Найти в Дзене
O K

Бетховенский зал Большого театра

Историческое здание Большого театра обрело свой современный облик после реконструкции, проведённой в 2005 - 2011 годах. Исторический фасад Большого был отреставрирован и сохранён в первозданном виде, при этом само здание театра в ходе глобальной реконструкции было фактически заново перестроено. Кроме главной сцены и главного фойе Большого театра, известного в советское время, как "Белое", было реконструировано и менее известное фойе - Большое императорское, получившее в 1920 году название «Бетховенский зал» в честь 150-летия со дня рождения Людвига ван Бетховена. Бетховенский зал в советское время использовался как концертная площадка Большого в его историческом здании.
После проведённой в XXI веке реконструкции Большого театра в его подземных этажах оборудовали концертный зал, унаследовавший имя Бетховенского от Большого императорского фойе. Расположен Бетховенский зал на -2 этаже, под вестибюлем Большого театра. Вход в Бетховенский зал (подъезд №13а) находится справа от главного вхо

Историческое здание Большого театра обрело свой современный облик после реконструкции, проведённой в 2005 - 2011 годах. Исторический фасад Большого был отреставрирован и сохранён в первозданном виде, при этом само здание театра в ходе глобальной реконструкции было фактически заново перестроено.

Кроме главной сцены и главного фойе Большого театра, известного в советское время, как "Белое", было реконструировано и менее известное фойе - Большое императорское, получившее в 1920 году название «Бетховенский зал» в честь 150-летия со дня рождения Людвига ван Бетховена. Бетховенский зал в советское время использовался как концертная площадка Большого в его историческом здании.
После проведённой в XXI веке реконструкции Большого театра в его подземных этажах оборудовали концертный зал, унаследовавший имя Бетховенского от Большого императорского фойе.

Расположен Бетховенский зал на -2 этаже, под вестибюлем Большого театра. Вход в Бетховенский зал (подъезд №13а) находится справа от главного входа, в боковом фасаде, расположенном напротив ЦУМа. Входную группу переходов подъезда с Бетховенским залом соединяют несколько лестничных пролётов, дублируемых эскалаторами и лифтом.

Подземные интерьеры оформлены в стиле исторических помещений Большого театра. Многочисленные лабиринты - переходы, ведущие в Бетховенский зал, освещены стилизованными под канделябры, бра и жирандоли светильниками, стены с нишами и колоннами в античном стиле украшены зеркалами, витринами с историческими сценическими костюмами и картинами с изображением знаменитых актёров и актрис Большого театра.

Буфет Бетховенского зала находится на -3 этаже, под Бетховенским залом. На -1 этаже, над Бетховенским залом, расположен магазин сувениров Большого театра. Один из подземных переходов украшает бюст Галины Вишневской работы скульптора Рукавишникова из фондов Музея Большого театра.

На сценических портретах, украшающих стены буфета, изображены предшественницы Галины Вишневской, в разное время блиставшие на сцене Большого театра, среди которых - оперная певица Антонина Нежданова в образе Антониды из оперы "Жизнь за царя", певица Мария Климентова-Муромцева в роли Марии из оперы "Мазепа" и оперная певица Маргарита Гукова в образе Татьяны из оперы "Евгений Онегин".

Собинов в роли Ленского из оперы "Евгений Онегин"
Собинов в роли Ленского из оперы "Евгений Онегин"

На мужском портрете изображён оперный певец Леонид Собинов в роли Ленского из оперы "Евгений Онегин". Удивительна судьба Леонида Собинова - был он и солистом Его Императорского Величества в Императорском Большом театре в дореволюционное время, и дважды был директором Государственного Большого театра — в 1917 - 1918 годах и в 1921 году. Последним спектаклем Императорского Большого театра стало представление оперы "Евгений Онегин", которое состоялось 28 февраля 1917 года. Через две недели, 13 марта 1917 года, Императорский Большой театр, переименованный в Государственный Большой театр, продемонстрировал «свободный торжественный спектакль» с аллегорической живой картиной «Освобождённая Россия». Пережив трудные послереволюционные годы с бесконечными нововведениями, основная часть труппы Большого театра сумела сохранить и свой состав, и годами наработанный репертуар. В 1919 году были возобновлены симфонические концерты. А 18 февраля 1921 года состоялось торжественное открытие Бетховенского зала в Большом императорском фойе, в течение многих лет функционировавшего в качестве площадки для камерных концертов артистов оркестра и солистов оперной труппы.

Разрабатывая дизайн подземного Бетховенского зала при глобальной реконструкции Большого театра декораторы XXI века стремились добиться стилистического единства с историческими помещениями Большого театра. Наборный паркет Бетховенского зала был выполнен по рисункам мраморного пола в Императорском фойе, стены и потолок были декорированы в стиле верхних залов театра.
Пространство Бетховенского зала было оборудовано современными механизмами, способными трансформировать сцену и зрительный зал, рассчитанный на триста тридцать зрителей, в репетиционную сценическую площадку или в зал для торжественных приёмов.

Сейчас в подземном Бетховенском зале, как прежде в концертном зале Большого императорского фойе, проводятся камерные концерты с участием музыкантов оркестра Большого театра. Мы были в Бетховенском зале на концерте группы фаготов - солистов оркестра Большого театра. Выступали они и сольно, и с аккомпаниаторами, и вместе с камерным составом симфонического оркестра Большого театра.

Концерт состоял из двух отделений. В первом отделении прозвучали произведения Каспара Куммера, Людвига ван Бетховена и Франсиса Пуленка.

Партии на фаготах в первом отделении исполняли солисты оркестра Большого театра - Роман Майоров, Тарас Самбир и Алексей Бажалкин. Вместе с ними в первом отделении играли: на флейтах - Марина Иванченко и Николай Попов, на кларнете - Леонид Ильин, на гобое - Евгений Рощин-Иванов, на рояле - Александра Самбир.

В анонсе концерт назывался "Четыре фагота", но в первом отделении принимали участие только три фаготиста. Четвёртый исполнитель на фаготе - Андрей Рудометкин выступал во втором отделении концерта вместе с камерным составом симфонического оркестра Большого театра под управлением дирижёра - Кирилла Филатова.

Фаготисты, принимавшие участие в первом отделении, играли с оркестром и во втором отделении, в котором прозвучали произведения таких композиторов как: Эрмано Вольф-Феррари, Астор Пьяццолла, Литтл Тони, Антонио Вивальди и Карл Мария фон Вебер.

Завершился концерт фееричным выступлением камерного состава оркестра Большого театра и четырёх солистов - фаготистов, исполнивших зажигательный хит "Gimme! Gimme! Gimme!" из репертуара группы ABBA.

Весь концерт, рассчитанный на 75 минут, несмотря на антракт, "пролетел" словно на одном восторженном дыхании. Увиденное и услышанное превзошло все наши ожидания.
Именные билеты в Бетховенский зал на концерт "Группы фаготов" мы покупали
на сайте Большого театра по вполне разумной цене - по 1 000 рублей. Перед входом в подъезд №13а контролёры тщательно проверяли именные билеты у всех входящих, сверяя данные по паспортам. Билеты в Большой театр теперь все именные. Как ни странно, все билеты в Бетховенский зал стоят одинаково, независимо от места, в отличие от билетов, которые по разной цене продаются на Историческую сцену. Там цены варьируются от 300 рублей за "стоячие" места на галёрке, которые продаются строго по молодёжному тарифу, до нескольких тысяч рублей - в партере и в ложах. Мы после реконструкции Большого театра не видели ещё Историческую сцену. А были мы в Большом театре пару раз до реконструкции, но очень давно - при советской власти, когда билеты и на Историческую сцену можно было купить по разумной цене.
В последнее время посмотреть легендарные оперные и балетные постановки из репертуаров Императорских театров на исторических сценах реальнее не в Москве в Большом театре, а в Питере - в не менее прославленных театрах - в Мариинском и в Александринском. В прошлом году нам довелось попасть в Мариинском театре на оперу "Жизнь за царя", а в этом году - в Александринском театре на балет "Лебединое озеро". Про
Мариинский театр, его историческую сцену и постановку оперы "Жизнь за царя", можно прочитать в одном из моих прошлогодних фотоотчётов, про Александринский театр я постараюсь рассказать в ближайшее время. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.