Черные страницы навсегда вписаны в историю тихого и малонаселенного рижского района Румбула. Небольшой участок латвийской земли хранит в себе боль целого народа. Именно здесь, в Румбульском лесу, с 29 ноября по 9 декабря 1941 года было убито около 38 000 евреев. Большинство привезли на расстрел из Рижского гетто, при этом примерно 10 000 из них были депортированы в Ригу из других стран - Германии, Австрии, Польши.
Уничтожение тысяч евреев в Румбуле стало страшной частью истории Холокоста не только для Рижского гетто, но и для всей Европы.
Могила как банка сардин
"В этот день больше 80 лет назад сюда пешком привели половину населения Рижского гетто - четвертого по величине на постсоветском пространстве, - рассказывает историк Игорь Гусев. - День короток, уничтожить всех одним махом не получалось. Поэтому за первый день было убито около 12-14 тысяч евреев, из них около 800 детей младше 10 лет. Большая часть была местными, пришедшими к месту уничтожения около 10 км пешком. Около 1000 евреев из Германии прибыли на поезде и были выгружены на станции Шкиротава, откуда прошлепали по лесной жиже всего 600 метров".
За несколько дней до этого в Румбулу привезли 300 советских военнопленных, заставили их вырыть 3 громадных рва. За день они выкопали гигантские траншеи и легли первым слоем в одну из них. Следующих за ними евреев расстреливали по методу "банки сардин". Заставляли скинуть вещи в коробки (деньги и драгоценности отдельно), голыми лечь на трупы и расстреливали сверху. Детей, стариков, женщин и мужчин. Не все умирали сразу. Земля в Румбуле шевелилась еще несколько дней.
"Немецкое оккупационное руководство после бойни 30 ноября дало палачам отдохнуть недельку, - говорит Игорь Гусев. - Процесс очистки Рижского гетто от местных евреев был закончен 8 и 9 декабря. На их места уже привозили вынужденных "гостей" из Европы. Им обещали депортацию на новую родину. А привезли к Румбулу, где они закончили свои дни".
Живая Фрида
Рижанка Фрида Михельсон оказалась одной из немногих, кому удалось выжить во время расстрелов. В своей книге "Я пережила Румбулу" она подробно описала этот эпизод своей жизни.
"Около полудня прекратилось, наконец, траурное шествие к вырытым могилам, и тут открылся весь ужас происшедшего: бесчисленные окровавленные трупы, в основном пожилых людей, лежали вдоль улицы, меж ними растекались широкими потоками кровавые ручьи", - пишет Фрида об увиденном в гетто.
7 декабря она тоже оказывается в колонне, которая направляется в Румбулу.
"Приближаясь к лесу, мы ясно услышали стрельбу. Это был страшный предвестник нашего будущего. Что делать?! Шуцман (участник шуцманшафта, подразделения вспомогательной полиции Третьего рейха на оккупированных территориях - ред.) кричит: снять все до нижнего белья!
Он набрасывается на меня с бранью, почему я еще не раздета. Но в этот самый момент из колонны полуголых людей к нему подбегает заплаканная женщина и обращается со словами:
- Мой муж латыш, смотрите, вот этот шуцман хорошо знает его, - и показывает рукой на какого-то охранника. - Почему я должна умирать?!
Воспользовавшись моментом, когда внимание шуцмана отвлечено разговором с женщиной, я бросилась на землю лицом в снег и замерла неподвижно. Немного спустя слышу, как надо мной говорят по-латышски:
- Кто здесь лежит?
- Наверное, мертвая, - отвечает второй голос".
Вскоре Фриду заваливают обувью расстрелянных. Рядом плачут старики, женщины, дети - все звуки обрывают выстрелы. Собрав остатки рассудка, чудом уцелевшая женщина выбирается из Румбульского леса. Следующие 3 года она скиталась по Латвии, ночуя в лесах, в хлевах, у местных жителей, которые с риском для жизни соглашались ее приютить…
Узнать больше из истории Латвии >>
Изменчивая память
В Румбуле произошел один из самых массовых случаев убийства евреев в Европе, но при этом долгие годы здесь не было никаких обозначений. Открытия памятного камня местным еврейским активистам удалось добиться лишь через 20 лет: в 1962 году на месте массовых расстрелов была установлена деревянная дощечка с соответствующими надписями на идиш, латышском и русском языках.
Позднее советская власть настояла на том, чтобы из текста было убрано слово "евреи", и в итоге в Румбуле установили памятный знак с более нейтральной надписью "Жертвам фашизма - 1941-1945".
А спустя 40 с лишним лет здесь появился большой мемориальный комплекс - в память о тех, кто остался в Румбульской земле.
Читайте еще:
Москва рассекретила архивы о зверствах латышских карателей в Беларуси >>
Латвия так и не поняла, что такое геноцид: к годовщине депортации 1941 года >>
Депортированные из Латвии в июне 1941-го: жертвы грядущей войны или несостоявшиеся палачи?
80 лет назад Красная армия освободила Прибалтику от фашистов >>