Найти в Дзене
Культуру в массы

Правильно ли мы голосуем за купюру 1000 рублей?

Правильно ли мы голосуем за купюру 1000 рублей? После инцидента с отвергнутым массами изображением церкви без креста в Казани, показанным на оборотной стороне новой купюры номиналом в 1000 рублей Центральный банк России 29.11.2024 запустил на своем сайте конкурсное онлайн-голосование за объекты городов Поволжья для определения финалиста, изображение которого будет размещено на переделываемой обратной стороне той самой купюры. На изображение, предлагаемое для обновляемой купюры, россияне в режиме онлайн могут выбрать один из 25 объектов разных регионов Приволжского федерального округа (здания, памятники, мосты и другие объекты). Среди них объекты, расположенные в Казани (3 объекта), Уфе, Самаре, Перми, Саратове (3 объекта), Ульяновске, Пензе, Кирове, Саранске, Воткинске и иных различных местах в Поволжье. Казалось бы, формально демократичный подход соблюдён - каждый вправе проголосовать за то, что ему хочется. Но в итоге, в голосование с таким перечнем объектов изначально зал

Правильно ли мы голосуем за купюру 1000 рублей?

Изображение оборотной стороны тысячерублёвой купюры, не устроившее РПЦ.
Изображение оборотной стороны тысячерублёвой купюры, не устроившее РПЦ.

После инцидента с отвергнутым массами изображением церкви без креста в Казани, показанным на оборотной стороне новой купюры номиналом в 1000 рублей Центральный банк России 29.11.2024 запустил на своем сайте конкурсное онлайн-голосование за объекты городов Поволжья для определения финалиста, изображение которого будет размещено на переделываемой обратной стороне той самой купюры.

На изображение, предлагаемое для обновляемой купюры, россияне в режиме онлайн могут выбрать один из 25 объектов разных регионов Приволжского федерального округа (здания, памятники, мосты и другие объекты). Среди них объекты, расположенные в Казани (3 объекта), Уфе, Самаре, Перми, Саратове (3 объекта), Ульяновске, Пензе, Кирове, Саранске, Воткинске и иных различных местах в Поволжье.

Казалось бы, формально демократичный подход соблюдён - каждый вправе проголосовать за то, что ему хочется. Но в итоге, в голосование с таким перечнем объектов изначально заложена "бомба" несправедливости. Судите сами, все объекты голосования имеют разный "вес" по количеству потенциально заложенных в них голосов, если рассматривать их с позиции численности населения городов, в которых они расположены. Так, например, население Казани составляет около 2 миллионов жителей, Самары и Уфы - 1,1 млн., Перми - чуть более миллиона, Саратова - 0,88 млн., Ульяновска - 0,6 млн., Пензы и Кирова - 0,48 млн., Саранска - 0,3 млн., Воткинска - 0,09 млн. Конечно, все мы патриоты своей малой родины. В таком подходе и сомнений нет, какой объект перед каким потенциально уже в приоритете.

Приведённый фрагмент диаграммы наглядно свидетельствует очевидность резкого отрыва объектов Казани (Дворец Земледелия) и Уфы (памятник Салавату Юлаеву) от массы других объектов в первые два часа первого дня голосования.

Число отдавших голоса за первые 2 часа певого дня голосования.
Число отдавших голоса за первые 2 часа певого дня голосования.

И кто бы что ни говорил, при всей нашей всеобщей любви к Пушкину и Лермонтову, найдётся ли такое количество желающих, чтобы поддержать такие объекты, как музеи-заповедники "Болдино" и "Тарханы", или, скажем, музей народного творчества в Пензе, чтобы выдвинуть их на тот же уровень, что и здания Казани или памятник в Уфе?

Музей заповедник А.С. Пушкина "Болдино". Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы"
Музей заповедник А.С. Пушкина "Болдино". Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы"

Кстати, во всей этой истории с переделками государственных банкнот исподволь возникает другая сторона вопроса. Все эти "танцы с бубнами", возникшие вокруг переделки обратной стороны купюры в 1000 рублей заведены с претензий РПЦ. А что, собственно, не устраивало? На купюре изображена чистейшая правда: церковка без креста, как и есть на самом деле. В здании церкви находится музей, церковь не действующая. Что ж, у нас в России и с таким можно встретиться. И если в Росси де-юре, как нас учили со школьной скамьи, церковь отделена от государства, то нужно ли было в данном вопросе так безропотно идти на поводу у РПЦ? Выпуск государственных денежных банкнот - прерогатива государства, в данном случае Центрального банка России и Гознака. На банкноте нет отступлений от правды. При чём тут РПЦ? Государство не мешает РПЦ действовать в своей сфере, более того, в нынешних условиях мы часто видим смыкание государственной и конфессиональной сфер деятельности. На практике имеет место постепенной передачи церковных строений Российской православной церкви с их реставрацией и последующим освящением. Неужели нельзя было найти компромиссное решение, пообещать в перспективе осуществить вывод музея в иное здание, передав ту самую церковь в ведение РПЦ, а замученную купюру оставить в покое?