Найти в Дзене

Несправедливость учителя к ребенку: что делать?

Каждый новый учебный год у части родителей может возникать один и тот же вопрос – что делать, если учитель относится к моему ребенку несправедливо и предвзято? Сигналами могут служить жалобы самого ребенка, плохие оценки. Давайте разбираться вместе, как родитель может помочь своему чаду в данной ситуации. Первое, что важно понять: педагогика и психология – это разные дисциплины. К сожалению, особенно в обычных школах, такая ситуация встречается достаточно часто: педагог хорошо знает свой предмет, но одновременно он является живым человеком со своими «поломками», несовершенствами и травмами. Полезно объяснить это ребенку, можно использовать для этого яркие примеры. Например, мы же не обижаемся на котенка за то, что он не умеет играть на фортепиано? Он не играет на пианино, потому что у него просто нет такой функции. Также и с учителем: функция «быть справедливым» у него может быть «сломана» или вообще отсутствовать. Вторая частая проблемы: и с учителем, и с ребенком в целом все нормальн

Каждый новый учебный год у части родителей может возникать один и тот же вопрос – что делать, если учитель относится к моему ребенку несправедливо и предвзято? Сигналами могут служить жалобы самого ребенка, плохие оценки. Давайте разбираться вместе, как родитель может помочь своему чаду в данной ситуации.

Первое, что важно понять: педагогика и психология – это разные дисциплины. К сожалению, особенно в обычных школах, такая ситуация встречается достаточно часто: педагог хорошо знает свой предмет, но одновременно он является живым человеком со своими «поломками», несовершенствами и травмами. Полезно объяснить это ребенку, можно использовать для этого яркие примеры. Например, мы же не обижаемся на котенка за то, что он не умеет играть на фортепиано? Он не играет на пианино, потому что у него просто нет такой функции. Также и с учителем: функция «быть справедливым» у него может быть «сломана» или вообще отсутствовать.

Вторая частая проблемы: и с учителем, и с ребенком в целом все нормально, просто они не находят взаимопонимания. Начиная от особенностей восприятия информации (лучше воспринимает «на слух», «глазами» или тактильно), и заканчивая некоторыми особенностями работы мозга, например, в случае дислексии.

И только третий тип ситуации – это действительно неквалифицированное поведение педагогов и газлайтинг, то есть ситуация, в которой учитель намеренно внушает конкретному ребенку, что тот какой-то не такой, каким якобы должен быть. Педагогу может не нравится внешний вид вашего ребенка, он может испытывать подсознательную зависть.

Полезное упражнение, которое помогает выявить проекции и поменять отношение ребенка к ситуации:

Шаг 1. Спрашиваем у ребенка, какие качества есть у учителя?

Можно это сделать в формате игры. Например, за ужином вы спрашиваете другого члена семьи, есть ли кто-то из коллег на работе, кто ему не нравится. Потом у ребенка: «А у тебя среди учителей?» Например, ребенок говорит: «Клавдия Захаровна! Она тварь!». Ваша реакция: «А какие качества в ней есть?». И тут ребенок перечислит: например, несправедливость, наглость, подлость. Предложите ребенку поставить баллы каждому из качеств, насколько он считает учителя несправедливым, наглым, подлым и т.д. Наличие даже 1 балла в этом списке говорит нам о том, что это не объективное мнение, а вытесненная тень, которая падает на этого учителя.

Шаг 2. Спрашиваем, какую боль, по мнению ребенка, учитель закрывает этим своим несправедливым поведением?

Дети обычно увлекаются этим упражнением сильнее взрослых и начинают все свои собственные слабые стороны выгружать на условную «Клавдию Захаровну». Например: «Она, конечно, чувствует сама униженность и поэтому унижает других».

Шаг 3. Предлагаем ребенку придумать сказку.

В этой сказке ребенок наделит своего условного врага слабостью. В нашем примере это будет сказка про то, как Клавдия Захаровна была унижена. Конечно, у нас нет задачи обесценить учителя, но необходимо поменять отношение ребенка к нему. С помощью этого упражнения Вы научите ребенка не принимать близко к сердцу мнения и поступки других людей, которые не обладают авторитетом в глазах ребенка.

В любом случае, обязанность родителя – разбираться, что происходит в школе у ребенка. Не стоит стесняться! Особенно это важно в начальной школе: помогайте своему ребенку и поддерживайте его, для любого ребенка крайне важно быть услышанным, иметь возможность оправдаться. Так вы либо найдете решение проблемы, либо в крайнем случае смените учителя и школу.