Что такое пословица? Атавизм? Блажь? Бремя образования?
Нет. Пословица – мудрость, наработанная годами и изложенная в краткой форме.
(Личное мнение репетитора, автора канала.)
***
Современные школьники не пользуются пословицами и крылатыми выражениями, они их не знают. Это здорово затрудняет подготовку к ОГЭ и ЕГЭ – экзаменам, сдаваемым после девятого и после одиннадцатого классов.
Причём пословицы, афоризмы и устойчивые словосочетания не только не запоминаются. Ребята искренне не понимают, куда их применять. Словарный запас у многих учеников довольно ограничен. Конструкции, которые они выстраивают, действительно не нуждаются в ни в пословицах, ни в поговорках.
Мы сейчас не обсуждаем, хорошо или плохо использовать в речи пословицы и крылатые выражения. Мы, скорее, обсуждаем их скорый уход из речи.
Собрала несколько примеров. Буду излагать с комментариями моих учеников. Возраст ребят: 3-11 классы)
По приезде
"Во-первых, почему там в конце "е"? Оно не звучит! Во-вторых, ну-ка придумайте мне фразу, где я скажу "по приезду". Ой, я это даже выговорить не могу! Я скажу так: когда приехал. Проще гораздо."
Битый небитого везёт
Давно наблюдаю за этой пословицей. Казалось бы, она должна была перейти из сказок в реальность. Переход не случился. У меня в детстве случился, а современные школьники не понимают смысла сказанного.
Им не читали в детстве сказок? Им читали не те сказки? Или мне читали не те сказки?
Венец творения
В одном из заданий для подготовки к ЕГЭ есть "венок творения". Нужно найти ошибку и написать правильный вариант. Именно этого момента жду с трепетом, потому что знаю, что ученики не знакомы с "венцом творения", как и со многими подобными словосочетаниями.
Терновый венец туда же кладём, в коробочку забвения.
"Здесь нет ошибки! Где она? Нет тут ошибки! А! Ошибка в самом задании! Да? Это они напечатали так, что ошибки нет!"
Свет клином сошёлся
Для того, чтобы использовать данную конструкцию, сначала нужно рассказать историю про кого-то, кто чем-то или кем-то сильно увлечён. История должна быть образная и яркая, иначе фразеологизм не прозвучит.
Однако с историями нынче туго.
Пытаюсь уже которое занятие разговорить девочку-молчунью, мы с ней четвёртый год вместе. Раз в неделю занимаемся. По математике четвёрка, по русскому четвёрка. Сейчас, когда она учится в восьмом классе и осознаёт неизбежность устного собеседования по русскому языку, она медленно и нехотя начинает пытаться строить фразы. От безысходности. И мне не нужно от неё ни света, ни клина. Комнату недавно описывали. И то славно.
– Не знаю.
– Детка, подробнее.
– Я не знаю.
– Лучше, но маловато. Ещё подробнее.
– Я не знаю, что это такое.
– Вот! Умничка! Можешь ведь!
Назвался груздем – полезай в кузов!
Пословица про ответственность. Про "сдержать слово". А с этим у нас нынче напряжёнка. И не только у подрастающего поколения.
Если дальше школьники будут таким же лёгкими, немотивированными и безответственными, то пословица уйдёт и заберёт с собой понятия "обещание" и "долг".
– Я точно сделаю домашку! Обещаю!
– Ты "сделаешь", как к этому занятию, то есть, вообще никак? Или как к предыдущему?
– Нет! Я просто забыл! Точно сделаю!
Волка ноги кормят
Сложная пословица. Речь идёт о самостоятельности. Кстати, к репетиторству она очень подходит.
Как-то на уроке ученица спросила, каково быть репетитором:
– Вы же сами зарабатываете, у вас зарплаты нет, вам не страшно жить?
Применила пословицу. Девочка крайне удивилась. Так мы вышли на тему пословиц. И ей настолько стало интересно, что она стала коллекционировать пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые выражения.
Сейчас уже который год работает учителем русского языка.
***
Если продолжать, всё не поместится.
Речь беднеет. Может быть, потому, что перестаёт быть вербальной. Переходит в интернет-плоскость. Там речь короче, информативнее. Менее образная, но более сжатая. Время дорого.
Возможно, есть ещё причина, почему пословицы гибнут.
Видео.
Не нужно речи придавать яркость и образность речи. Можно увидеть глазами, а не представить самому.
***
Мои примеры с учениками показались вам вычурными? Возможно, так и есть.
- К репетитору приходят не самые сильные ученики.
- К тому же специально использую разные литературные приёмы и иногда слегка преувеличиваю (не фактически, а стилистически), чтобы мысль выделить.
Спасите пословицы! Мы их теряем!
Процесс уже идёт, и боюсь, он необратим.
Что надо делать:
Пойдите в интернет. Найдите самые популярные пословицы, поговорки, афоризмы, фразеологизмы, крылатые выражения. Разбирайте их с ребятами каждый день, применяйте для ситуаций в семье.
Поиграйте, опишите качества домашних пословицами. Будет и весело, и полезно.
Давайте пройдём маленький опрос:
1. Сколько раз в день вы используете пословицы, поговорки, афоризмы, фразеологизмы, крылатые выражения?
2. Соедините известного персонажа и пословицу.
3. Напишите в комментарии одну пословицу (и т. д.) про учёбу, трудность, усилие.
4. Переврите пословицу. Только осторожно. И чтобы было забавно, остроумно.
5. Найдите и напишите самую неизвестную пословицу. Такую, чтобы даже самые дотошные и въедливые читатели удивились.
Жду вас, друзья, в комментариях.
И пусть где-то в стране словесной народной мудрости одно забытое крылатое выражение горделиво расправит крылья, взлетит выше неба и до мурашек обрадуется, что мы его помним.
Важное!
Дзен придумал кнопку донатов и вставил её в каждую статью. Присмотритесь к правой стороне в конце материала, и вы увидите протянутую ручку автора с сердечком. Так сотрудники платформы видят наши авторские бдения по ночам и многочасовую работу с комментариями. Ну ладно. Это наш выбор, нас писать никто не заставляет.
Однако, если вы решите меня поддержать, мне будет очень приятно😊🙏