Найти в Дзене
Art&Culture

Музей Москвы обновился - теперь здесь показывают очень редкие экспонаты

Историю своего города знать надо, это важно. Историю Москвы тоже. Для россиян это город особый. Москва для нас не только город возможностей для достижения материального благополучия, обретения влияния, статуса, но в первую очередь сердце страны. А вот, как это сердце впервые начало стучать и как работает на протяжении многих веков знать просто необходимо. Об истории столицы теперь можно узнать на обновленной постоянной экспозиции в "Музее Москвы". Да, она была здесь всегда. Но. Визуально устарела, была не современной, не привлекала молодую аудиторию, школьников сюда привозили потому что "надо", а не потому что "какая крутая и содержательная" выставка об истории города. Теперь она выглядит актуально и стильно, более того экспонатов выставляется аж 2200 штук (раньше было тоже немало, около 1500 предметов). Для детей музейщики и архитектор экспозиции Кирилл Асс придумали отдельный маршрут: на уровне, который заметно ниже чем для взрослой аудитории, разместили специальные шкафчики-ящечки,
Обновленная эспозиция об истории Москвы. Музей Москвы. Фото: Art&Culture
Обновленная эспозиция об истории Москвы. Музей Москвы. Фото: Art&Culture

Историю своего города знать надо, это важно. Историю Москвы тоже. Для россиян это город особый. Москва для нас не только город возможностей для достижения материального благополучия, обретения влияния, статуса, но в первую очередь сердце страны. А вот, как это сердце впервые начало стучать и как работает на протяжении многих веков знать просто необходимо.

Об истории столицы теперь можно узнать на обновленной постоянной экспозиции в "Музее Москвы". Да, она была здесь всегда. Но. Визуально устарела, была не современной, не привлекала молодую аудиторию, школьников сюда привозили потому что "надо", а не потому что "какая крутая и содержательная" выставка об истории города. Теперь она выглядит актуально и стильно, более того экспонатов выставляется аж 2200 штук (раньше было тоже немало, около 1500 предметов). Для детей музейщики и архитектор экспозиции Кирилл Асс придумали отдельный маршрут: на уровне, который заметно ниже чем для взрослой аудитории, разместили специальные шкафчики-ящечки, которые нужно открывать и рассматривать внутри экспонаты - целое приключение.

Выставка выстроена как в хронологическом порядке: от времени древних славян до жизни города в 1940-х годах, так и в тематическом: есть отдельные комнаты с открытым хранением - все предметы в них тематически совпадают с залами основой экспозиции. Так что же редкого и удивительного есть на обновленной выставке об истории Москвы? Таких экспонатов много, вот некоторые из них (все они теперь являются фондами "Музея Москвы"):

Фрагмент ткани из гробницы царевича Ивана Ивановича. Музей Москвы. Фото: Art&Culture Дзен.
Фрагмент ткани из гробницы царевича Ивана Ивановича. Музей Москвы. Фото: Art&Culture Дзен.
Фрагмент ткани из гробницы царевича Ивана Ивановича. Музей Москвы. Фото: Art&Culture Дзен.
Фрагмент ткани из гробницы царевича Ивана Ивановича. Музей Москвы. Фото: Art&Culture Дзен.
Фрагмент ткани из гробницы царевича Ивана Ивановича. Музей Москвы. Фото: Art&Culture Дзен.
Фрагмент ткани из гробницы царевича Ивана Ивановича. Музей Москвы. Фото: Art&Culture Дзен.

1. Фрагмент ткани из гробницы царевича Ивана Ивановича, XVI век; камка, шелк, газ, ткачество.

Сын Ивана Грозного, царевич Иван Иванович, покоится в Архангельском соборе - семейном приделе рядом с отцом и младшим братом Федором. В 1963 году вскрыли саркофаг с его останками и обнаружили сохранившиеся! фрагменты одежды погребального покрова. Изучение тканей саванов показало, что при захоронении Федора Ивановича использовали материал, аналогичный по технологии изготовления и рисунку савану из саркофага царевича Ивана. Узор декоративной ткани строится из орнаментальных лент, которые образуют овальные медальоны с цветами граната внутри. Фрагмент покрова поступил в "Музей Москвы" в 1966 году из фондов Музеев Московского Кремля. На этой выставке фрагмент ткани хранится под стеклом, а сверху накрыт шторкой - ее нужно отодвигать, смотреть и быстро закрывать - воздействие света негативно влияет на данный экспонат.

Надгробие Каспара фон Эльферфельдта. Фото: Art&Culture Дзен.
Надгробие Каспара фон Эльферфельдта. Фото: Art&Culture Дзен.

2. Надгробие Каспара фон Эльферфельдта, 1560-е-начало 1570-х годов; камень, теска, резьба.

Надгробие с надписью готическими буквами и изображением профиля человека в шлеме принадлежит немецкому юристу Каспару фон Эльферфельдту. Во время Ливонской войны он попал в русский плен и позже поступил на службу к Ивану Грозному. Известно, что Эльферфельдт был советником царя по дипломатическим вопросам и занимал высокое положение при русском дворе. Современники называли его то вероотступником и "злейшим врагом немцев", то благородным и честным юристом. Жил Каспар в Занеглименье, недалеко от Опричного двора. К 1570 году он попал в опалу и умер в тюрьме от эпидемии чумы. Однако заранее продумал свое надгробие и заказал его исполнение. Надпись на нем гласит так: "Каспар фон Эльферфельдт/ Права лиценциант бывший/Ландрост [староста, управляющий] Петерсхагена".

Надгробие князя Мещерского.  Фото: Art&Culture Дзен.
Надгробие князя Мещерского. Фото: Art&Culture Дзен.
Надгробие князя Мещерского. Фото: Art&Culture Дзен.
Надгробие князя Мещерского. Фото: Art&Culture Дзен.

3. Надгробие князя Юрия Юрьевича Мещерского, 1607 год; белый камень, теска, резьба.

В эпитафии стольника, князя Юрия Юрьевича Мещерского, отмечено, что он "убиен быст(ь) на государевой службе под Калугою", - вероятно, в сражении с войсками Ивана Болотникова. Указание на гибель в бою намогильных плит Москвы является редкостью. Для тех, кто подзабыл историю, вот ремарка по поводу Ивана Болотникова: он был профессиональным военным, политдеятелем Смутного времени, предводитель восстания 1606-1607 гг.

Крест Комляты. Музей Москвы. Фото: Art&Culture Дзен.
Крест Комляты. Музей Москвы. Фото: Art&Culture Дзен.
Крест Комляты. Фото: Art&Culture Дзен.
Крест Комляты. Фото: Art&Culture Дзен.

4. Крест Комляты. Вторая половина XII - первая половина XIII века. Белый камень, теска, резьба.

Это фрагмент намогильного креста. Сотрудники музея реконструировали его вероятную форму. Любопытно, что крест - символ крестьянский, но имя Комлята - это не христианское имя, данное по святцам, а обыденное имя человека, его бытовое прозвище. Надпись на камне гласит: "Крест поставиша Комлята гость по матере".

Само собой, на выставке собраны самые разные редкие экспонаты по периодам жизни Москвы, не только из загробного мира. Об остальных - читайте в следующих материалах на Дзен канале Art&Culture.

Маскарон, изображающий лицо усатого мужчины, 17-18 вв; белый камень, резьба. Фото: Art&Culture Дзен.
Маскарон, изображающий лицо усатого мужчины, 17-18 вв; белый камень, резьба. Фото: Art&Culture Дзен.