Найти в Дзене
О Сибири с любовью!

Если сын ваш или дочь вдруг превращается в «неведому зверюшку»

Оглавление

Тему квадробинга обсудили за круглым столом

Участники круглого стола (слева направо): психолог «Центра социальной помощи семье и детям «Минусинский» Галина ЕРАХТИНА; главный редактор газеты «Власть труда» Евгений ДАШКЕВИЧ; благочинный Минусинского церковного округа, иерей Сергий КРУГЛОВ; специалист по работе с молодежью МЦ «Защитник» Дарья ДАНИЛОВА и заведующий филиалом №3 краевого психоневрологического диспансера в Минусинске, врач-психиатр высшей категории Виталий Килочицкий
Участники круглого стола (слева направо): психолог «Центра социальной помощи семье и детям «Минусинский» Галина ЕРАХТИНА; главный редактор газеты «Власть труда» Евгений ДАШКЕВИЧ; благочинный Минусинского церковного округа, иерей Сергий КРУГЛОВ; специалист по работе с молодежью МЦ «Защитник» Дарья ДАНИЛОВА и заведующий филиалом №3 краевого психоневрологического диспансера в Минусинске, врач-психиатр высшей категории Виталий Килочицкий

Предваряя возможные упреки, дескать, «и вы туда же!» о теме нашего круглого стола, сразу оговоримся: да, мы собрались в редакции, чтобы обсудить квадробинг. И решились на это не только потому, что тема эта сегодня на слуху, но и потому, что первые представители этого движения были замечены работником редакции в соседнем Абакане.

Но, разговаривая о квадробинге, мы говорили, по сути, о вечной теме отношений поколений «отцов и детей». Как нам представляется, разговор получился интересным. По крайней мере, полезным для тех, кто о слове таком не слышал, и «с чем это едят» – понятия не имеет.

«Кот в мешке»: разбираемся в незнакомом термине

Изначально квадробика («квадро» – четыре, плюс «аэробика») была создана японским спортсменом, атлетом Кэнъити Ито. Он очень быстро бегал, но был внешне некрасив, и многие дразнили его за сходство с обезьяной.

В 2008 году Ито установил рекорд, пробежав стометровую дистанцию «пообезьяньи» (то есть на четвереньках) за 18,58 секунды, а в 2015м – сделал то же самое уже за 15,71 секунды, благодаря чему попал в Книгу рекордов Гиннесса.

Чуть позже, в 2010 году, в США стало набирать популярность новое фитнеснаправление под названием Animal Flow. Упражнения, имитирующие движения кошек, собак, шимпанзе, крабов и других животных, разработал фитнестренер Майк Фитч.

В 2019 году квадробинг начал набирать популярность в Америке. Весной 2024 года изза потока тематических клипов на платформах TikTok, YouTube и Likee идея квадробинга, на которую обратили внимание прежде всего подростки, добралась и до России.

Евгений ДАШКЕВИЧ:

– Опрос на нашем ТГ-канале среди минусинцев показал, что квадробинг вызывает тревогу у людей. Виталий Владимирович, прежде всего вопрос к вам: с точки зрения физиологии может ли занятие квадробингом быть полезным, как это утверждает его японский основатель?

Виталий КИЛОЧИЦКИЙ:

– Некий человек посмотрел, как бегает обезьянка, и решил: почему бы не попробовать ему. Прошли через это Япония, Америка, но нет данных, принесло это какуюто деструкцию в общество или нет, была от этого польза или нет. Теперь это пришло к нам, и мы начали гадать, что же это такое?

Название «квадробика» кажется красивым – аэробика на четвереньках. Польза квадробинга как спорта вызывает сомнение: на суставы идёт совсем не та нагрузка, какая является нормальной для человека. Да, есть, конечно, некоторые упражнения на четвереньках, рекомендованные при различных заболеваниях. Например, в острой фазе остеохондроза всегото навсего рекомендуется встать на четвереньки, чтобы разгрузить позвоночник. А что же квадробинг? Если хвостики и маски не надевать – вроде смахивает на вид спорта. А если надевают хвосты и маски – входят в образ? Здесь тоже сложно ответить. Есть такое понятие, как «териантропия» – ощущение или убежденность человека в том, что он частично или целиком является животным. В психиатрии чаще используется термин «ликантропия». В большинстве задокументированных клинических случаев ликантропии это явление рассматривается как симптом психоза. Ликантропия – это преходящий симптом, лечится медикаментозно, особенно с развитием нейролептиков такие проявления психических расстройств практически ушли. Сейчас почти не встретишь таких психически больных людей.

То, что мы видим сейчас среди подростков как квадробинг – это не психическое расстройство, а очередное желание выделиться.

Но нужно помнить, что психика у подростка пластичная, восприимчивая, а если ещё имеются шизоидные черты или другая предрасположенность к психическим расстройствам, – подросток может начать идентифицировать себя с животным и уйти в это с головой. Это может перерасти в бред и тяжёлое психическое заболевание. Но это уже из области психиатрии.

Что же касается квадробинга – я бы не назвал это субкультурой, многовато для него. Голову пеплом посыпать не стоит, думаю, у нас в стране это веяние пройдёт быстро.

Галина ЕРАХТИНА:

– Если смотреть с точки зрения психического здоровья, как на творческое увлечение – когда дети реализуют творческий потенциал в изготовлении масок, создании карнавальных костюмов, – такое увлечение образами животных имеет место.

Что касается детскородительских отношений – пустота в них может заполниться чемто другим. Когда дети не получают необходимого положительного внимания к себе со стороны значимых взрослых, то найдут способ привлечь это внимание. Считаю полезным проводить самые простые способы профилактики – хвалить и поддерживать ребёнка, а не только акцентировать внимание на его промахах, плохих поступках и чёмто подобном. Ведь, как правило, родители, приходя на консультацию, рассказывают о том, что ребёнок делает плохого. Тогда я задаю встречный вопрос: а когда он делает хорошее, доброе – вы замечаете? Почему у нас фокус внимания так быстро, остро и эмоционально переключается на негатив, и почему мы спокойно или даже равнодушно проходим мимо добрых дел, позитивных изменений вокруг, почему нас привлекают чёрные новости, вы задумывались об этом? Важно помнить, что с позиции ребёнка наше понимание должного воспринимается как безразличие – ребёнок ждёт принятия.

Иерей Сергий КРУГЛОВ:

– Мне бы здесь хотелось добавить про суть явления «квадробинг». Сложилось уже такое мнение, что это укладывается в культурные архетипы, на которых мы все выросли – Маугли, Тарзан, близость к природе. Ничего подобного. Маугли уходил из леса – к людям, а здесь, в квадроберстве, наоборот: ребенок, который пытается уйти от людей – мамы, папы, школы и остального социума – в какието свои «джунгли».

Евгений ДАШКЕВИЧ:

– Мне интересна духовная составляющая этого феномена. Да, молодёжь всегда стремится к самовыражению, да, она протестна – во все времена так было. В мою молодость это были панки, чуть позже эмо, готы. Они подчёркнуто меняли свою внешность, но оставались людьми. Причисляющие же себя к квадроберам отказываются от человеческой сущности. Нет ли здесь такого, как сказал Маяковский: «Если звезды зажигают, значит, это комунибудь нужно»? По образу и подобию Божию сделан человек, а этот образ самим же человеком отвергается?

Иерей Сергий КРУГЛОВ:

– Реакция у нас в России на это явление пока по большей части юмористическая: если открыть соцсети, посмотреть картинки, то увидишь мемы и анекдоты про квадроберов. Однако тут есть и серьёзные аспекты.

Когда мы говорим о том, что происходит в мире, мы привыкли думать так: это происходит гдето там, а мы здесь в России живём отдельно, у нас особая судьба. На самом деле ничего подобного, цивилизация – это большой котёл, один и тот же суп. И даже если Россия – это какойто особый продукт, или мы считаем себя таковым, все равно мы варимся в том же супе. Что происходит в мире, случается и у нас, просто принимает другие формы.

Один умный человек сказал, что XXI век будет веком новых противостояний, ненависти, войн и по большей части – на религиозной основе. Мы думали, что не будет больше расовой, национальной, межрелигиозной ненависти, но все это видим сейчас в мире. Разного рода группы не просто объединяются, они ещё становятся агрессивными и стараются свои права обосновать политически. Это называется политикой мультикультурализма, которая уже давно ведётся в мире. И она не просто так возникла. В наше время человек ищет свою идентичность, к кому бы присоединиться, с какой общностью себя отождествить.

Оказывается, к нынешнему времени человечество устало от так называемой свободы как солипсизма, от постмодернизма, объявившего иллюзорность всех законов и норм. В борьбе за полную свободу личности от чего бы то ни было человек обрёл... одиночество. И теперь он начинает искать свою идентичность по какомуто признаку. Изза этого сейчас происходит в мире всё напряжение: люди ищут, чьи они. Ктото приходит в церковь, а ктото ищет свой особый путь, который, кстати, ему зачастую уже предоставлен обществом потребления, преподнесён в уже готовом виде, потому что мир – это во многом супермаркет, на полках которого есть всё: хочешь быть готом – пожалуйста, тебе сюда, панком – сюда, квадробером – сюда. Все уже разработано, напрягаться не надо. И дух таких группировок часто сектантский – мы хорошие, а вокруг нас враги, которые нас гнобят.

У нас в России этот мультикультурализм проявляется посвоему. Помните, общественность бурлила, когда приняли закон об оскорблении религиозных чувств, который позволяет любому человеку оскорбиться на все, что хочешь? Заранее человек уже готов оскорбиться, и это подкреплено законодательно. И получается совершенно дикая картина: не думая, не гадая, ты можешь оказаться под судом по совершенно непредставимому поводу...

Что касается квадроберов – пока непонятно, во что это выльется. Но во что бы ребята ни наряжались, они остаются людьми: человек всегда остаётся человеком, кем бы он себя ни считал. Но тенденция объединяться в бунте и борьбе за свои права (а подростки – особенная категория по всей планете, которая очень любит качать права) в подростковой среде всегда была, и в перспективе с этим нельзя не считаться.

Галина ЕРАХТИНА:

– Я подчёркиваю, что квадроберы – это категория детская. Отец Сергий справедливо заметил: подростки любят качать права. Но образец идёт из семьи: часто родители демонстрируют, что у них, взрослых, есть только права, и тогда дети этот канатик перетягивают на себя. И в этом смысле такая «игра» в животных, как квадробинг, очень привлекательна для ребёнка: я котик, мягкий и пушистый, но если мне чтото не нравится – могу покусать и поцарапать. Котику ведь ничего за это не будет, его простят, он же только котик. Вообще дети зеркалят взрослый мир, и мы, взрослые, должны прежде всего понять, что с нами не так.

Евгений ДАШКЕВИЧ:

– Отношение в России к квадроберам сейчас скорее с юмором, но, тем не менее, обсуждение идёт и в Думе на уровне «запрещать или нет». Дарья Геннадьевна, вопрос к вам: вы работаете с молодыми, как они относятся к этому течению, даже если ктото ещё слыхом не слыхивал про квадроберов? Вот это стремление взрослых и наделённых властью людей в первую очередь запретить – как это может быть воспринято в среде молодёжи?

Дарья ДАНИЛОВА:

– В «Защитнике» более шестисот воспитанников, и ребята к нам ходят разные: и из благополучных семей, и из семей категории риска. Но мы с ними общаемся очень тесно, и наша основная задача как специалистов по работе с молодежью – отслеживать. Мы часто мониторим их соцсети, беседуем. В ста процентах случаев квадроберы среди минусинской молодёжи воспринимаются как чтото смешное. Наши дети эту тему всерьёз не воспринимают, и мы это стараемся не муссировать.

Самое главное: ни в коем случае не выносить это на обсуждение с детьми, не акцентировать на этом внимание, не придавать весомости этому вопросу для ребят. Пусть это контролируют и обсуждают взрослые в узких кругах, если нужно, но транслировать эту тему детям не стоит.

Специалистам можно разговаривать индивидуально с родителями, если у тех есть какието опасения, но не с детьми.

Помните 2018–2019 год, когда все очень боялись всплеска интереса к игре «покемон гоу»: дети и подростки ходили и ловили покемонов с телефонами, используя включенную геолокацию, снимая на камеру все помещения. Мне тогда стало интересно, я тоже скачала. Да, прикольно: ходили с друзьями, ловили покемонов. Но потом у этого веяния не стало какогото развития, игра сошла на нет, все быстро к ней остыли и о ней забыли. Общественность Минусинска тогда и не обсуждала эту тему.

Та же история с сериалом «Слово пацана»: было опасение, что у нас опять появятся группировки. А потом минусинская молодёжь сама сняла ролик, в котором объяснила, почему больше такого не будет, почему не вернётся эта «Казань», не вернётся «стенка на стенку». «Холодно, мы не пойдем, нам лень!» – так ребята и в шутку, и всерьёз говорили. Так же и про это течение новое: какие зимой в Сибири могут быть квадроберы?

Иерей Сергий КРУГЛОВ:

– Все новое приходит в наш век из интернета, где, как все уже давно поняли, всё доступно, и с этим ничего не поделаешь. Любую информацию сейчас, особенно с развитием искусственного интеллекта, можно подделать. И если раньше мнение читателей формировали журналисты, то сейчас это референтные группы соцсетей, в которых каждый выбирает единомышленников и ту информацию, которую сам считает правильной, а всё «не своё» просто банит, игнорирует.

Поэтому, учитывая огромный мир интернета, ребёнка сейчас важно воспитать и дать ему критерии отбора того, что он находит в сети, и представление об иерархии жизненных ценностей.

Евгений ДАШКЕВИЧ:

– Есть такой термин «цугцванг» – положение в шашках и шахматах, в котором любой ход игрока ведёт к ухудшению его позиции. И мне кажется, нас все время ставят в это положение. Потому что, насколько я помню, эмо, готы и панки не произросли из русской земли и нашей культуры. Всё время чтото приходит извне (особенно теперь, в век интернета), и мы всё время реагируем. А когда в реакцию вовлечена молодёжь – мы в положении цугцванга?

Иерей Сергий КРУГЛОВ:

– Если нет почвы – на ней не прорастёт семя. Что касается той же панккультуры, если бы у нас не было своей культуры блаженных, юродивых, скоморохов, если бы у нас внутри не было протеста против какогото давления, какойто коренной неправды окружающей жизни, то, что приходит извне, у нас не прижилось бы... Недостаточно, например, уничтожить дилеров, которые продают на улицах наркотики. Надо сделать так, чтобы ребёнку наркотики были не нужны. Но как это сделать? Дело даже не в том, чтобы ребёнка занять спортом или другими увлечениями, лишь бы только он чемто полезным занимался, – дело в том, как живёт общество и чем оно живёт. Ребёнок всё это видит, и если чувствует фальшь в жизни окружающих взрослых, остро реагирует. Если ему дома или в школе, обычной или воскресной, говорят о милосердии и других принципах морали, а на деле он видит, что у взрослых всем правят деньги, – как он будет реагировать? Главная проблема в нашем мире в том, что нет такой морали, которая объединяет всех.

А что получится из квадробинга, мы не знаем, но будем надеяться (в моем случае молиться), чтобы всё было хорошо. Ведь есть не только мы и наши силы, наши умозрения и эмоции, но и промысел Божий.

Подытожить такую длинную и увлекательную дискуссию оказалось сложно. Однако основные мысли в голове всё же прорисовались:

- Люди так сильно искали свободу, что ушли в никуда и снова стали кучковаться, а, группируясь, – проявлять агрессию к представителям других групп. Это снова приводит к конфликтам.

Поиск морали, которая объединила бы всех, не окончен...

- Весь мир – один большой котёл, в котором мы все варимся, значит, изолироваться от чегото нового невозможно. Другой вопрос – как мы станем на это реагировать.

- Человек всегда остаётся человеком, в кого бы он ни наряжался и как бы ни пытался в этом скоморошестве обмануть себя и других.

- Подростки зеркалят взрослый мир. Значит, возвращаемся к извечной теме и начинаем каждый с себя.

Ну, а если вдруг вы узнали, что ваши внуки или дети заинтересовались квадроберством, отчаиваться, пугаться и пить корвалол не нужно. Но и оставлять без контроля ребёнка не следует. И прежде всего обратите внимание на нравственный стержень в семье и в самих себе.

Елена Бызова