Найти в Дзене
Тимофеева Наталья

Слушали «Иоланту» на Новой сцене Большого театра

4 декабря 2024 года Делюсь впечатлениями. Ходили мы на утренник, потому что представление начиналось в 11 часов утра. Правда, утренник был для взрослых, дети тоже были, но не младше 12 лет. Среди исполнителей было много артистов Молодежной оперной программы, да и дирижировал оркестром не Гергиев, однако пели и играли очень хорошо. Представление нам понравилось. Чайковский, сочиняя оперу, обещал, что никого не оставит равнодушным. Да и сам сюжет трогает за душу. Иоланта —дочь короля Рене, еще ребенком была обручена с герцогом и должна скоро выйти за него замуж. Однако герцог не знает, что его невеста слепа, да и сама Иоланта не подозревает о своем недуге: отец под страхом смерти всем запретил открывать ей правду. Исцеление возможно, только если Иоланта сама захочет видеть… Конец хороший — Иоланта нашла любовь, прозрела, все довольны и счастливы. Чайковский за основу взял драму Генрика Герца «Дочь короля Рене», которая шла тогда в Малом театре. Сейчас декорации и наряды были в совреме

4 декабря 2024 года

Делюсь впечатлениями.

Программка
Программка

Ходили мы на утренник, потому что представление начиналось в 11 часов утра. Правда, утренник был для взрослых, дети тоже были, но не младше 12 лет. Среди исполнителей было много артистов Молодежной оперной программы, да и дирижировал оркестром не Гергиев, однако пели и играли очень хорошо.

Представление нам понравилось. Чайковский, сочиняя оперу, обещал, что никого не оставит равнодушным. Да и сам сюжет трогает за душу. Иоланта —дочь короля Рене, еще ребенком была обручена с герцогом и должна скоро выйти за него замуж. Однако герцог не знает, что его невеста слепа, да и сама Иоланта не подозревает о своем недуге: отец под страхом смерти всем запретил открывать ей правду. Исцеление возможно, только если Иоланта сама захочет видеть… Конец хороший — Иоланта нашла любовь, прозрела, все довольны и счастливы.

Чайковский за основу взял драму Генрика Герца «Дочь короля Рене», которая шла тогда в Малом театре.

Новая сцена
Новая сцена

Сейчас декорации и наряды были в современном духе. На сцене стоял наполовину освещенный парникообразный дом. В темной его части пела слепая Иоланта. В конце, когда она прозрела, ее половину тоже осветили. Символично. Девушки были одеты в довольно романтичные длинные платья, соответствующие той эпохе, а вот мужчины были в своеобразных костюмах с элементами грубой вязки.

Артисты после представления
Артисты после представления

В целом, на мой взгляд, получилось интересно, стильно и выдержано в единой цветовой гамме. Сюжет точно соответствовал авторскому. И это отлично, а то есть постановки в современной интерпретации, где Иоланта не только слепа, но еще и безумна, а потому на сцене она в смирительной рубашке. Так что, нам с постановкой повезло.

Снимать нельзя, поэтому фотографировали мы до начала, после окончания и в антракте.

Оркестр
Оркестр

Музыка чудесная, оркестр великолепен. Вот только мне совсем не нравится увертюра. Чайковский так старался показать беспросветность тьмы, что, на мой дилетантский взгляд, похоже, перестарался. Тут я, пожалуй, соглашусь с Римским-Корсаковым, который считал, что с оркестровкой Перт Ильич перемудрил. Но большинству гораздо более знакомы чудесные арии, а не увертюра. Даже те, кто не слушал всю оперу, наверняка, например, знают арию «Кто может сравниться с Матильдой моей».

На Новой сцене мы были впервые. Поэтому тоже поделюсь впечатлениями.

Новая сцена
Новая сцена

Новая сцена Большого театра — это не просто сцена, а целое отдельное театральное здание, фасадом оно смотрит на левый торец старого театра. Здание Новой сцены Большого театра строилось с 1995 по 2002 год на месте старых многоквартирных домов. Во время реконструкции исторического здания Большого театра, которая проходила с 2005 по 2011 год, на Новой сцене исполнялись все оперы и балеты Большого театра. Сейчас тут тоже идут спектакли из репертуара Большого театра.

Ни снаружи, ни внутри здание не похоже на современное.

Многоярусная люстра «пронзает» фойе всех этажей
Многоярусная люстра «пронзает» фойе всех этажей

Интерьеры Новой сцены выдержаны в бело-терракотовых и бело-зеленых тонах с вкраплениями золота.

Интерьер зрительного зала
Интерьер зрительного зала

Много света благодаря обилию хрустальных люстр.

Люстры в фойе
Люстры в фойе

Главная люстра в зрительном зале выдержана в стиле знаменитой люстры исторического здания Большого.

Потолок расписан по эскизам выдающегося русского художника серебряного века Льва Бакста в корректировке Зураба Церетели.

Главная люстра и расписной потолок
Главная люстра и расписной потолок

Лев Бакст широко известен своими театральными декорациями и костюмами к дягилевским балетам.

Оформление царской ложи имитирует интерьер такой же ложи в главном здании Большого театра:

В зрительном зале
В зрительном зале

На Новой сцене задействованы современные технологические возможности. Так, сцена может автоматически подниматься, опускаться и вращаться. Оркестровая яма может убираться, и тогда количество мест в партере увеличивается.

Новая Сцена на момент открытия имела единственную в России видеостудию с возможностью выхода в прямой эфир. И сейчас многие премьеры транслируются в прямом эфире в сообществе Большого театра ВКонтакте. Качество трансляции отличное, я недавно смотрела премьеру «Сорочинской ярмарки», запись будет доступна в VK Видео до 8 декабря. Сейчас в VK Видео сообщества Большого театра можно посмотреть и трансляции с Исторической сцены как прямые, так и потом некоторое время в записи.

А оперу Чайковского «Иоланта» с классическими декорациями и костюмами в постановке Государственного академического Большого театра СССР от 1982 года из ГОСТЕЛЕРАДИОФОНДа Советского телевидения можно посмотреть по этой ссылке.

Еще немножко видео с Театральной площади и из театра перед представлением: