Сложности с покупкой автомобилей из Японии для россиян возросли на фоне новых санкций, введенных США. Эти санкции касаются, в частности, крупных банков, через которые ранее шли SWIFT-переводы для оплаты машин из Японии.
В результате ввоз автомобилей по параллельному импорту в Россию стал более сложным процессом, однако, как выяснили эксперты, существуют обходные пути.
Как санкции изменили ситуацию
По информации, предоставленной крупными игроками российского рынка, включая ГК «Япония-Трейд», сейчас для российских граждан практически невозможно самостоятельно приобрести автомобиль из Японии. Заказчики вынуждены обращаться к компаниям-агентам, которые занимаются привозом машин. Эти фирмы берут на себя все вопросы, связанные с оплатой и доставкой, что значительно увеличивает стоимость и время ожидания.
Однако, как пояснила Дарья Саморукова, руководитель отдела маркетинга ГК «Япония-Трейд», паниковать по поводу санкций не стоит. Несмотря на ограничения, продолжает работать ряд региональных банков, которые предоставляют услуги SWIFT-переводов. К тому же многие банки, не попавшие под санкции, планируют подключить этот сервис в будущем. Тем самым, проблемы с оплатой могут быть решены в ближайшее время.
Обходные пути
Как отметил Глеб Шнайдер, руководитель отдела продаж «СпецАвтоТрейд», хотя санкции усложнили способы оплаты, банки все еще проводят операции через SWIFT. Также существует практика использования третьих стран, через которые осуществляется покупка и доставка автомобилей из Японии. Такой метод, по его словам, часто обходится дороже и занимает больше времени, но продолжает быть востребованным среди тех, кто заинтересован в японских автомобилях.
К тому же, нарастает популярность альтернативных методов оплаты, однако компании не раскрывают подробности этих методов. Саморукова добавила, что хотя эти способы имеют свои преимущества, они также сопряжены с определенными рисками.
Проблемы, существовавшие и до санкций
Саморукова напомнила, что проблемы с переводами и до введения новых санкций уже существовали. В небольших городах клиентов часто отказывались обслуживать из-за недостаточной квалификации операционистов. Впрочем, сейчас ситуация изменилась, и компании стремятся предоставить качественное обслуживание, где это возможно.
Глеб Шнайдер считает, что несмотря на сложности, общая ситуация на рынке автомобилей под заказ в России не изменилась. Санкции и запреты, по его словам, всегда сопровождали деятельность в данной сфере, и бизнес уже привык к таким условиям.
Сложности из-за японских санкций
Одной из самых серьезных проблем стало введение Японией ограничений на экспорт автомобилей с двигателями объемом более 1,9 литра, а также гибридов и электрокаров. Это решение значительно ограничило выбор моделей, доступных для российских покупателей. Продавцы автомобилей и покупатели в России смогли быстро адаптироваться к изменениям, однако влияние этих ограничений все же сказалось на рынке.
Шнайдер отмечает, что несмотря на все сложности, ограничений в поставках автомобилей из Японии стало меньше, и это позволило несколько стабилизировать ситуацию. Однако, с учетом нынешних санкций, бизнес продолжает сталкиваться с проблемами, и многие модели автомобилей стали дороже.
Возможные послабления
Независимо от сложностей, в ноябре 2024 года Япония пошла на послабления и разрешила экспорт гибридных автомобилей с небольшими двигателями (до 1,9 л). Это решение дало возможность россиянам приобрести модели с «мягким» гибридом, такие как Suzuki Swift, Honda Fit и Mitsubishi Delica. Однако, как отмечает Саморукова, такие машины до сих пор не пользуются большой популярностью на российском рынке. А также такие модели не могут похвастаться той экономичностью и динамикой, которые присущи полноценным гибридам.
Глеб Шнайдер, напротив, утверждает, что после ослабления ограничений интерес к таким автомобилям увеличился, однако покупки все же носят скорее познавательный характер, чем массовый.
Какие автомобили популярны в России?
Несмотря на все ограничения, японские автомобили продолжают пользоваться спросом в России. Среди новых моделей самым популярным автомобилем остается Toyota Camry, как в версиях для российского, так и для китайского рынка. Средняя стоимость таких автомобилей варьируется от 4 до 6 миллионов рублей.
Что касается поддержанных автомобилей, то по данным агентства «Автостат», наибольшим спросом пользуется Toyota Corolla. Эти машины активно привозятся в Россию из других стран, таких как ОАЭ и Южная Корея. Средняя стоимость таких автомобилей составляет от 2 до 3 миллионов рублей.
Заключение
Таким образом, несмотря на новые санкции и связанные с ними сложности, покупка автомобилей из Японии по-прежнему возможна. Хотя процесс стал более сложным и дорогим, существует ряд обходных путей, которые позволяют решить вопросы с оплатой и доставкой. Продавцы и покупатели продолжают адаптироваться к новым условиям, и, несмотря на ограничения, рынок автомобилей сохраняет свою активность.