На Петростров
11.08.2024
Утром, выспавшийся, в хорошем настроении я вылез из каюты. Дождь закончился. В кокпите «Аргоши» сухо, полиэтиленовый тент справился «на ура». Правда, в одном месте чуть выше левого борта образовалась большая, с полведра «капля». Видно вчера не очень хорошо натянул тент. Недолго думая, я изнутри начал приподнимать эту самую «каплю», чтобы слить воду с тента за борт. И вода потекла. Но, что-то спросонок я делал не так, потому что вместо того, чтобы пополнить собой запасы Онежского озера, вся накопившаяся в «капле» чистейшая дождевая водичка хлынула в боковой рундук. А из рундука в каюту. А в каюте одежда, пенка, на пенке спальник. Чертыхнувшись, занялся генеральной уборкой. Вытащил все вещи, повесил на просушку, притёр пол в каюте… нет не притёр, а тщательно вымыл, воды было в достатке.
По вчерашнему прогнозу, днем должна быть ненастная погода с грозами и сильным порывистым ветром, но в реальности в окружающем пространстве ничего похожего не наблюдалось. Пасмурно, дождя, как и ветра нет. Деревья стоят, не шелохнувшись. Вода – зеркало. Пошли опять на мыс за прогнозом. Не сразу, но экран смартфона сообщил, что ненастье откладывается на сутки, т.е. до завтра. Мало того, направление ветра должно измениться на северо-восточный, восточный, т.е. стоянка наша окажется открытой «всем ветрам». Кроме того, сидеть два дня на одном месте мы не хотели, поэтому собрались и ввиду отсутствия ветра, тарахтя моторами двинулись в сторону Петрострова. Через пару часов мы уже кружили вокруг острова в поисках подходящей бухты. Яша с Катей уже как-то несколько лет назад стояли на этом острове, пережидая непогоду. Путешествовали они тогда на надувных катамаранах, так что вопрос защищенной от волны и ветра бухты стоял не так остро, ведь катамаран всегда можно вытащить на берег.
Посмотрев несколько плюс-минус подходящих мест, мы остановили свой выбор на малюсенькой, как раз на три яхты бухточке, защищенной от ветров абсолютно всех направлений, за исключением северо-западного, где был узкий вход в этот заливчик. Бухта была настолько миниатюрна, что мы просто растянули яхты на швартовых от одного берега к другому.
Я первым делом натянул тент над кокпитом, тем же самым занялись и Женя и Игорем, а Яша установил палатку. Кокпит у «Весты», в отличие от «Аргоши» самоотливной, поэтому заморачиваться с установкой дополнительной защиты от дождя смысла большого нет. К слову, у «Сиесты» тоже кокпит самоотливной, но так как Женя и Игорь живут на лодке, то растягивая на гике тент в ненастную погоду, они тем самым значительно увеличивают жилое пространство.
Местечко мне очень понравилось. Лес и скалы. Пройдя несколько десятков метров от стоянки, оказываешься на скальном берегу. Плоские, размером с небольшой домик окатанные камни, по которым очень приятно ходить и на которых не менее приятно сидеть, наблюдая закат. А закат был великолепен. На горизонте, а на северо-западе горизонт был чист, чем вызывал четкие ассоциации с морем, так вот, на горизонте темные грозовые тучи с полосами дождя, тянущимися к воде, словно щупальца гигантского осьминога боролись с лучами закатного солнца, которое нет-нет, да и отыгрывало жизненное пространство на этой огромной вселенской сцене. И тогда все окрашивалось в оранжевые, розовые, багровые цвета. Раздуло. По озеру покатились волны с «барашками». Глухо зашумел лес. В тон ему начал свою партию прибой, облизывая волнами прибрежные каменные «лбы».
Через некоторое время я почувствовал - что-то не так, а вот что именно – непонятно. Но вскоре дошло. Ветер изменил направление и задул, как вы думаете откуда? Правильно! Точно с северо-запада. Напомню, бухточка, где мы остановились, крохотная, как раз на три яхты. Закрыта со всех сторон, кроме узкого (с десяток метров) входа с северо-запада. И надо же, ровно с этой стороны в наше укрытие стали катиться онежские волны и насвистывать в вантах ветер. Хотя не в одном прогнозе не было ветра с этого направления.
Правда, продолжалось это совсем недолго, видимо воздушный поток просто менял траекторию и на короткий срок прошелся по нашей стоянке. Ночью все было тихо и даже обошлось без дождя.
Дневка на Петрострове
12.08.2024
Утром я в очередной раз проснулся от весёлых солнечных зайчиков, пляшущих по потолку каюты. Выглянул из люка, откинул полиэтиленовый тент – так и есть: солнце, ясное безоблачное небо и штиль. А где же шторм? Где обещанные грозы, из-за которых мы решили остаться на дневку? Мы же настроились никуда сегодня не ехать! Хотя… все равно штиль, да и местечко великолепное. Почему бы и не посибаритствовать просто так. Без учета погоды, да и вообще без каких-либо на то причин. Кроме желания, разумеется.
- Ой, а у нас соседка, - услышал я Катин голос.
Прямо рядом с палаткой, которую с завидным постоянством на каждой стоянке устанавливали Яша с Катей, грелась черная змея. Несмотря на то, что Катя рассыпалась в комплиментах по поводу ее изящной красоты, лично мне взгляд гадюки (наверное, это все-таки была гадюка) добрым совсем не показался. И да, с этого дня, вернее с последующей ночи Катерина и Яков больше в палатке не ночевали, да и вообще ее не устанавливали. Спали в каюте своей лодки. Причем, Катя до этого по старой туристической привычке отвергавшая ночевку на воде, теперь прониклась новым для себя походным стилем жизни. И правда, мало того, что теперь нет необходимости каждый раз таскать кучу вещей, так в лодке еще и покачивает, словно в люльке и спится лучше. В дополнение, я обязан добавить Катину ремарку: «Змея здесь не причём! Просто так совпало, что мы с этой ночи ночуем на своей яхте».
После завтрака дошло дело до рыбалки. Я расчехлил и собрал две нахлыстовые удочки, одну для себя, а другую для «пробы». Женя и Яков захотели тоже приобщиться к этому, как у нас в стране принято думать, экзотическому способу рыбной ловли. И, по-моему, им понравилось. Я просто показал, на что обратить внимание при забросе, и они по очереди с удовольствием начали учиться управлять шнуром. По крайней мере, мне показалось, что с удовольствием. Забегая вперёд скажу, что уже после окончания нашего похода, у Якова появилась собственная нахлыстовая снасть.
Я же отправился вдоль берега, время от времени посылая мушку в воды Онежского озера. Когда-то лет десять назад я на Онеге снимал телепередачу «Один на реке». И вот так же с берега, вполне успешно ловил небольших хариусов. Надеялся, что и сейчас будет нечто похожее. Но, увы и ах, ни одной поклевки не было. Тогда я отложил удочку, разделся и окунулся в кристально-прозрачную освежающую воду. Вылез на берег, устроился на теплых, нагретых солнцем валунах и стал просто бесцельно смотреть вдаль, на горизонт. И знаете, друзья, я четко осознал, что моему взгляду необходим открытый горизонт. Нет, конечно, контуры покрытых лесом островов, далекие берега, все это, безусловно, красиво, да и глазу есть за что зацепиться. Но почему-то именно место соединения бескрайнего водного простора с таким же бескрайним небом вызывает у меня восхищение, восторг и даже некий внутренний трепет. Ещё мне нравятся горы. Но опять же. Только когда поднимаешься на вершину или перевал возникает то самое чувство, когда хочется обнять и объять весь мир. Хотя и любые другие виды гор красивы, спору нет.
Я вернулся в лагерь и последовал Яшиному примеру, который к этому времени уже вооружился спиннингом. Чуть погодя Женя с Игорем накачали надувную лодку и тоже отправились на рыбалку. В результате, мы четырьмя удочками исхлестали все прибрежные камыши, но так ничего и не добились. Ни щука, ни окунь нашими приманками не заинтересовались. А с обеда начался мелкий дождик, который с перерывами так и накрапывал до самого вечера.
Вечером Женя затопил баню. Он уже второй сезон возит с собой эту компактную полевую помывочную. Живя в городе, мы настолько привыкаем к благам цивилизации, что перестаем их замечать. Вспомните, когда вы принимали душ не просто так, по привычке, а с удовольствием ощущая на себе упругие струи, освобождающие вас не только от внешней, но и от внутренней пыли, накопившейся за день. А вот в походе, стоит не помыться всего лишь несколько дней – и вуаля - баня, горячая вода и мыло воспринимаешь как чудо и великий дар.
После парной попрыгали в озеро. Как по заказу, из-за туч начало проглядывать вечернее солнышко, и вода приобрела розоватый оттенок.
Чистые, довольные и расслабленные мы в очередной раз полюбовались закатом и разошлись по каютам своих лодок.
На Палеостров
13.08.24
7-30 утра. Я вылезаю из каюты и откидываю полиэтиленовый тент над кокпитом. Солнечные зайчики рисуют странные пляшущие узоры на красном борту стоящей рядом «Весты». Над головой голубое небо. В бухте тихо, но верхушки деревьев раскачиваются на ветру. Пора менять место дислокации.
Умываюсь, наливаю воды в чайник и ставлю на газовую горелку.
- Ром, давай аккумулятор на рации подзаряжу, - Евгений подходит к борту «Аргоши».
Я беру рацию и тянусь через борт к Жене, приговаривая: «Как бы чайник не перевернуть». И, конечно, делаю неловкое движение, лодка качается, чайник соскальзывает с горелки, летит вверх тормашками и кипяток разливается по кокпиту. Хорошо, я успеваю поджать ноги и все обходится без ожогов.
Дубль два. Вода, чайник, горелка. На этот раз я сижу, как вкопанный и все получается – «ваш кофе, сэр!».
Из бухты выходим по очереди. Первая «Сиеста», затем «Веста» и замыкаем флотилию мы с «Аргошей». Наш курс на Палеостров. Ветер сегодня должен быть от галфинда до бакштага и силой до 12 метров в секунду, поэтому я заранее беру оба рифа на гроте и поднимаю кливер. Но, пока мы находимся в ветровой тени Петрострова, ветер почти не ощущается. «Сиеста» и «Веста» ушли далеко вперед. Я уже думал отдать рифы, чтобы немного сократить расстояние, но хорошо додумался спросить по рации, как там у них с ветром.
- Здесь ветер хороший, - сразу же откликнулся Женя, - не отдавай рифы, так и иди.
Действительно, стоило мне отойти от острова, как сразу же задуло. И чем дальше «Аргоша» отдалялась от берега, тем сильнее ее начинало «прикладывать» на порывах. Кливер явно был лишним. Надо было ставить маленький штормовой стаксель, или вообще идти без переднего паруса. Волна тоже подросла и, думаю, уже достигала метровой отметки. Порывы приходили все сильнее и сильнее и плавание становилось все более напряженным.
Как мне не хотелось бросать румпель и лезть убирать кливер, но делать нечего, надо исправлять ситуацию. Я закрепил румпель (а надо сказать, что в таких условиях «Аргоша» сама не очень-то и справлялась), обвязался страховочной веревкой, один конец которой всегда закреплен за мачту и пополз на бак. На волне кливер убирать задача не из лёгких, так как надо тянуться к бушприту и при этом одной рукой держаться за мачту. Это на гладкой воде и в безветрие достаточно просто встать в полный рост и стянуть обеими руками парусину кливера по штагу, но на волне такой номер не пройдет, запросто можно оказаться за бортом. Сейчас - только полусидя-полулежа и не торопясь. Хотя как, «не торопясь»… По мере того, как кливер шел вниз, лодка начала приводиться к ветру. Теперь волны приходили в правую скулу, ветер стал тоже встречным и завывал уже совсем не по-детски, что добавило нервозности. И в момент, когда я заканчивал увязывать кливер пришло то, что принято называть «аномальной» волной. Хорошо, что Онежское озеро не океан, а Повенецкий залив – даже не море. Но, тем не менее, если основные волны не превышали метра, то эта явно была ближе к полуторам. Сначала «Аргоша» задрала бушприт высоко к небу, а затем устремилась вниз по склону волны. И все бы ничего, но забраться на следующую волну моя лодочка уже не успела и в результате просто под нее поднырнула. Разумеется, вместе со мной. Но так как эта волна уже была гораздо меньше, то я лишь замочил ноги, а вода с бака скатилась обратно в озеро.
Я не стал поднимать штормовой стаксель, вернул «Аргошу» на курс и дальнейшее расстояние до Палеострова мы преодолели спокойно без всякого экстрима. Нашли хорошо защищенную бухту на западной стороне острова, где и остановились на ночевку.
Местечко оказалось очень приятным. Вся бухта окружена сосновым лесом, который защищает ее от порывов ветра, а на противоположной от нашей стоянки стороне в зеркально-гладкой воде отражались подсвеченные заходящим солнцем отвесные скалы.
Яша, ведомый рыболовным зудом, взял спиннинг и отправился исследовать прибрежные заросли. Женя, Игорь и Катерина удобно расположившись на раскладных креслах, вели неспешные беседы. Я же отправился на мыс бухточки полюбоваться на открытый простор. К моему удовольствию рядом с мысом оказался небольшой заливчик, где волна была поменьше и ветер послабее. Я расположился на песчаном пляжике. Позагорал. Раза три окунулся в прохладные воды озера, да так потом и провалялся, как на курорте до самого заката. Закат был хорош.
Возвращение на Мегостров
14.08.2024
Прогноз обещал северо-восточный ветер, от которого мы были полностью закрыты в нашей тихой, уютной бухте. Рассмотрели два варианта обойти Палеостров – или с севера, откуда мы собственно и пришли, или с юга, что, конечно, было бы интересней, так как южный берег этого клочка суши мы не видели. Но, обойдя остров с южной стороны, пришлось бы долго, нудно и некомфортно лавировать строго против ветра и волны, чтобы обогнуть северо-западный мыс о. Сал. При том, что ветер опять ожидался с порывами до 12 м/сек. Так что не факт, что вообще бы вырулили. По крайней мере, мы с «Аргошей». Поэтому, завели моторы и под прикрытием Палеострова взяли курс на север.
Ветер пришел сразу, как только мы обогнули мыс. Я опять заранее взял оба рифа на гроте и поднял маленький, как я его называю «штормовой» стаксель. С большим трудом, идя в крутой бэйдевинд, мы одним галсом подошли к острову Сал. Правда, «Аргоша» все же немного не вписалась и, чтобы обогнуть мыс, не меняя галс, я помог ей немного мотором.
А дальше началось плавание, которое мне так нравится. «Аргоша» с закреплённым румпелем сама смело побежала в галфинд, а я удобно разлёгшись на банке кокпита, наслаждался процессом.
В этот раз мы встали на юго-восточной стороне Мегострова. Здесь нет песка, зато по всему берегу на протяжении более чем полутора километров протянулся чистый галечный пляж.
Чтобы скоротать время до вечернего костра, а заодно размять ноги, я отправился в пеший поход по периметру всего острова. Прогулка заняла около двух с половиной часов. Сначала по «нашему» берегу идти было легко и приятно. Галька мерно похрустывает под ногами, тихо, тепло, ветер не достает – идёшь и наслаждаешься. Когда я завернул за мыс и вышел на западный берег, галечная береговая полоска сузилась местами до метровой ширины, а иногда и того меньше. Тем не менее, идти по границе суши и воды всё ещё было можно. Но, когда я подошел к северной оконечности острова «дорога» кончилась. Теперь вдоль уреза воды идти было нельзя. Обрывистый берег, большие валуны, волна и ветер. Та самая северо-восточная бухта, где мы стояли в прошлый раз, оказалась открытой для стихии. Пришлось ненадолго углубиться в лес. Вообще-то я прогулки по лесу люблю, но здесь впечатление портила вездесущая ржавая колючая проволока. Поэтому, как только ближе к восточному мысу началась песчаная коса, я сразу же вновь пошел вдоль береговой линии. Обогнул мыс и через десяток минут подошёл к нашей стоянке. Замкнул круг.
Вечером долго засиделись у костра, который развели прямо на косе. Огонь потрескивал от удовольствия, поглощая отполированный водой плавник, озеро тихо дышало совсем рядышком, а яхты слегка покачивались в такт нашим беседам. Было хорошо.
Пора домой
15.08.2024
Дул несильный северо-западный ветерок. Под полными парусами «Аргоша» нацелилась бушпритом на узкий проход между Липовскими островами и о. Заячий. Волны не было, лодка легко скользила по озеру, оставляя за кормой дважды приютивший нас Мегостров. Парус «Сиесты» уже превратился в маленький белый треугольник на горизонте, «Веста» вышла позже и теперь выполняла роль замыкающей.
По мере того, как мы отходили от острова, попутный ветер стал задувать сильнее и появилась волна. По-хорошему, достаточно было взять риф на гроте, чтобы в комфортных условиях продолжить плавание. Но я поступил по-другому. Из-за того, что Чёлмужская коса становилась всё ближе, приходило понимание того, что скоро мы покинем Онежское озеро и что близится окончание нашего путешествия. Захотелось чуть растянуть удовольствие. Я убрал полностью грот и мы продолжили покачиваться на волнах теперь уже с одним кливером.
Но, даже таким «черепашьим» шагом довольно скоро «Аргоша» прошла между островами м оказалась в «Чёлмужской губе. Мы переночевали на косе ровно напротив деревни Чёлмужи, чтобы пораньше с утра поднять лодки и отправиться по домам. Наш небольшой парусный поход по островам Онежского озера завершился.
По мотивам своих путешествий под парусом я написал книгу, которая называется "Путешествия на "Аргоше". Полный печатный вариант книги продается на OZON. Перейдите по этой ссылке