90 лет назад, в ноябре 1934 года, главная тема советской печати — предстоящие выборы в Советы. Выборы тогда проводились ещё по старой системе — избиратели выбирали только местные и городские Советы, Моссовет, Ленсовет и т.д., а они уже отправляли своих делегатов дальше и выше. Причём выборы происходили открытым голосованием, поднятием рук! И так называемые лишенцы — священники, бывшие купцы и дворяне — не голосовали, они были лишены избирательных прав! Кто-то спросит: как, и неужели при такой системе кто-то осмеливался проголосовать «против»? Как ни покажется странным, да! «Против» голосовали даже больше, чем потом, с декабря 1936-го, когда система приобрела привычный в наше время «парламентский» вид, и выборы стали происходить по «четырёххвостке».
Вот забавный случай голосования «против» на карикатуре тех дней:
Леон Генч (1898—1974). «Семейные неувязки. — Ты что это против мужа голосуешь? Дома не ладишь с ним, что ли? — Не дома, а на дворе колхозном не ладим, я же его бригадир!»
Обсуждала пресса и депутатские привилегии. Да-да, не шутите, они реально существовали, и едва ли не главнейшей из них было право депутатов... входить в трамвай спереди, а не сзади, со всеми вместе. Вот тут изображён какой-то явно нерадивый депутат, по которому отзыв плачет (было тогда в Советах такое право избирателей отозвать голосованием негодного депутата, и им довольно часто пользовались):
Юлий Ганф (1898—1973). «Позднее раскаяние. — Вот досада: целых три года пер в трамвай через заднюю площадку, а я, оказывается, депутат, и имел право входить с передней!»
Но были в ноябре 1934-го и другие темы для шуток. В СССР шла ползучая реабилитация... Деда Мороза и Снегурочки. Художник воспользовался этим для обличения недостатка в продаже зимней одежды.
Николай Радлов (1889—1942). «Безвыходное положение. Дед-Мороз и Снегурочка: — Ну, хорошо: в сказках нам уже разрешается появляться, но в чём же мы появимся на улице зимой?»
Внимание
Другие материалы автора блога можно увидеть на канале