На стриминге «Okko» вышел детективный сериал «Трасса» режиссёра Душана Глигорова, который уже сейчас занимает 83-место в «ТОП-250» лучших сериалов мира по версии «Кинопоиска». Сюжет, по словам сценариста Олега Маловичко, основан на реальных событиях. В Ставропольском крае девочка-подросток расстреливает спящих родителей и пытается покончить с собой. В это же время в Санкт-Петербурге пропадает приемная дочь судьи Светланы Незнамовой, и женщина отправляется на поиски… Критики сравнивают «Трассу» с теми мрачными и жестокими фильмами, создатели которых говорили о самых тяжёлых социальных проблемах. Речь идёт о семейном и сексуальном насилии, подростковой проституции, психических расстройствах, торговле живыми людьми… и самое страшное – о тотальном равнодушии к чужой беде.
Актриса нашего театра Дарья Бутакова снялась в роли Марьяны Демченковой – жены организатора похищений молодых девушек. Мы поговорили о том, нужны ли вообще художественные фильмы о таких шокирующих вещах; кому можно посоветовать посмотреть «Трассу», а кому не стоит; возможно ли актёрское оправдание персонажа – женщины, психика которой искалечена и разрушена, а также о том, как строился диалог с режиссёром, и об атмосфере съёмок.
Несколько слов о проекте
Знаете, когда я прочла сценарий, мне стало жутко. Думаю, не существует человека, которого не тронула бы такая история, даже из тех, кто привык смотреть кино отвлечённо, не примеряя на себя ситуаций... и уж тем более, зрителей, которые идентифицируются с героями, принимают всё близко к сердцу. Особенное впечатление произвело то, что этот ужас творился в реальности, и много лет подряд! Ведь если бы преступники не нарвались случайно на эту женщину, которая шла буквально на всё, чтобы найти свою дочь, – они продолжали бы творить свои бесчинства абсолютно безнаказанно. В своё время так же случайно поймали Чикатило... а столько лет искали.
Смотреть этот фильм неприятно, но наверное, нужно – это не чистый жанровый "хоррор", он не пугает ради того, чтобы пугать, а вскрывает болезненные проблемы общества. Конечно, вместе с детьми я бы этот сериал смотреть не стала. Но со взрослыми людьми хотелось бы о таких проблемах говорить, обсуждать, в конце концов, предостерегать их (особенно родителей!) от возможной опасности. У меня самой растут две дочери, и мне страшно даже подумать, что они могут столкнуться в будущем с чем-то подобным. О таком нельзя молчать. Это, кстати, одна из важнейших тем сериала: замалчивание, страх, ложный стыд, отказ признать происходящее может привести к непоправимым последствиям. К сожалению, зло может коснуться кого угодно, беда может прийти в любой дом... И очень важно бороться до последнего, вставать на защиту своих детей. Так выстроить свои отношения с близкими, чтобы – не дай Бог! – в аналогичной ситуации – тоже бились, искали, не сдавались и нашли.
О работе над ролью
Моя героиня – жена и сообщница бандита, который готов ради наживы жертвовать не только чужими детьми, но даже собственным ребёнком. Как я старалась оправдать её! Сразу скажу, актёрское "оправдание" не равно человеческому... просто, чтобы роль получилась, мне нужно было найти какую-то психологическую мотивацию. Что ею движет? Как она, женщина и мать, могла пойти на такое? Я искала, думала... сначала была самопроба, потом очная встреча с режиссёром. Мы пообщались, и потом, когда я уже ехала на съёмки, я внутренне для себя решила: "Да, она постоянно живёт в этом ужасе. Да, она отгородилась от мира, замкнулась... но вот таким, извращённым способом, она всё же хочет защитить свою семью, свою дочь..." Я до последнего внушала себе эту мысль, и вроде бы даже мне удалось внутренне в это поверить.
Однако в процессе, уже на съёмочной площадке, режиссёр подошёл ко мне. А мы к тому времени уже попробовали один дубль, второй, третий... И вот, он так мягко говорит: "Да-да, в целом неплохо... но, Даша, ты не учитываешь того, что за столько лет жизни с ним у неё в голове произошла деформация. Она тоже творит адские дела, и уже даже не понимает, что хорошо, что плохо, это просто для неё вопрос выживания..." (Пауза) Вот так... я пыталась, но кадр сложился именно тогда, когда режиссёр велел: "Не оправдывай, просто на уровне инстинкта сражайся за свой образ жизни!"
И я поняла: это нельзя играть с точки зрения нормы. Муж и жена Демченковы –это изломанные, искалеченные, искорёженные существа, мутировавшие и внутренне, и внешне. Из года в год они не просто торговали людьми они издевались над ними, запугивали, пытали... Далеко не все, кто промышляет, к примеру, сутенёрством, вот так переродились внутренне. Им важнее всего прибыль, чтобы их собственный дом был "полная чаша". А здесь... живут-то они в целом довольно скромно. Но глава семьи вовлекает в свою деятельность всех домашних, и все в курсе, и все его покрывают, и даже соседи не догадываются о том, что происходит. И как страшно повстречать кого-то, такого же искорёженного, на своём пути...
О съёмках
Сериал снимался в курортных местах – Кисловодске, Пятигорске и других красивейших городах-здравницах. Я летала в Минеральные Воды, когда младшей дочери ещё не было годика, и это стало для меня настоящим приключением, глотком свежего воздуха в декретных буднях. Я благодарна мужу за то, что он поддержал меня в тот момент, дал мне возможность уехать, взял на себя бытовые дела.
Мы снимали в горах, вокруг были пастбища с самыми настоящими животными, то есть, натура была абсолютно живая, подлинная. Там живут люди, ведут хозяйство, держат домашний скот. Мои сцены снимались в местечке, где всего-то пять-шесть домов... работающий трактор, рядом пасётся стадо, вдалеке горные вершины. Не могу сказать, что возникали какие-то особые трудности... (Смеётся) Был, правда, забавный эпизод, когда вдруг разразился ливень, стало ужасно холодно, и начался настоящий потоп. Вагончики съёмочной группы стояли на возвышении, а "дом Демченковых", где сосредоточены все мизансцены, располагался внизу. В какой-то момент дождь настолько размыл дорогу, что актёров, которые были заняты в сцене, передавали по цепочке, как вёдра, чтобы они (мы) могли добраться до места. Но для меня это скорее забавное и приятное воспоминание.
Работать было... увлекательно, да просто чудесно! Хотя я понимала: несмотря на то, что роль небольшая, играть придётся всерьёз. О режиссёре ходили слухи, что пока он не добьётся нужного результата – он никуда дальше ни на миллиметр не сдвинется, несмотря на жёсткие сроки съёмочного периода. Этот человек обладает замечательным талантом – максимально точно и внятно объяснить актёру, что от него требуется. И ещё хотелось бы упомянуть о моей 14-летней партнёрше, Василисе Немцовой. Это потрясающая девочка! Мы были в одном вагончике, поэтому я могу сказать, что и в жизни она очень серьёзная, сосредоточенная. Несмотря на юный возраст, у неё уже большой опыт в кино, объёмный список ролей, и сколько осознанности в глазах, сколько трудолюбия! Я считаю, что она очень далеко пойдёт...
О личном опыте
Я вообще уверена, что когда ты встречаешься на своём творческом пути с новым режиссёром... да вообще, новым человеком, который ставит задачи, доносит свои мысли НЕ ТАК, как ты к этому привык, – это огромная удача. Ты мобилизуешься, стараешься сделать свою роль максимально хорошо, убедительно, ищешь в себе резервы... и, возможно, находишь их.
Не берусь судить, что получилось в фильме, а что нет. Это сложно, особенно если ты находишься внутри проекта, невольно сопереживаешь своей команде, с теплотой думаешь о своих коллегах. Тем более, когда ты в курсе замысла. Поэтому я просто желаю удачи этой работе. Удалось ли нам достучаться до зрителя – покажет резонанс. Если люди не останутся равнодушными к этому сериалу... пусть даже будут обсуждать его в негативном ключе, какой он тяжёлый, какой он страшный, – значит, что-то нам всё-таки удалось.
Увидеть Дарью Бутакову вы можете на сцене Нового драматического театра (Москва, ул. Проходчиков, д. 2).
СТРАНИЦА АКТРИСЫ НА САЙТЕ ТЕАТРА