Найти в Дзене
ВТБ Страна

Пять самых нетипичных картин передвижников: никаких тягот крестьянских будней, только позитив

Оглавление

Мы привыкли считать, что художники, входившие в разное время в Товарищество передвижников, писали только сцены тяжелой крестьянской жизни и мрачные исторические сюжеты. В «Тройке» Василия Перова бедные дети из последних сил везут воду по морозу, а в «Утре стрелецкой казни» Василия Сурикова вот-вот начнут убивать людей. Но были у передвижников и другие сюжеты — радостные, мистические и даже с элементами ню. Вот пять таких «нетипичных» работ.

Эмилия Шанкс «В цветах»

Эмилия Шанкс. «В цветах», не позднее 1901 года, частное собрание © Public domain
Эмилия Шанкс. «В цветах», не позднее 1901 года, частное собрание © Public domain

Очаровательная девочка с букетом полевых цветов — дочь художника Василия Поленова. А написала ее Эмилия Шанкс — первая женщина в Товариществе передвижников. Она родилась в семье потомственного британского коммерсанта Джеймса Шанкса. Он переехал в Москву в 24 года и вместе с другом открыл магазин импортных товаров. Коллекционер Павел Третьяков предпочитал, чтобы его супруга и дочери одевались именно в магазине Шанкса.

Эмилия дружила с семьей Поленовых, часто забегала к ним на акварельные и рисовальные дни — обычно это были четверги и субботы. Там она встречалась с Ильей Репиным, Виктором Васнецовым, Василием Суриковым. У этих мастодонтов Шанкс училась искусству, а еще ходила вольнослушательницей в Московскую академию живописи, ваяния и зодчества. В Товарищество передвижников ее приняли в 1894 году после того, как она несколько раз в качестве экспонента выставляла свои работы на их выставках.

Ее визитная карточка — мир веселого детства. Почти всегда малыши изображены без взрослых — так Шанкс пытается показать, что у детей свой собственный мир с особым взглядом на вещи. Герои ее работ проводят научные опыты, ставят кляксы, играют с куклами или просто с удовольствием позируют на прогулке. Никаких страданий на морозе.

Николай Бодаревский «Любимчик»

Николай Бодаревский. «Любимчик», 1905 год, частное собрание © Public domain
Николай Бодаревский. «Любимчик», 1905 год, частное собрание © Public domain

Во время обучения в Императорской академии художеств в Петербурге Николая Бодаревского считали лучшим учеником. Ему с легкостью удавался любой жанр — портреты, пейзажи, бытовые сценки и религиозная живопись. Почти сразу после окончания учебы он стал передвижником — его приняли с радостью, но со временем к нему возникало все больше и больше претензий.

Бодаревского стали считать слишком «пошлым»: он не брезговал сюжетами в стиле ню и с удовольствием «фотошопил» дам на портретах так, что они превращались в идеализированных кукол.

«Мало кто теперь помнит этого ужасного художника, специализировавшегося на женских портретах и являвшегося воплощением пошлости. Все его красавицы точно сошли с конфетных или папиросных коробок, только в увеличенном виде. Но он был старым членом Товарищества передвижников, и отделаться от него было трудно. Однако его картины, большие, яркие и крикливые, портили всю физиономию выставки», — вспоминала Татьяна Щепкина-Куперник.

Поведение Бодаревского тоже раздражало других художников: он вел себя напыщенно, говорил манерно по-французски и был чересчур обходителен с богатыми дамами. А вот заказчикам, наоборот, его стиль нравился — в обществе он слыл модным светским живописцем, который приятно польстит модели.

Сергей Виноградов «Кафе ночью»

Сергей Виноградов. «Кафе ночью», 1901 год, Тульский областной художественный музей © Public domain
Сергей Виноградов. «Кафе ночью», 1901 год, Тульский областной художественный музей © Public domain

Сергей Виноградов вырос в семье священника в Костромской губернии, а в 11 лет переехал в Москву, где жил у своего земляка, художника Павла Сорокина. Тот создавал большие религиозные работы в академическом стиле. На своих картинах Виноградов тоже иногда изображал церкви, но чаще — наполненные светом, солнцем, воздухом интерьеры. Эту манеру он подсмотрел у французов.

В 1901 году Виноградов впервые приехал в Париж и с тех пор не мог не думать об импрессионистах, о том, как легко и свободно они кладут мазки на холст, как сияет и искрится их живопись. Именно в это время написано «Кафе ночью». С тех пор художник регулярно приезжал во Францию, чтобы насладиться современным искусством, ходил по местным галереям и даже консультировал коллекционеров Михаила и Ивана Морозовых в приобретении работ. В особом восхищении Виноградов был от Ренуара — ему посчастливилось лично увидеть художника.

«Имел я счастье и лично видеть, как пишет Ренуар, уже тогда старик 70-ти лет. Он работал по целым дням, сменяя одну модель другой, когда первая уставала — писал, переходя от одного мольберта к другому… Из него “лилась” живопись рекой», — вспоминал Виноградов.

Николай Сапунов «Натюрморт с автопортретом»

Николай Сапунов. «Натюрморт с автопортретом», 1907, 1910–1911 годы, частное собрание, Москва © Public domain
Николай Сапунов. «Натюрморт с автопортретом», 1907, 1910–1911 годы, частное собрание, Москва © Public domain

Ученик Исаака Левитана Николай Сапунов впервые представил свою работу на выставке передвижников в 1900 году — это был зимний пейзаж. Но настоящую известность ему принесли последующие произведения. Сапунов серьезно увлекся символизмом и театром. Говорили, что спектакли, оформленные им, переносят в другую реальность, создают ощущение сказки. Среди его известных работ в театре — «Гензель и Гретель», «Дядя Ваня», «Жар-птица» и «Принцесса Турандот».

Другой знаковой фигурой для художника стал Константин Коровин: от него Сапунов перенял любовь к ярким цветам, эскизной манере и изображению роскошных букетов. «Натюрморт с автопортретом» именно такой — он словно взрыв салюта из цветов, дарит зрителю ощущение праздника.

К сожалению, жизнь Сапунова закончилась трагично. Еще в студенчестве во время путешествия по Италии цыганка нагадала художнику смерть от воды. Так и случилось. Во время прогулки по Финскому заливу к театру на воде, который должен был вот-вот открыться, лодка с пассажирами перевернулась. Сапунов единственный утонул, остальных людей удалось спасти. Художнику было 32 года.

Исаак Левитан «Ненюфары»

Исаак Левитан. «Ненюфары», 1890 год, Астраханская картинная галерея имени Павла Догадина © Public domain
Исаак Левитан. «Ненюфары», 1890 год, Астраханская картинная галерея имени Павла Догадина © Public domain

Мы знаем, как любил изображать Исаак Левитан родные просторы и создавать философские пейзажи-настроения. «Золотая осень», «Над вечным покоем», «У омута», «Владимирка» — во всех этих шедеврах земля простирается до горизонта. Другое дело — «Ненюфары», кувшинки на озере. Ракурс необычный для Левитана, сверху вниз. Он писал их с натуры, из лодки на озере в деревне Островно Тверской губернии.

Оригинальность композиции не помешала Левитану передать мистическое настроение: сочетание прозрачной, но темной воды и ярких цветов на поверхности создает сказочную атмосферу. Кажется, что картина перекликается с работой «Садко» Ильи Репина — стоит нырнуть чуть глубже и увидишь дивный подводный мир. Жители деревни Островно считали озеро колдовским: говорили, что кувшинки — это своеобразный оберег, который помогает прогонять нечисть и охранять путников от бед и напастей.

Работы Исаака Левитана, Николая Сапунова и других русских художников можно увидеть на грандиозной выставке «Передвижники» в Третьяковской галерее. В экспозиции представлено около 150 произведений это суперхиты, а также малоизвестные, но не менее интересные работы, в которых авторы экспериментировали с жанрами и стилями. Специально к выставке ВТБ и образовательная платформа Level One провели совместный вебинар «Реализм по-русски», где рассказали, в чем заключалось новаторство передвижников, а также обсудили «Охотников на привале», «Бурлаков на Волге» и другие шедевры.