Историю своего города знать надо, это важно. Историю Москвы тоже. Для россиян это город особый. Москва для нас не только город возможностей для достижения материального благополучия, обретения влияния, статуса, но в первую очередь сердце страны. А вот, как это сердце впервые начало стучать и как работает на протяжении многих веков знать просто необходимо.
Об истории столицы теперь можно узнать на обновленной постоянной экспозиции в "Музее Москвы". Да, она была здесь всегда. Но. Визуально устарела, была не современной, не привлекала молодую аудиторию, школьников сюда привозили потому что "надо", а не потому что "какая крутая и содержательная" выставка об истории города. Теперь она выглядит актуально и стильно, более того экспонатов выставляется аж 2200 штук (раньше было тоже немало, около 1500 предметов). Для детей музейщики и архитектор экспозиции Кирилл Асс придумали отдельный маршрут: на уровне, который заметно ниже чем для взрослой аудитории, разместили специальные шкафчики-ящечки, которые нужно открывать и рассматривать внутри экспонаты - целое приключение.
Выставка выстроена как в хронологическом порядке: от времени древних славян до жизни города в 1940-х годах, так и в тематическом: есть отдельные комнаты с открытым хранением - все предметы в них тематически совпадают с залами основой экспозиции. Так что же редкого и удивительного есть на обновленной выставке об истории Москвы? Таких экспонатов много, вот некоторые из них (все они теперь являются фондами "Музея Москвы"):
1. Фрагмент ткани из гробницы царевича Ивана Ивановича, XVI век; камка, шелк, газ, ткачество.
Сын Ивана Грозного, царевич Иван Иванович, покоится в Архангельском соборе - семейном приделе рядом с отцом и младшим братом Федором. В 1963 году вскрыли саркофаг с его останками и обнаружили сохранившиеся! фрагменты одежды погребального покрова. Изучение тканей саванов показало, что при захоронении Федора Ивановича использовали материал, аналогичный по технологии изготовления и рисунку савану из саркофага царевича Ивана. Узор декоративной ткани строится из орнаментальных лент, которые образуют овальные медальоны с цветами граната внутри. Фрагмент покрова поступил в "Музей Москвы" в 1966 году из фондов Музеев Московского Кремля. На этой выставке фрагмент ткани хранится под стеклом, а сверху накрыт шторкой - ее нужно отодвигать, смотреть и быстро закрывать - воздействие света негативно влияет на данный экспонат.
2. Надгробие Каспара фон Эльферфельдта, 1560-е-начало 1570-х годов; камень, теска, резьба.
Надгробие с надписью готическими буквами и изображением профиля человека в шлеме принадлежит немецкому юристу Каспару фон Эльферфельдту. Во время Ливонской войны он попал в русский плен и позже поступил на службу к Ивану Грозному. Известно, что Эльферфельдт был советником царя по дипломатическим вопросам и занимал высокое положение при русском дворе. Современники называли его то вероотступником и "злейшим врагом немцев", то благородным и честным юристом. Жил Каспар в Занеглименье, недалеко от Опричного двора. К 1570 году он попал в опалу и умер в тюрьме от эпидемии чумы. Однако заранее продумал свое надгробие и заказал его исполнение. Надпись на нем гласит так: "Каспар фон Эльферфельдт/ Права лиценциант бывший/Ландрост [староста, управляющий] Петерсхагена".
3. Надгробие князя Юрия Юрьевича Мещерского, 1607 год; белый камень, теска, резьба.
В эпитафии стольника, князя Юрия Юрьевича Мещерского, отмечено, что он "убиен быст(ь) на государевой службе под Калугою", - вероятно, в сражении с войсками Ивана Болотникова. Указание на гибель в бою намогильных плит Москвы является редкостью. Для тех, кто подзабыл историю, вот ремарка по поводу Ивана Болотникова: он был профессиональным военным, политдеятелем Смутного времени, предводитель восстания 1606-1607 гг.
4. Крест Комляты. Вторая половина XII - первая половина XIII века. Белый камень, теска, резьба.
Это фрагмент намогильного креста. Сотрудники музея реконструировали его вероятную форму. Любопытно, что крест - символ крестьянский, но имя Комлята - это не христианское имя, данное по святцам, а обыденное имя человека, его бытовое прозвище. Надпись на камне гласит: "Крест поставиша Комлята гость по матере".
Само собой, на выставке собраны самые разные редкие экспонаты по периодам жизни Москвы, не только из загробного мира. Об остальных - читайте в следующих материалах на Дзен канале Art&Culture.