Найти в Дзене
skazohniza-m4rk

Л. Толстой стал мне ближе и понятнее: о книге " Лев Толстой. Великая жизнь" С. Цвейга

Лев Толстой - один из самых ярких и гениальных писателей прошлого, который привлекает внимание многих исследователей и критиков прежде всего загадкой жизни, которая была полна как большого счастья, как и больших страданий и мучений. Поэтому, узнав о том, что известный австрийский писатель и журналист С. Цвейг является автором биографического очерка "Лев Толстой. Великая жизнь", я просто не смогла пройти мимо него и не приобрести, чтобы в конце концов узнать, каким же видит его С. Цвейг. Несмотря на то, что книга довольно небольшая по объему (всего лишь 140 страниц), тем не менее она заинтересует всех, кто небезразличен к творчеству и жизни Л. Толстого, и позволит к тому же ответить на многие вопросы, на которые вы наверняка не находили ответов. Прежде всего следует отметить, что это не обычная биография, а психологический портрет писателя, объяснение мотивов поступков гения, а также довольно субъективный взгляд автора на то, о чём он нам рассказывает. Не могу сказать, что со всеми
Оглавление

Лев Толстой - один из самых ярких и гениальных писателей прошлого, который привлекает внимание многих исследователей и критиков прежде всего загадкой жизни, которая была полна как большого счастья, как и больших страданий и мучений.

Поэтому, узнав о том, что известный австрийский писатель и журналист С. Цвейг является автором биографического очерка "Лев Толстой. Великая жизнь", я просто не смогла пройти мимо него и не приобрести, чтобы в конце концов узнать, каким же видит его С. Цвейг.

Несмотря на то, что книга довольно небольшая по объему (всего лишь 140 страниц), тем не менее она заинтересует всех, кто небезразличен к творчеству и жизни Л. Толстого, и позволит к тому же ответить на многие вопросы, на которые вы наверняка не находили ответов.

Прежде всего следует отметить, что это не обычная биография, а психологический портрет писателя, объяснение мотивов поступков гения, а также довольно субъективный взгляд автора на то, о чём он нам рассказывает. Не могу сказать, что со всеми утверждениями Цвейга можно согласиться. Но однозначно, однако, то, что данная книга не оставит нас равнодушными. И к тому же вызовет интерес обратиться вновь к творчеству Л. Толстого и попытаться прочитать его произведения под влиянием того, о чём нам поведал Цвейг.

Мне очень понравилось, с каким воодушевлением и симпатией описывает автор Толстого -писателя, объясняя, почему его произведения так просты и понятны многим. Всё очень просто: Толстой- мастер-рассказчик, который не является сочинителем, а, напротив, сюжеты берет всегда из жизни:

"Толстой, следовательно, никогда не сочиняет воображаемого, не создаёт иных миров за пределами нашего. Он только повествует о действительности".

Часто, читая произведения Толстого, я поражалась его интуиции. Оказывается, как указывает нам Цвейг, писатель был очень хорошим наблюдателем:

"Подобно врачу, начинает он прежде всего с общего впечатления, с обследования общетелесных особенностей у каждого в отдельности, прежде чем он применит эпический процесс очищения ко всему миру своих романов".

И потому не можешь не восторгаться Толстым, понимая, какая тяжелая работа ему предстояла, с которой мог бы справиться далеко не всякий человек.

Искусство Толстого

Я всегда считала творчество Толстого более светлым, чем искусство Достоевского. И безотчётно тянулась к произведениям гения с детства.

Но так ли это было на самом деле?

Например, С. Цвейг утверждает, что произведения Достоевского полны надежды в отличие от Толстого:

"Искусство Толстого, напротив, не знает никакого опьянения и никакого утешения. Оно всегда только ясно, трезво, прозрачно и пресно, как вода, благодаря его прозрачности можно заглянуть во все бездны, но это познание не утолит никогда души полным восхищением... Оно
серьёзно и задумчиво, как наука, своим каменным светом, своей сверлящей внешностью, но оно не делает счастливым - это искусство Толстого".

Кризис

Довольно много в своей работе Цвейг уделяет и перелому, который произошел в сознании Толстого, когда в возрасте 50 лет он осознает бесполезность своего существования и начинает думать о смерти. А также задавать себе вопросы, на которые он не может найти ответов: зачем жить, если всё придет к одному концу? Как победить саму смерть?

Довольно трудные и порой неразрешимые вопросы, которые, наверное, задавал себе любой человек. Мучился, пытался найти ответы и не находил, а в конце концов примирялся с неизбежным.

Толстой же всё-таки решил докопаться до истины, надеясь найти ответ. Вначале он пытался найти утешение в церкви, затем обратился к трудам философов - к мужикам. В конце концов Толстой примиряется с неизбежным - со смертью, находя утешение в творчестве.

Трагизм

Трагизм Толстого, по мнению Цвейга, как раз и состоял в его двойственности, конфликте между тем, что он хотел сделать на самом деле и невозможностью осуществить это из-за своей мягкости и слабости, что не могло не мучить писателя:

" Нет, Льву Толстому не нужно было открывать глаза на его нравственную раздвоенность, он ею терзался сам ежедневно".

Цвейг упоминает о неоднократных конфликтах Толстого с женой, о его внутреннем конфликте, что приводило к его побегам из дома. Невозможно без содрогания и сочувствия к судьбе Толстого и его жене читать следующие строчки, обращенные гением к Софье Андреевне:

"Я решил уйти! Во-первых, потому что мне с моими увеличивающимися годами все тяжелее и тяжелее становится эта жизнь и все больше и больше хочется уединения, и, во-вторых, потому, что дети выросли, влияние моё уже в доме не нужно, и у всех вас есть более живые для вас интересы, которые сделают вам малозаметным моё отсутствие. Главное же то, что как индусы под 60 лет уходят в леса, как всякому старому религиозному человеку хочется последние годы своей жизни посвятить богу, а не шуткам, каламбурам, сплетнями, теннису, так и мне, вступая в свой 70-й год, всеми силами души хочется этого спокойствия, уединения и хоть не полного согласия, но не кричащего разногласия своей жизни со своими верованиями, со своей совестью".

Благодаря книге Цвейга я стала лучше понимать Толстого, мотивы многих его странных поступков и порывов. Многое в нём мне стало близко и понятно, и думаю, что это исследование вызовет лишь ещё больший интерес перечитать произведения Толстого и взглянуть на них под новым углом зрения.

Данная статья была написана в рамках марафона, который был организован на канале

"Библио Графия".

А вам нравится творчество Толстого?

Делитесь в комментариях.