Найти в Дзене

Одному из лучших оперных режиссеров XXI века исполняется 75 лет

30 ноября исполняется 75 лет художественному руководителю оперной труппы и главному режиссеру Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, народному артисту России Александру Тителю. Александр Титель родился 30 ноября 1949 года в Ташкенте. Окончил математическую среднюю школу с золотой медалью, также занимался в музыкальной школе по классу скрипки. После окончания школы стал студентом Ташкентского политехнического института. Получив после окончания института специальность «инженер-электромеханик», резко поменял свою жизнь, поступив в ГИТИС им. А.В. Луначарского. Его педагогом стал выдающийся оперный режиссер Лев Дмитриевич Михайлов – ученик Леонида Баратова, главный режиссер Музыкального театра им. К.С. Станиславского и
Вл.И. Немировича-Данченко. После окончания ГИТИСа в 1980 году Александр Титель по распределению поехал в Свердловск, где стал режиссером Свердловского (ныне – Екатеринбургского) театра оперы и балета. Уже первая

30 ноября исполняется 75 лет художественному руководителю оперной труппы и главному режиссеру Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, народному артисту России Александру Тителю.

Александр Титель родился 30 ноября 1949 года в Ташкенте. Окончил математическую среднюю школу с золотой медалью, также занимался в музыкальной школе по классу скрипки. После окончания школы стал студентом Ташкентского политехнического института. Получив после окончания института специальность «инженер-электромеханик», резко поменял свою жизнь, поступив в ГИТИС им. А.В. Луначарского. Его педагогом стал выдающийся оперный режиссер Лев Дмитриевич Михайлов – ученик Леонида Баратова, главный режиссер Музыкального театра им. К.С. Станиславского и
Вл.И. Немировича-Данченко.

После окончания ГИТИСа в 1980 году Александр Титель по распределению поехал в Свердловск, где стал режиссером Свердловского (ныне – Екатеринбургского) театра оперы и балета. Уже первая постановка молодого режиссера – опера Дж. Россини «Севильский цирюльник» – привлекла всеобщее внимание, настолько неожиданным и свежим был подход к хрестоматийному произведению. Вскоре критики заговорили о «свердловском феномене»: яркие постановочные решения и художественная смелость сделали региональный театр одним из лидеров оперного искусства в стране.

В 1990 году Александр Титель осуществил постановку оперы Н.А. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством» в Большом театре (спектакль был показан на Эдинбургском фестивале). В дальнейшем в Большом театре России им были поставлены оперы «Игрок» С.С. Прокофьева (мировая премьера первой редакции), «Чародейка» П.И. Чайковского, «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова.

В 1991 году Александр Титель стал художественным руководителем и главным режиссером оперной труппы Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Под его руководством коллектив обновился, его пополнили молодые талантливые певцы, многие из которых вскоре завоевали всероссийскую известность. Их профессиональный рост и творческое развитие – бесспорная заслуга художественного руководителя, уделяющего постоянное внимание углубленной работе с артистами.

Александр Титель на репетиции спектакля «Робинзон Крузо» с двумя попугаями. Фото - Валерий Самойлов
Александр Титель на репетиции спектакля «Робинзон Крузо» с двумя попугаями. Фото - Валерий Самойлов

Спектаклям Александра Тителя свойственна яркая театральная образность, глубокое проникновение в авторский замысел, уникальное сочетание исторического мышления с современным прочтением произведений. Эти качества высоко ценит как публика, так и профессиональное сообщество. Первым лауреатом только рождавшейся театральной премии «Золотая маска» стал спектакль «Эрнани», созданный в содружестве с художником Владимиром Арефьевым и дирижером Вольфом Гореликом. В дальнейшем премии «Золотая маска» были удостоены поставленные Александром Тителем «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха, «Хованщина» М.П. Мусоргского (в номинации «лучший спектакль в опере»), «Богема» Дж. Пуччини, «Так поступают все женщины» В.А. Моцарта, «Гамлет (датский) (российская) комедия» В.А. Кобекина, «Медея» Л. Керубини (в номинации «лучшая работа режиссера в опере»).

Опера «Хованщина» М.П. Мусоргского. Фото - Сергей Родионов
Опера «Хованщина» М.П. Мусоргского. Фото - Сергей Родионов

Более 25 лет с неизменным успехом идут на сцене Музыкального театра поставленные Александром Тителем «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова и «Кармен» Ж. Бизе. Им также поставлены оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, «Золотой петушок» и «Майская ночь» Н.А. Римского-Корсакова, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П.И. Чайковского, «Обручение в монастыре», «Война и мир» и «Любовь к трем апельсинам» С.С. Прокофьева, «Дон Жуан» В.А. Моцарта, Травиата» Дж. Верди, «Енуфа» Л. Яначека, «Влюбленный дьявол» А.К. Вустина (мировая премьера), оперетты «Летучая мышь» И. Штрауса, «Робинзон Крузо» Ж. Оффенбаха. Оригинальностью замысла отмечена и новая работа режиссера – постановка оперы А.С. Даргомыжского «Русалка» (2024).

Фотосъемка к опере «Русалка» Даргомыжского. Фото - Александр Филькин
Фотосъемка к опере «Русалка» Даргомыжского. Фото - Александр Филькин

Александр Титель успешно совмещает творчество с педагогической работой. Он является профессором Российского института театрального искусства–ГИТИС, где руководит мастерской на факультете музыкального театра. В репертуар МАМТ в разные годы входили поставленные им при участии студентов ГИТИСа оперы «Свадьба Фигаро» и «Волшебная флейта» В.А. Моцарта, «Альберт Херринг» Б. Бриттена. Воспитанники Тителя работают как в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, так и во многих других театрах России.