Евгений Бирюков – живая легенда российского хоккея. Защитник провел 1001 матч в КХЛ, выиграл ЧМ-2012 в составе сборной России, а с «Металлургом» взял чемпионство в последнем сезоне Суперлиги (2007) и два Кубка Гагарина (2014, 2016). Сейчас Бирюкову 38 лет, после завершения прошлого сезона он завершил карьеру в составе «Салавата Юлаева», недолго входил в тренерский штаб уфимцев, но уже в октябре 2024 года вернулся в родной «Металлург» на должность спортивного директора.
В интервью Metaratings.ru спустя месяц после назначения Бирюков рассказал:
- как работает вертикаль «Металлурга»;
- стоит ли ждать усилений состава;
- как обстоят дела с продлением молодых Набокова и Юрова;
- что пожелал Шипачеву, который побил его рекорд по матчам в КХЛ.
«Здорово, что у нас есть такие талантливые молодые ребята»
– С каким багажом вы присоединились к родному клубу?
– Я с оптимизмом смотрю вперед. «Металлург» – команда-чемпион. Коллектив хоть и молодой, но у нас уже есть большой опыт. С таким багажом, в принципе, можно идти дальше. Безусловно, какие-то усиления нужны. Команда – это живой организм, без этого никак. Я рад, что у нас много молодых ребят, с которыми можно строить коллектив дальше.
– Вы отвечаете за всю вертикаль. Все ребята в командах МХЛ и ВХЛ очень молодые и амбициозные. Ваш вектор развития направлен на воспитание своей молодёжи?
– Для этих целей и нужна вертикаль. Здорово, что у нас есть такие талантливые молодые ребята, мы на них рассчитываем. Тем более сейчас у нас строится академия, которая, как мы рассчитываем, станет одной из лучших в России.
– На кого из ВХЛ возлагаете большие надежды?
– Неправильно выделять кого-то конкретного. По прошлому году стало понятно, что любой человек, который хорошо проявляет себя в МХЛ или ВХЛ, может сыграть за первую команду. Все знают, что Андрей Владимирович Разин доверяет молодым хоккеистам, так что шансы есть у каждого игрока.
– Вы в начале упомянули, что без усилений не обойтись. Это действительно объективная реальность?
– Какая бы команда ни была, хорошие усиления необходимы всегда. Как практика показывает, кто-то уходит, кто-то приходит, добавляется новая кровь. Сейчас у нас есть достаточно молодой костяк.
«Голова кругом пока что не идёт»
– Вы были одноклубниками с Данилом Башкировым в Уфе. Как оцените его адаптацию?
– Да, адаптация затянулась, но он всё равно молодец. Даня работает и ждёт своего шанса.
– Проводите с ним индивидуальные беседы?
– Конечно. Мы с ним играли вместе, я его знаю. Даня – молодец, очень ответственно ко всему подходит.
– Какое наследие переняли от Сергея Юрьевича Гомоляко? Он работал в клубе очень долго.
– У нас хорошие отношения с Сергеем Юрьевичем. Мы перекинулись парой сообщений, он поздравил меня с назначением.
– Голова кругом не идёт? Разин говорит, что вы постоянно с телефоном в руках.
– Безусловно, информации очень много, так как я отвечаю за всю вертикаль. Во всех поездках стараюсь встречаться с руководителями и агентами, поскольку разговоры – это одно, а личные встречи – совсем другое. Процесс идет, я внедряюсь, вникаю, разговариваю с людьми и узнаю что-то новое. Голова кругом пока что не идёт.
– Вас всё устраивает в новом регламенте КХЛ?
– Некоторые вещи усложняют многие процессы, но правила есть правила. Нужно адаптироваться к ним, все в одинаковых условиях. Будем работать.
«Мы рассчитываем на Уилсона, не зря же он выигрывал Кубок Стэнли»
– До дедлайна стоит ждать нового иностранца в команде?
– Не знаю, всё может быть. Всё зависит от самих хоккеистов и положения их команд. Невозможно предугадать, будут обмены или нет.
– Ходят слухи, что хотят обменять Уилсона. Это правда?
– Скотт в нашей команде, он работает и играет. Мы рассчитываем на него, не зря же он выигрывал Кубок Стэнли. Уилсон не просто так оказался в команде, все ведь смотрят на статистику. Да, бывают тяжёлые моменты из-за адаптации, но сейчас Скотт работает с нами и забивает хорошие голы.
– Как вам идея подключить Кулёмина к скаутской работе по Северной Америке?
– Мы с Николаем на телефоне, постоянно обсуждаем этот момент. Работаем в этом направлении.
– Вы как-то влияете на определение состава на игру?
– Для этого у нас есть главный тренер. У нашего штаба своё видение, это их кухня. Глупо лезть в тренерскую работу.
– В руководстве есть люди, которые оппонируют Разину в вопросе трансферов?
– Истина рождается в споре. Неправильно говорить, что только генменеджер определяет состав или главный тренер выбирает только тех, с кем ему приятно работать. Мнения бывают разные, все работают сообща.
«Юров и Набоков – наши лидеры, но мы стараемся их не дёргать»
– Гомоляко рассказывал, что есть «уральский коэффициент» и нежелание игроков ехать в город, к тренеру. Это так?
– Мне сложно судить, так как я только недавно занял свой пост. Преимущество нашего клуба – это наша история. «Металлург» очень много трофеев выигрывал в современной России. Я думаю, что это большой плюс для игрока, который решает в какой клуб переходить. Это играет большую роль.
– Есть клише, что спортивный директор – это больше техническая работа, где-то бумажная. Вы занимаетесь подобными вещами?
– У нас есть человек, который занимается юридическими и бумажными делами – он работает в клубе более 20 лет. Он очень опытный парень, сильно помогает нам. У нас в команде всё работает в комплексе.
– У задрафтованных в НХЛ ребят, например, Юрова, Набокова, контракты заканчиваются после этого сезона. Как вы общаетесь с парнями по поводу новых соглашений? Какой у вас подход?
– Это наши парни, мы всегда с ними разговариваем и интересуемся их мнением. Работа идёт, но я не могу назвать её агрессивной. Это наши лидеры, но мы стараемся их не дёргать. У них есть свои представители, так что процесс идёт, не останавливается.
– Вы земляк Набокова. С ним переговоры будут проще проходить?
– Да, мы земляки, но всё-таки этот процесс немного другой. Конечно, разговариваем, держим ситуацию в голове.
«Пускай Шипачёв кайфует от хоккея и получает удовольствие»
– В сентябре ваш свитер подняли под своды арены. Это самый трепетный момент в карьере?
– Безусловно! Это очень запоминающийся и волнительный момент. Мурашки, конечно, были. Может, даже слёзы накатывались. Это большая честь для меня.
– Вы провели в качестве игрока более 1 000 матчей. Откуда такое богатырское здоровье?
– Всё в совокупности: и везение, и генетика. Конечно, нужно следить за своим здоровьем и подготовкой, любить своё дело. Когда ты кайфуешь от того, что делаешь, то всё получается.
– Шипачёв уже побил ваш рекорд по количеству игр.
– Да, мы с ним недавно виделись. Вадим – большой молодец. У него ещё есть непобитые рекорды, так что я пожелал ему удачи. Есть куда стремиться. Пускай Шипачёв кайфует от хоккея и получает удовольствие.
– У вас была особая фишка для успешного восстановления?
– Надо следить за сном и питанием, так как всё идёт в комплексе. Одной таблетки для восстановления нет.
– Ваша самая памятная драка – против финнов, когда Артюхин заступился?
– Да. В моменте я ничего не понял, а потом Артюхин рассказал, как это было. Потом я пересматривал эту драку на видео. Она произвела на меня большое впечатление.
– А самое памятное празднование?
– Все празднования очень яркие. Могу отметить победу на чемпионате мира, когда нас награждали на встрече с президентом.
– Матч «Металлург» – «Рейнджерс» в 2008-м– знаковое событие?
– Да, это был уникальный опыт для нашей лиги. Мы почувствовали на себе уровень НХЛ, было очень интересно. Получилось круто: организация была на уровне и матч получился хорошим. Вся страна за нас болела.
– Как вам развитие КХЛ? Есть мнение, что уровень нашего хоккея падает.
– Я с этим не согласен. Сейчас мы переживаем тяжёлую ситуацию, но зато у нас начинают сверкать молодые таланты. Во всём есть плюсы и минусы. В плане развития лига идёт вперёд. Уровень стал совсем другим, КХЛ не стоит на месте.
– О чём вы мечтаете?
– Мечта и цель – выиграть ещё один Кубок Гагарина только уже в другом амплуа.
«В России продукты вкуснее, чем в США»: интервью с нападающим «Магнитки» Скоттом Уилсоном