В начале ХХ века в физике произошла трагическая трансформация – реализм классической физики уступил место абстракционизму и математическому формализму.
Трагедия физики заключалась в том, что люди, стоявшие у истоков квантовой физики и релятивизма, оказались не готовы осознать новые реалии. Они понимали значимость и масштабность изменений, но не смогли осознать их сущность.
Разумеется, среди физиков велись дискуссии об интерпретации квантовой механики. Но, спустя сто лет, эти дискуссии выглядят не как попытки поиска философского осмысления, а как высокомерное позёрство друг перед другом. Философское осмысление оказалось для них непосильной задачей. Всё свелось к положению, что квантово-механические явления не имеют классических аналогов, поэтому какая-либо их интерпретация не имеет смысла.
Таким образом, в физике сформировался подход, называемый позитивизмом. Закономерным итогом позитивизма явился глубокий кризис современной физики.
Позитивизм - философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.
Основываясь на позициях позитивизма, Нильс Бор и Вернер Гейзенберг предложили интерпретацию квантовой механики во время совместной работы в Копенгагене около 1927 года.
Согласно этой интерпретации волновая функция описывает изменение квантового состояния объектов, которые могут находиться в суперпозиции нескольких различных состояний.
Акт измерения вызывает мгновенное схлопывание, коллапс волновой функции. Это означает, что процесс измерения случайно выбирает в точности одну из возможностей, допустимых волновой функцией данного состояния, а волновая функция мгновенно изменяется, чтобы отразить этот выбор.
Приведу описание коллапса волновой функции на простом примере.
Крепостной крестьянин собрал урожай зерна и привез один мешок помещику. Во дворе поместья находится два амбара для хранения зерна. Крестьянин взял мешок и поместил его в первый амбар. Помещик спросил у своего приказчика, где находится мешок с зерном? Приказчик сказал, что не видел, в какой амбар крестьянин поставил мешок. Поэтому положение мешка описывается волновой функцией, которая является суперпозицией двух состояний мешка. Мешок одновременно находится в двух амбарах с определенными вероятностями этих состояний. Помещик не поверил ему и решил открыть дверь второго амбара. Там мешка не оказалось. Но в этот момент произошел коллапс волновой функции, она изменила своё состояние и стала описывать положение мешка в первом амбаре. Помещик открыл первый амбар и обнаружил там мешок с зерном.
Причём здесь волновая функция? Для меня это описание представляется мистикой. Ведь мы не подходили к первому амбару и не воздействовали на мешок. Как мешок мог узнать, что мы открывали дверь второго амбара?
Более того, с точки зрения крестьянина, положение мешка всегда описывалось волновой функцией с одним состоянием. Следовательно, волновая функция относится не к мешку, а к человеку, который её определяет.
Следует признать, что квантовая механика описывает не реальное положение объектов, не реальное состояние системы, а уровень наших знаний об этой системе.
Я не отрицаю, что математический аппарат квантовой механики позволяет описывать явления со статистической точки зрения. Но это не означает, что он отражает мироустройство.
Никакая система не может находиться одновременно в нескольких состояниях. Не нужно привносить мистику в описание Природы.
Я не против методов квантовой механики. Я против её примитивной интерпретации, против пресловутого коллапса волновой функции при измерениях, против суперпозиции состояний и других фантазий.
Коллапс волновой функции это не что иное, как признание своей беспомощности в осмыслении явления, признание бессилия науки в процессе познания природы.
Далеко не все физики разделяют положения Копенгагенской интерпретации. Но при этом они дружно выступают против любого, кто осмелится критиковать её положения. Критику данной интерпретации они воспринимают как покушение на основы самой квантовой механики.
Невольно начинаешь задумываться о конспирологических теориях…
(Кстати, Word подчеркивает это слово…)