4 декабря 2024 года
Делюсь впечатлениями.
Ходили мы на утренник, потому что представление начиналось в 11 часов утра. Правда, утренник был для взрослых, дети тоже были, но не младше 12 лет. Среди исполнителей было много артистов Молодежной оперной программы, да и дирижировал оркестром не Гергиев, однако пели и играли очень хорошо.
Представление нам понравилось. Чайковский, сочиняя оперу, обещал, что никого не оставит равнодушным. Да и сам сюжет трогает за душу. Иоланта —дочь короля Рене, еще ребенком была обручена с герцогом и должна скоро выйти за него замуж. Однако герцог не знает, что его невеста слепа, да и сама Иоланта не подозревает о своем недуге: отец под страхом смерти всем запретил открывать ей правду. Исцеление возможно, только если Иоланта сама захочет видеть… Конец хороший — Иоланта нашла любовь, прозрела, все довольны и счастливы.
Чайковский за основу взял драму Генрика Герца «Дочь короля Рене», которая шла тогда в Малом театре.
Сейчас декорации и наряды были в современном духе. На сцене стоял наполовину освещенный парникообразный дом. В темной его части пела слепая Иоланта. В конце, когда она прозрела, ее половину тоже осветили. Символично. Девушки были одеты в довольно романтичные длинные платья, соответствующие той эпохе, а вот мужчины были в своеобразных костюмах с элементами грубой вязки.
В целом, на мой взгляд, получилось интересно, стильно и выдержано в единой цветовой гамме. Сюжет точно соответствовал авторскому. И это отлично, а то есть постановки в современной интерпретации, где Иоланта не только слепа, но еще и безумна, а потому на сцене она в смирительной рубашке. Так что, нам с постановкой повезло.
Снимать нельзя, поэтому фотографировали мы до начала, после окончания и в антракте.
Музыка чудесная, оркестр великолепен. Вот только мне совсем не нравится увертюра. Чайковский так старался показать беспросветность тьмы, что, на мой дилетантский взгляд, похоже, перестарался. Тут я, пожалуй, соглашусь с Римским-Корсаковым, который считал, что с оркестровкой Перт Ильич перемудрил. Но большинству гораздо более знакомы чудесные арии, а не увертюра. Даже те, кто не слушал всю оперу, наверняка, например, знают арию «Кто может сравниться с Матильдой моей».
На Новой сцене мы были впервые. Поэтому тоже поделюсь впечатлениями.
Новая сцена Большого театра — это не просто сцена, а целое отдельное театральное здание, фасадом оно смотрит на левый торец старого театра. Здание Новой сцены Большого театра строилось с 1995 по 2002 год на месте старых многоквартирных домов. Во время реконструкции исторического здания Большого театра, которая проходила с 2005 по 2011 год, на Новой сцене исполнялись все оперы и балеты Большого театра. Сейчас тут тоже идут спектакли из репертуара Большого театра.
Ни снаружи, ни внутри здание не похоже на современное.
Интерьеры Новой сцены выдержаны в бело-терракотовых и бело-зеленых тонах с вкраплениями золота.
Много света благодаря обилию хрустальных люстр.
Главная люстра в зрительном зале выдержана в стиле знаменитой люстры исторического здания Большого.
Потолок расписан по эскизам выдающегося русского художника серебряного века Льва Бакста в корректировке Зураба Церетели.
Лев Бакст широко известен своими театральными декорациями и костюмами к дягилевским балетам.
Оформление царской ложи имитирует интерьер такой же ложи в главном здании Большого театра:
На Новой сцене задействованы современные технологические возможности. Так, сцена может автоматически подниматься, опускаться и вращаться. Оркестровая яма может убираться, и тогда количество мест в партере увеличивается.
Новая Сцена на момент открытия имела единственную в России видеостудию с возможностью выхода в прямой эфир. И сейчас многие премьеры транслируются в прямом эфире в сообществе Большого театра ВКонтакте. Качество трансляции отличное, я недавно смотрела премьеру «Сорочинской ярмарки», запись будет доступна в VK Видео до 8 декабря. Сейчас в VK Видео сообщества Большого театра можно посмотреть и трансляции с Исторической сцены как прямые, так и потом некоторое время в записи.
А оперу Чайковского «Иоланта» с классическими декорациями и костюмами в постановке Государственного академического Большого театра СССР от 1982 года из ГОСТЕЛЕРАДИОФОНДа Советского телевидения можно посмотреть по этой ссылке.
Еще немножко видео с Театральной площади и из театра перед представлением: