Приветствую, мои дорогие читатели!
В своей прошлой статье про спектакль «Юнона и Авось» я обещал написать статью про второй спектакль, который ЛенКом привёз в Петербург – «Поминальную молитву». Не просто даётся мне этот текст. Уже две недели прошло с просмотра спектакля. Сформировать свои мысли и впечатления в слова получается медленно и тягуче. Наверное потому, что мысли не однозначные и, при этом, довольно личные.
Так же, как и «Юнона и Авось», «Поминальная молитва» для меня очень личный спектакль. Я много лет работал в театре «На Литейном» этот спектакль как машинист сцены и играл маленькую роль погромщика на свадьбе. Нарциссическая часть моей психики очень скучает по моменту, когда я с палкой выходил на сцену и говорил народному артисту России Валерию Кухарешину: «Здорово, Тевель!». Соответственно материал спектакля я знаю наизусть. Так же, как и «Юнону и Авось» невозможно не сравнивать спектакль, с постановкой «На Литейном» и с телеспектаклем 1993 года.
Спектакль я посмотрел с разных ракурсов, при чём довольно неудобных. На первое действие я тихонько просочился в зал, в надежде найти свободное местечко. Но в этот раз народу был полон зал. Просто «яблоку негде упасть». Я, отгоняя билетёрш корочкой работника Дворца, смог найти свободное место только на балконе. Максимально далеко от сцены. Второе действие я уже посмотрел из-за кулис, находясь максимально близко к сцене и происходящему действию. Здесь хоть и был ограниченный обзор, зато хорошо были видны лица актёров, как они работают.
Про что же эта статья? Что нового я увидел в спектакле, который смотрел много раз в разных постановках. Удивительно, но именно эта версия подсветила мне психические процессы, которые происходят с Тевье молочником. Я увидел человека, который проходит сложнейшую сепарацию от сурового иудейского Бога.
В театре «На Литейном» в глаза бросались политические и исторические реалии жизни еврейского народа. Тевье, в исполнении Валерия Кухарешина, был в первую очередь отцом семейства, сильным человеком, столкнувшимся с тяжёлыми испытаниями. Да и моё прямое участие в спектакле не позволяло сильно повернуть угол зрения. Телеспектакль 1993 года весь пронизан трагизмом. Те факты, что Горин написал эту пьесу специально под этот спектакль. Что это именно тот спектакль, придя на который зрители узнали, что спектакля не будет, потому что Евгений Леонов умер. Старая плёнка, делающая спектакль очень тёмным. Глубокие философские монологи Евгения Леонова, играющего свою последнюю в жизни роль. Всё это делало для меня спектакль чем то, наподобие иконы. Очень возвышенная, трагическая, монументальная и не анализируемая постановка!
Тевье молочника играл Андрей Леонов. Мне очень трогательно, что через много лет роль, которую исполнял отец, теперь играет сын. Внешне Андрей и Евгений Леоновы и вправду очень похожи. Но играет эту роль Андрей по-другому. В нём нет философской глубины отца. И это даже хорошо. Я увидел Тевье молочника простым человеком. Он остёр на язык, но при этом боится, сомневается, злится, предаёт. Такой образ намного легче разбирать и анализировать. Чему я несказанно рад.
Что же не так с Тевье молочником в исполнении Андрея Леонова? Это человек, который не может окончательно повзрослеть, пройти последнюю сепарацию от Бога и полностью принять ответственность за свою жизнь на себя. Я в разные периоды своей жизни имел разную степень религиозности. В юности и подростковом возрасте поиск божественного и духовного открыл мне много дверей, на которые по-другому я бы не обратил внимание. Мои понятия о порядочности сильно сформированы именно христианской философией. Но чем старше я становился, тем больше использовал веру, для оправдание своего нежелания брать на себя ответственность. Период моей жизни, когда я злоупотреблял алкоголем одновременно является периодом максимальной набожности. Когда я занялся психологией, научился пережёвывать информацию, мой религиозный пыл совсем утих. Я стараюсь ходить в храм на Рождество, (такой светлый праздник даёт много надежды), и в моменты, когда сильно подавлен. Я несу ответственность за свою жизнь, и не хочу спихивать её на божественные силы.
Я считаю, что до какого-то момента религия направляет тебя на путь развития. Дальше человек должен повзрослеть, пройти духовную сепарацию и жить свою жизнь сам. Тевье до конца уповает на Бога. С самого начала, он повторяет: «Всякому человеку своё место!». Здесь много про невозможность изменить свою жизнь, но много и про нежелание её менять. Давая слово Лейзеру - мяснику Тевье обращается к Богу: «Теперь ты несёшь полную ответственность!». Он понимает, что поступает не по совести, поэтому перекладывает ответственность на Бога. И как только Тевье сталкивается с тем, что Мотл-портной (нищий жених его дочери) - набожный и знающий писание человек, он решает нарушить слово, данное мяснику. Ведь, на самом деле, он завидует богатству Лейзера, не хочет отдавать ему дочь.
Он не знает, чем на самом деле живут его дочери. Любовь Цейтл и Мотла для него неожиданность. Роман Перчика и Годл вообще происходит у него под носом. То, что Хава любит христианина, он принять не может. Все эти сложные социальные испытания слишком тяжелы для его психики. Поэтому он ищет ответ в священном писании, но там нет однозначных ответов. Соблюдая ритуалы своей веры, Тевье теряет контакт со своими близкими, теряет дочерей. Когда евреев выселяют из губернии, обида Тевье-Леонова так велика, что он и вправду напоминает маленького ребёнка. Обижается на Бога и перестаёт разговаривать! В момент, когда в конце пьесы Тевье говорит: «Ну и как тут молчать!», у меня появилась надежда, что этот человек пройдёт сепарацию, возьмёт ответственность за свою жизнь в свои руки и сохранит Бога в сердце. Сохранит, как что-то светлое, дающее опору, а не как огромного отца, следящего за его жизнью.
Немного скажу про других актёров. Мне очень понравилась Олеся Железняк в роли жены Тевье Голды. Для меня это девчонка, мечтающая стать звездой, из фильма «Ландыш Серебристый». Мне было грустно увидеть, как её изменило время. И было очень круто наблюдать, как она работает. Плавно, выверено, где надо остренько, где надо глубоко. Очень талантливая актриса. И мне очень понравился Макс Аверин в роли Менахема. Моя бабушка, пока была жива, очень любила этого актёра. Вместе с ней я краем глаза смотрел «Глухаря» и «Склифосовского». Его Менахем мне понравился даже больше, чем Менахем Абдулова. Если Александр Абдулов - угловатый, длинный, острый, то Макс Аверин - мягкий, круглый, очень земной и очень полный жизни. Я встретился с ним в курилке и не смог не улыбнуться. Настолько от него тянуло радостью жить и работать.
Что сказать напоследок? Это очень хорошая пьеса. Мне кажется, что нужен недюжинный талант, чтобы её испортить. Это очень хорошая постановка. Глубокое уважение вызывает то, как москвичи так относятся к истории своего театра.
Я много написал про отношения человека с Богом. Мне кажется, это очень актуальная тема, особенно в период перемен. Очень легко списать свои проблемы на Бога, судьбу, злой рок, положение звёзд. И очень непросто признать, что только ты отвечаешь за свою жизнь. А Бог поможет не озлобиться на людей, сохранить доброту в сердце.
Спасибо, всем читателям! Если вас заинтересовали мои статьи подписывайтесь на телеграмм канал: https://t.me/psymont.