Проклятые спектакли — это термин, который относится к театральным постановкам, окружённым мифами и слухами о несчастьях или трагедиях, происходящих с актёрами и создателями.
В истории театра есть немало примеров так называемых «проклятых» постановок — это спектакли или пьесы, которые якобы приносили несчастья актёрам, режиссёрам, членам команды или даже зрителям. Некоторые спектакли становятся легендарными из-за странных или пугающих событий, связанных с ними. Вот несколько известных примеров:
1. «Макбет» — эта пьеса Шекспира считается особенно проклятой. Говорят, что даже упоминание о «Макбете» в театре приносит неудачу.
2. «Офелия» — некоторые постановки этой пьесы также были окружены мистикой, особенно из-за участи актрис, исполнявших роль Офелии, которые сталкивались с личными трагедиями.
3. «Вий» — сама личность писателя Николая Гоголя олицетворяет мистику и написанные им произведения окружены сонмом легенд, преданий и суеверий.
4. «Фауст» — в театрах, где ставили «Фауста», происходит много несчастий с театральной труппой или их семьями. Кто-то связывает это с тем, что «Фауст» имеет глубокую философскую природу, в которой затрагиваются вопросы духовного мира и мистики. Эти темы могли вызвать тревогу и негативное влияние на труппу.
Проклятые спектакли часто становятся предметом обсуждения и интереса, порождая мифы о том, как театр может быть местом не только искусства, но и потустороннего влияния.
Проклятая из проклятых
Самая известная «проклятая» пьеса — это «Макбет» Шекспира. Считается, что она проклята, потому что содержит настоящие заклинания, и любое упоминание названия пьесы в театре может привести к беде. Согласно одной из теорий, Шекспир использовал в тексте реальные колдовские заклинания, которые вызвали духов, и с тех пор пьеса приносила несчастья. Отдельно говорят, что трагедии, происходящие на сцене во время постановок, и за кулисами — это результат злого духа, связанного с «Макбетом». В разные периоды происходили такие несчастья, как травмы актеров, пожар в театре, смерти членов труппы и даже убийства. Особенно известен случай, когда в 1849 году во время постановки произошли массовые беспорядки между фанатами двух актеров, что привело к нескольким смертям. Многие актёры и режиссёры отказываются произносить название «Макбет» в театре, предпочитая называть его «той, которую не следует называть». Это связано с верой в то, что произнесение названия может вызвать проклятие. Из-за всех этих факторов «Макбет» стал символом театрального проклятия, порождая мифы и традиции, которые сохраняются до сих пор.
Русское проклятье
На просторах же нашей необъятной Родины больше всего зловещих слухов ходит вокруг «Вия», которого в Советском Союзе снимали не раз, но до наших дней сохранился только фильм 1967 года. В мировой литературе существует ряд произведений, которые откровенно опасаются ставить режиссёры. К таким относится и «Вий» Николая Гоголя. Слухи о трагических судьбах актеров и участников съемочной группы, порой сравниваемые с «проклятием Вия», также создавали мифы. Некоторые утверждали, что актерам, исполнившим роли главных персонажей, особенно тем, кто снимался в сценах с ведьмами и демонами, после съемок стали происходить странные вещи: от ночных кошмаров до болезней, которые они не могли вылечить. Несчастья преследовали не только съемочную группу «Вия». В 2006 году сгорела церковь в селе Горохолин Лес. Ее фасад можно увидеть в кадре гоголевской экранизации. Внутреннее убранство церкви построили ещё на киностудии «Мосфильм», атмосфера в ней получилась настолько пугающей, что киношники предпочитали не подходить к декорациям лишний раз. Именно в ней Хома Брут три ночи подряд читал молитвы над покойной панночкой. Местные жители уверены, что пожар случился из-за того, что в селе снимали кино про нечистую силу.
Проклятия в современном театральном искусстве
Сценическое искусство развивается вместе с людьми, осовременивается и рождает новые подходы к зрителю. Театр должен развиваться. Должны появляться новые жанры и эксперименты. Но уберегает ли современное развитие от проклятых спектаклей. Рождает ли новый подход «проклятые» постановки? Оказывается да. И вот они:
- «Властелин колец» театральная постановка этой пьесы в 2007 году в Новой Зеландии считалась «проклятой». Проект оказался финансово катастрофическим и обернулся огромными убытками для продюсеров. Театр был подвергнут многочисленным техническим проблемам, кадровым перестановкам и финансовым трудностям, а в конце концов постановка закрылась, понеся огромные убытки. Это был амбициозный проект с большими затратами, но зрительский интерес оказался недостаточным для его успешного существования.
- «Смерть в Венеции» (Джеймс Кэмерон, Италия)
В 2012 году при постановке «Смерти в Венеции» произошла серия несчастных событий, включая смерть одного из актеров, а также аварии на сцене. После этих событий в театре началась череда происшествий, которые вызвали слухи о проклятии.
Эти истории, конечно, часто носят мифический характер, и современные исследования склоняются к тому, что большинство трагических событий можно объяснить случайностью или человеческими ошибками. Тем не менее, для театров и актёров такие «проклятия» остаются важной частью фольклора и культуры. Проклятие стало не только предметом обсуждений, но и символом мистики, окружающей театральное искусство. Многочисленные трагические события привели к тому, что спектакли и фильмы запомнили не только за художественные качества, но и за свою зловещую репутацию.
А может это просто такой маркетинговый ход?