Взятие Плевны 28 ноября 1877 года – день славы астраханцев, день славы 12-го гренадерского Астраханского Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича полка.
Предлагаю обратиться к дореволюционному изданию: Зубарев Ф.И. Памятка 12 гренадерского Астраханского... полка / Сост. по полковым источникам подполк. Ф. Зубарев. — Москва : типо-лит. Б.О. Смирновой, 1910. — 120 с. ил.; 21. — (Юбилей государевых гренадер. 1900-1910).
Пусть астраханские гренадеры расскажут, что произошло 28 ноября (по старому стилю) 1877 года.
Страница 64:
«В 1877 – 1878 годах, когда у нас была ведена война с Турцией за освобождение православных болгар, наш полк оказал выдающееся отличие в сражении под Плевной 28 ноября 1877 года. Волею Верховного Вождя астраханцы потребованы были на эту войну в самую трудную и крайне тяжелую для нашей армии минуту: Осман Паша с 43 тысячной армией засел в сильно укреплённом пункте – Плевне и готов был, со дня на день, с минуты на минуту, прорваться сквозь наши войска, растянувшиеся вокруг этого пункта на 70 верст и представлявшие собою очень удобную для прорыва жиденькую линию.
17 сентября полку был объявлен поход, а в октябре месяце, накануне полкового праздника, он был уже под Плевной. Здесь стал он на дороге, ведущей из Плевны в кр. Виддин. Случилось так, что Осман Паша решил прорвать нашу линию обложения как раз в этом направлении, благодаря чему наш полк вместе с прочими полками 3 гр. дивизии, заслужил в этом деле безсмертную боевую славу.
28 ноября рано утром раздался бой «тревога», послышалась спешная команда «в ружье», котлы, с готовой уже к раздаче пищей, были опрокинуты, обедать было некогда – солдаты, быстро разобрав вместо обеденных ложек ружья, скорым шагом двинулись вперед. Впереди гремят пушки, бьют барабаны, в воздухе запахло порохом. Подъехал командир корпуса генерал Ганецкий I и крикнул обращаясь к полку: «братцы восемь наших орудий в руках турок …Хоть умрите, а отнимите мне их обратно». «Отнимем Ваше превосходительство», коротко, но убежденно ответили, как один человек, молодцы «астраханцы».
Страница 66:
«Вскоре раздалась знакомая команда: «по ротно в две линии». Набожно крестясь, в безмолвной тишине роты прибавили шагу. Впереди нас были сибирцы и малороссейцы. Оказалось, что на них уже обрушилась целая дивизия турок. С трудом справляясь со столь большими, наседавшими на них, силами, 5 рот сибирцев со стрельбой отходили назад, опираясь на астраханцев. Турки захватили здесь на одной батарее 2 орудия, а на другой 6 наших орудий. Но тут подоспели малороссейцы, и бой закипел со страшным ожесточением. Турок было больше. Они сильно теснили и малороссейцев и сибирцев, пока наконец не подошли наши астраханцы; они бросились на врага с криком своего дружнаго и мощнаго астраханского «ура», с командиром своего полка полковником Крюковым и бригадным командиром генералом Квитницким во главе; уже один вид этого грознаго наступления астраханских гренадер стройными, как на смотру, «рядами», испугал турок. Они приостановились и осыпали нас свинцом. Послышались и в наших рядах стоны, и у нас начали спотыкаться и падать убитые и раненные, но некогда было обращать на них внимания – долг службы, присяга требовали от всех движения вперед. Турки пробовали было сперва продолжать стрельбу, но потом не выдержали стойкаго вида бравых гренадер и начали понемногу подаваться назад.
Наш первый батальон, под командой майора Свиньина, овладел одним из главных опорных пунктов турок; поддержанный фонагорийцами и остатками других полков нашей дивизии он двинулся вперед. С этого момента турки повсюду были теснимы. При выбитии турок из второй линии укреплений 1-й (ныне 13-й) стрелковой ротой взята целая турецкая батарея, при чем командир этой роты шт.-капитан Кульман был убит. Жестоко отплатили роты за смерть своего командира: все защищавшие батарею турки были переколоты, много полегло и прочих турецких солдат под ударами молодецких штыков астраханцев».
Страница 67: «ударами молодецких штыков астраханцев. Но самое важное это то, что рядовой той же роты Егор Жданов овладел драгоценной добычай, – единственным на всю 40-ка тысячную турецкую армию Османа Паши, большим зеленым знаменем, при чем для того, чтобы овладеть им, ему пришлось заколоть собственноручно трех турок. В этот же период боя отличилась и 2-я рота, под командой поручика Светлова. Офицер этот, в порыве своей отваги и выдающейся храбрости, во время отчаянной рукопашной схватки в укреплении, лишился сабли, сломавшейся в борьбе с турецкими штыками, а также и револьвера, в котором все пули оказались разстреленными. Тогда окружавшие его турки заметили, что храброму русскому офицеру уже нечем сражаться, бросились на него. Уже несколько штыков направлено было в его грудь. Еще одна – две секунды и храбраго офицера не стало бы в живых …
Но подоспевший к нему на помощь рядовой его 2-й роты Фома Гавриков спас ему жизнь: взмахнув направо и влево прикладом своего ружья, он тотчас принялся работать штыком: никто из турок от него не ушел. Ротный же командир, хотя и тяжело раненный, был спасен. Турки повсюду были выбиты из второй линии укреплений при чем ротами второго батальона, с командиром полка и батальонным командиром во главе, отбиты были захваченныя ранее турками 6 орудий, и таким образом данное полком командиру корпуса обещание было исполнено. (При этом заметим, что на долю полка не раз выпадало и раньше честь и счастие отбивать захваченныя неприятелем орудия обратно, а именно, в 1759 году 1 августа при Кунерсдорфе и в 1812 году 26 августа под Бородином.) Наконец, когда к нашим первым двум батальонам примкнул с леваго фланга и 3-й батальон, и таким образом все три наших полковых знамени, бывших в тот день с утра при 11 роте, очутилися лицем к лицу с зеленым турецким знаменем, развевавшимся возле командующ. полком».
Страница 68: «зеленым турецким знаменем, развевавшимся возле командующ. полком. Началось быстрое, дружное наступление. Вскоре сам Осман Паша, храбрый и непобедимый до сего времени вождь наших врагов, раненный русской пулей, ясно увидел, что ему не устоять: Плевна уже была занята русскими».
Страница 69: «Командир корпуса генерал Ганецкий, подъехав с рапортом к Августейшему Главнокомандующему, закончил свой доклад такими словами: «Честь дня принадлежит Астраханцам». Его Высочество Наследник Цесаревич, поздравляя полк по случаю окончания плевненского сражения, на имя командира полка, пишет: «Поздравляю от Всей души Мой полк с блестящей победой. Искренно был рад слышать, что молодцы астраханцы поддержали столь славно боевую славу полка. Очень желал бы знать потери полка. Передайте Мой привет всем чинам полка. Ваш шеф Цесаревич».
Тем временем напоминаем, что 25 июня 2025 года исполнится 325 лет со дня создания 12-го гренадерского Астраханского Императора Александра III полка (1700 - 1918).
Пока что никто не хочет замечать этой важной исторической даты. А ведь можно сделать юбилейный 2025 год — Региональным годом воинской славы астраханских полков в честь 325-летия со дня создания 12-го гренадерского Астраханского Императора Александра III полка. Провести выставки, лекции, круглые столы, исторические форумы, просветительские десанты и так далее.
Ссылка на сообщество в ВК: https://vk.com/club227720088
Ссылка телеграмм-канал "Хранитель времени": https://t.me/timestreamzero