском уезде Пермской губернии жила как-то у колдуна деда Егора его приемная внучка - сирота Василиса. Она продолжать его дело и становиться ведьмой не хотела и собиралась замуж. Но ее парень по неизвестным причинам покончил с собой, и чтобы вытащить его с того света, она решилась стать ведьмой и заключила сделку с Сатаной. А у Егора был мощный артефакт - та самая Чёрная Книга, которая, по преданию, может исполнить любое желание, если снять с нее все печати. Открыть их можно при помощи различных духов, и Вася принялась за дело, попутно знакомясь с населяющей Пермскую губернию нечистой силой... Жанрово "Чёрная книга" - это смесь визуального романа, винтажного квеста "point

К "Чёрной книге" пермской инди-студии Мортёшка в последнее время появился интерес: вот уже вышла настольная игра по ее мотивам, а там и сериал намечается. А значит, пора открыть ее заново и вспомнить, чем же она так заинтересовала в свое время игроков, заставляя их послушать страшные сказки Чердыни.

-2

Сюжет таков. В Чердынском уезде Пермской губернии жила как-то у колдуна деда Егора его приемная внучка - сирота Василиса. Она продолжать его дело и становиться ведьмой не хотела и собиралась замуж. Но ее парень по неизвестным причинам покончил с собой, и чтобы вытащить его с того света, она решилась стать ведьмой и заключила сделку с Сатаной. А у Егора был мощный артефакт - та самая Чёрная Книга, которая, по преданию, может исполнить любое желание, если снять с нее все печати. Открыть их можно при помощи различных духов, и Вася принялась за дело, попутно знакомясь с населяющей Пермскую губернию нечистой силой...

Жанрово "Чёрная книга" - это смесь визуального романа, винтажного квеста "point-and-click" и колодостроительной RPG. Короче, игра не для любителей активного геймплея. Зато - хороший выбор для тех, кто не спеша, любит проводить уютные вечера за чашечкой успокаивающего жасминового чая.

-3

Сама игра выполнена в низкополигональном тридэ типа "первая плойка". Пейзажи и нечисть выглядят еще ничего, но вот на лица людей без слез не взглянешь...

-4

Это усы или рот?

-5

А, нет, все же усы.

Но в диалогах нам таки показывают рисованные образы персонажей. Они выполнены красиво и напоминают работы Билибина.

Визуально-романовая часть - основная в игре и она удалась не в последнюю очередь благодаря отличной озвучке. Причем были озвучены абсолютно все персонажи, даже эпизодические. Роль главной героини досталась Екатерине Шерман, которая уже отличилась в ужастике "Зайчик", а роль ее наставника деда Егора исполнил мастер дубляжа Сергей Чихачев, год с небольшим назад дебютировавший в "Волшебном участке" и "Кибердеревне" вживую. Вообще в актерском составе немало именитых актеров, таких, как Валерий Сторожик (Люциус Малфой и Шекер-ага) и Леонид Белозорович (ХРАЗ из Atomic Heart и гоблин Крюкохват). Тексты диалогов тоже хороши: насыщенный старинными словечками пермяцкий говор работает на атмосферу русского села. Когда, например, в последний раз вы слышали слово "суседко" (оно означает домового, если что)? Я лично - только в детстве, когда читал про Конька-Горбунка.

-6

При этом авторы объясняют, что означает то или иное слово.

В тех моментах, где "Черная книга" остается "один на один" с игроком, обрисовывающий ту или иную картину текст зачитывается хорошо поставленным голосом Алексея Никитина, который мне запомнился по участию в русской озвучке Darkest Dungeon. Так что повествование напоминает этакую интерактивную аудиокнигу, а написанный литературным языком текст лишь усиливает сходство.

-7

В спорных ситуациях игра часто дает выбор между "драться" и "поговорить". И зачастую "поговорить" оказывается лучше, чем "драться". Серьезно, разговоры с нечистой силой помогают лучше понять сюжет и окружающий мир, а также упрощают игру. Сюжет, однако, простоват, и реально неоднозначных моральных дилемм тут мало. Ты либо отыгрываешь вынужденную иметь дело с бесами хорошую колдунью, либо злую ведьму.

Сама главная героиня наделена конкретным образом: она начитанна и рассудительна, и в целом добра и сострадательна, но при этом резка, вспыльчива и немного жестока. Этим она во многом похожа на Катару из "Легенды об Аанге". Ну а че? И та, и та - колдунья.

-8

Но при этом то, насколько Вася будет добра, сострадательна и жестока, будет зависеть от самого игрока.

-9

Совсем без драки пройти "Черную книгу" не получится, и в дело вступает колодостроительная часть. Тут уже все не так однозначно. С одной стороны, порог вхождения довольно низкий, а кривая сложности - плавная: сначала нам дают самые простые механики, с каждой новой главой и открываемой печатью постепенно переходя к более сложным. Правила просты: бой происходит пошагово, при этом хорошие (то есть мы) в большинстве случаев начинают и выигрывают. Дело упрощает то, что мы видим замыслы врага и можем на них ответить. Отвечаем мы заговорами, которые составляем из карт, а их выдают в случайном порядке из заранее составленной колоды. Заговоры состоят из приказов и ключей, при этом ключи действуют позже приказов. Какая карта подходит на роль приказа или ключа - указано на самой карте в левом верхнем углу. Назначение карт интуитивно понятно и легко запоминается: черные карты - атакующие, белые - защитные. И эта простота правил, опять же, хорошо подходит для незнакомых с видеоиграми новичков, но искушенные геймеры заскучают.

-10

С колодостроительной частью тесно связана такая штука, как менеджмент чертей. Согласно этому миру, любой колдун получает силу от находящихся у него в услужении бесов, но они требуют работу, а работа их - причинять вред и несчастья жителям. Это геймплейно отражается на местном кармаметре - счетчике грехов, который влияет на некоторые диалоги и возможные действия в визуально-романовой части. Грехи, если что, дают и за совершение плохих поступков: кражу, проявление жестокости, убийство беззащитных. Если бесов не отсылать, то они начинают мучать Василису: геймплейно это выражается в штрафах в бою, начиная со снижения очков здоровья и заканчивая невосприимчивостью к некоторым усилениям. Правда, некоторых бесов благодаря отдельному умению можно отвлечь, отсылая на бессмысленную работу - типа вить веревки из песка или носить воду в решете, так что это грехов не принесет.

Числовой кармаметр - самый простой способ реализации системы морали персонажа. И часто будучи не "жестким", он приводил к очень странным ситуациям (особенно в открытых мирах), когда, скажем, персонаж после сожженной им деревни возвращал себе статус-кво подачей милостыни (иногда до посинения). Но в "Черной книге" мир не открытый, а напоминает рельсы, по которым везут игрока из точки "А" в точку "Б", не считая небольших ответвлений, поэтому такой кармаметр здесь отлично работает.

Затея необходимости выбора между решением облегчить себе жизнь "здесь и сейчас" и получить грехи, которые в финале аукнутся, и решением немного попотеть и потом легко завершить игру хороша на бумаге, но все дело портит дисбаланс ближе к концу (я проходил на среднем уровне сложности). Некоторые сборки колоды натурально ломают игру, заставляя даже самых сложных боссов отправиться в нокаут уже на третий-четвертый ход. А в поздней игре на некоторые штрафы от начальных незанятых чертей можно вообще не обращать внимание.

Винтажно-квестовая часть - по мне, получилась самой слабой. Из-за уже упомянутой графики бывает, что нужные для продвижения по сюжету предметы и улики плохо видны или вообще не видны, что заставляет пылесосить локации вслепую.

-11

Вы не поверите, но на бревнах этого соляного ларя остались следы огромных когтей!

Дело ухудшает топорное управление главной героини при помощи мыши, при котором Вася часто застревает в текстурах и предметах и не может выбраться. Поэтому - вот вам совет, если надумаете поиграть: используйте "крестовину" WASD или джойстик.

И все же, несмотря на все ее недостатки, "Чёрная книга" подкупает игрока реально интересным, крутым, хорошо прописанным и самобытным мрачным миром Чердынского уезда второй половины XIX века. Он густо замешан на реальном фольклоре Пермского края и этнографических исследованиях, причем авторы сделали этот мир небанальным, населив его не шаблонными Бабами-Ягами, Кощеями и богатырями. Каждый описанный дух или черт занимает свое определенное и объяснимое место, благодаря чему легко понять, с кем можно иметь дело без опаски, а кого - избегать любой ценой.

-12

А в местной энциклопедии можно не только почитать про русские обычаи и поверья, но и послушать народные песни, исполненные Студенческим хором Пермского краевого колледжа искусств и культуры.

Так что "Чёрная книга" заслуживает внимания, и в ней признают полноценное произведение искусства даже те, кто с недоверием относится к видеоиграм. Разумеется, если они не против ужастиков и мрачных историй.