Найти в Дзене
Мороженые сказки

Кто такая большуха и почему её все боялись?

Мы привыкли, что в старину на Руси правил бал жесткий патриархат, крайние практические и этические нормы которого были прописаны в Домострое - правилах поведения и предписаний на все случаи жизни прямиком из русского средневековья (автор протопоп Сильвестр, приближенный кровавого царя Ивана Грозного). Согласно ему в доме и в обществе всецело заправляли мужчины, женщинам предписывалось быть по восточному покорными, работящими и терпеливыми. Прекословие старшему в семье (отцу, брату или мужу) считалось аморальным, недопустимым и подлежащим немедленному наказанию. Этому была посвящена даже целая глава под говорящим названием, как бить жену🥶. Позволю себе привести её переложение на современный русский: "Ни за какую вину ни по уху, ни по лицу не бить, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колоть, ничем железным и деревянным не бить. Кто в сердцах так бьет или с кручины, многие беды от того случаются: слепота и глухота, и руку и ногу и палец вывихнет, наступают головные боли и бо

Мы привыкли, что в старину на Руси правил бал жесткий патриархат, крайние практические и этические нормы которого были прописаны в Домострое - правилах поведения и предписаний на все случаи жизни прямиком из русского средневековья (автор протопоп Сильвестр, приближенный кровавого царя Ивана Грозного). Согласно ему в доме и в обществе всецело заправляли мужчины, женщинам предписывалось быть по восточному покорными, работящими и терпеливыми. Прекословие старшему в семье (отцу, брату или мужу) считалось аморальным, недопустимым и подлежащим немедленному наказанию. Этому была посвящена даже целая глава под говорящим названием, как бить жену🥶. Позволю себе привести её переложение на современный русский:

Домострой пользовался популярностью и в про священным 19 веке. Издание 1821 года. Фото из аети
Домострой пользовался популярностью и в про священным 19 веке. Издание 1821 года. Фото из аети

"Ни за какую вину ни по уху, ни по лицу не бить, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колоть, ничем железным и деревянным не бить. Кто в сердцах так бьет или с кручины, многие беды от того случаются: слепота и глухота, и руку и ногу и палец вывихнет, наступают головные боли и боль зубная, а у беременных женщин и дети в утробе повреждаются (этим подчеркивается, что такие жестокие избиения женщин имели широкое хождение). 

Плетью же, наказывая, осторожно бить, и разумно и больно, и страшно и здорово – если вина велика. За ослушание же и нерадение,– рубашку задрав, плеткой постегать, за руки держа и по вине смотря, да поучив попенять: «А и обиды бы не было, а и люди бы о том не слыхали, а и жалобы бы о том не было»."

Однако бывали случаи, когда по стечению обстоятельств, во главе крестьянской семьи становилась женщина, которую в этом случае уважительно звали большухой. (Большаком, как правило, звали мужчины главу семейства(.

Попробуй, возрази такой! Поморская женщина начала ХХ века, архивное фото
Попробуй, возрази такой! Поморская женщина начала ХХ века, архивное фото

Значительная часть крестьянского хозяйства (огород, одежда и все, что связано с ее изготовлением, заготовка продуктов) находилось под контролем большухи (как правило, старшей матери в семье, но не всегда). Ей подчинялись все женщины в доме, дети и неженатые молодые парни. За пределами семьи в компетенцию большух входили контроль за поведением членов деревенского сообщества; формирование общественного мнения и его публичное оглашение; проведение ритуалов, календарных праздников, поминок, свадеб и пр. 

Главными объектами попечения большухи являлись дом, скот и дети (как собственные, так и внуки). В случае смерти или исчезновения большака (а так же в случае  его немощи), и отсутствия взрослого женатого сына, бразды правления большой деревенской семьей полностью ложились на плечи этой сильной женщины, которая как правило, была наделена недюжим организаторским талантом, природной смекалкой, физической силой (чтоб затрещину дать) и непререкаемым авторитетом.

Скалка в руках большухи было оружием грозным, картина «Кто там?» Максимова
Скалка в руках большухи было оружием грозным, картина «Кто там?» Максимова

Все ключи от хозяйства лежали в её карманах, множество повседневных и более глобальных забот на её плечах: присмотр за скотом, распределение всех работ между членами семьи. Одной из главных забот большухи было экономическое процветание семьи, бережное расходование денежных средств и съестных припасов. Именно большухами выпекался в крестьянском хозяйстве хлеб, а это было очень нелегкое занятие, так как вес замешиваемого теста иногда доходил до пуда (пекли сразу на несколько дней и хлеб был главной едой на крестьянском столе в старину). Главными атрибутами большухи была печь, Кадка и ключи, подчеркивающие ее руководящую функцию (без неё еды и денег в доме не будет).

Состоятельность и сила большухи оценивалась в первую очередь по этому трудоемкому  и дизненновадному для всех членов семьи процессу. Когда большуха чувствовала, что силы её покидают и она не справляется с тестом, она торжественно передавала свои обязанностям старшей невестке.

Выпекание хлеба, который, как известно, всему голова было глубоко символичным процессом👌
Выпекание хлеба, который, как известно, всему голова было глубоко символичным процессом👌

Это обычно происходило на Покров Свчтой Богородицы 14 октября, сакральный языческий праздник, уходящий корнями ещё в дохристианские времена👇

Наиболее распространенный образ большухи - главы большого семейства - получил на Русском Севере, регионе, свободном от многих церковных предрассудков, где широко бытовала традиция сезонных промыслов: рыболовецкий и боя морского зверя (бельков и не только). В период длительного отсутствия мужского населения большуха несла на своих плечах не менее тяжелый труд, чем мужчины, например, вся обработка земли, лежала на ней и на стариках, которые уже были не способны ходить на Мурман. Такие женщины работали не менее мужчины вне дома, но кроме того на большухах лежал и весь домашний обиход.

Более того, в истории известны факты о том, что на Поморском берегу Белого моря, откуда на мурманский промысел уходило поголовно почти все мужское трудоспособные население, и на Зимнем берегу во время зверобойного лова женщины, оставшиеся в общине дома, нередко выполняли функции и высшего административного порядка — сельских старост, десятских и т. д., надевая при этом «служебные знаки» (об этом пишет в своих путевых записях путешественник этнограф С.Забов 1911год).

В некоторых случаях женщины уходили вместо мужей на морские промыслы, чтобы содержать свою большую семью. Наважница. Фото начала ХХ века
В некоторых случаях женщины уходили вместо мужей на морские промыслы, чтобы содержать свою большую семью. Наважница. Фото начала ХХ века

Не нужно говорить, что таких сильных и несгибаемых поморских жонок боялись и уважали не только в своей семье, но и далеко за её пределами. Зачастую слух о той или иной уважаемой всеми бабе выходил далеко за пределы села, становясь притчей во язытцах. С мнением таких женщин считались не только в своей семье мужчины, но и в немалой степени односельчане.

Таким образом, следует отметить, что женщины в Поморье являлись правомочными членами общества, обладали высоким уровнем независимости и самостоятельности. Данный факт подтверждается тем, что они имели возможность управлять хозяйством, как главы семьи в отсутствии мужа; обладали широкой компетенцией в производственной и торговой сферах, успешно справляясь как с женскими, так и с мужскими обязанностями.

Есть женщины в русских селениях - это о них, о северянках. Архивное фото
Есть женщины в русских селениях - это о них, о северянках. Архивное фото

Всегда ваша Морозова❤️‍🩹

Мои проекты:

Основной канал Дзен, посвященный истории, активному отдыху, кладоискательству и путешествиям https://dzen.ru/otmorozhennyye_istorii?share_to=link

Моя группа В Контакте

https://vk.com/morozova_ja