Найти в Дзене
Капканы Истории

Как Германия создавала свой аналог танка Т-34, и удалось ли немцам это сделать

Германия начала операцию «Барбаросса», вторжение в Советский Союз, 22 июня 1941 г. В начале боевых действий Красная Армия имела 967 танков Т-34 и 508 танков КВ, сосредоточенных в пяти из двадцати девяти механизированных корпусов. Танки Т-34 и КВ стали психологическим шоком для немецких солдат, которые ожидали столкнуться с более слабым противником. Т-34 превосходил любой танк, который тогда был на вооружении у немцев. В дневнике Альфред Йодль выражает удивление по поводу появления Т-34 в Риге, «это новое и, следовательно, неизвестное вундер-ооружие было применено против немецких штурмовых дивизий». Пауль Людвиг Эвальд фон Клейст назвал его «лучшим танком в мире», а Хайнц Гудериан подтвердил «огромное превосходство» Т-34 над немецкими танками. 4 октября 1941 года 4-я танковая дивизия, часть танковой группы генерала Хайнца Гудериана, потерпела серьезную неудачу под Мценском, недалеко от Орла. Гудериан потребовал провести расследование реалий танковой войны на Восточном фронте, предполож
Т-34-76 (модель 1941 г.) (26 тонн)
Т-34-76 (модель 1941 г.) (26 тонн)

Германия начала операцию «Барбаросса», вторжение в Советский Союз, 22 июня 1941 г. В начале боевых действий Красная Армия имела 967 танков Т-34 и 508 танков КВ, сосредоточенных в пяти из двадцати девяти механизированных корпусов. Танки Т-34 и КВ стали психологическим шоком для немецких солдат, которые ожидали столкнуться с более слабым противником. Т-34 превосходил любой танк, который тогда был на вооружении у немцев.

В дневнике Альфред Йодль выражает удивление по поводу появления Т-34 в Риге, «это новое и, следовательно, неизвестное вундер-ооружие было применено против немецких штурмовых дивизий». Пауль Людвиг Эвальд фон Клейст назвал его «лучшим танком в мире», а Хайнц Гудериан подтвердил «огромное превосходство» Т-34 над немецкими танками.

Генерал-полковник Хайнц Гудериан предложил производить прямую копию Т-34
Генерал-полковник Хайнц Гудериан предложил производить прямую копию Т-34

4 октября 1941 года 4-я танковая дивизия, часть танковой группы генерала Хайнца Гудериана, потерпела серьезную неудачу под Мценском, недалеко от Орла. Гудериан потребовал провести расследование реалий танковой войны на Восточном фронте, предположив, что самым быстрым решением было бы создание прямой копии Т-34.

В ноябре немецкие инженеры, производители и военные закупщики, включая Waffenamt (Управление вооружения армии), смогли осмотреть и изучить захваченные танки Т-34, чтобы понять, какие разработки потребуются в следующем поколении немецких танков. Первоначально Гудериан предположил, что самым быстрым способом противостоять Т-34 будет прямое копирование. Однако Управление вооружения армии отклонило это предложение из-за трудностей с производством достаточного количества дизельных двигателей и стальных сплавов.

Альберт Шпеер осматривает танк Т-34 в июне 1943 года.
Альберт Шпеер осматривает танк Т-34 в июне 1943 года.

20 ноября 1941 года на Восточный фронт прибыла специальная танковая комиссия для оценки Т-34. Управление вооружения считало, что Германии будет трудно скопировать Т-34, как предполагал Гудериан. Поэтому был предложен новый немецкий средний танк, включающий три особенности Т-34: длинное нависающее орудие, хорошую внедорожную мобильность за счет больших гусениц и наклонную лобовую броню для обеспечения большей защиты при скромной толщине брони.

Прототип Vk.30.01 (H)
Прототип Vk.30.01 (H)

Изначально четырем компаниям: Henschel (H, «Хейнхель»), Porsche (P, «Порше»), Maschinenfabrik Augsburg-Nürnberg (MAN) и Daimler Benz (DB, «Даймлер-Бенц»), было поручено построить прототипы с требованиями к быстрому тяжелому среднему танку, способному победить советский танк Т-34 на Восточном фронте. Проект «Хейнхель», VK 30.01(H), считался устаревшим, с всего лишь 7,5-см (3,0 дюйма) короткой гаубицей Kwk 37 L/24 и напоминающим увеличенный Panzer IV, но с перекрывающейся и чередующейся системой опорных катков Schachtellaufwerk, заимствованной из их полугусеничных конструкций. Заявка «Порше», VK 30.01(P), разработанная в то же время, что и тяжелый VK 45.01 (P), была отозвана, когда «Тигр I» компании «Хейнхель»пошел в производство. Это оставило только MAN и «Даймлер-Бенц»в качестве претендентов, и поэтому им было приказано построить улучшенные модели, VK 30.02 (M) и VK 30.01 (DB).

VK 30.01 (P) прототип
VK 30.01 (P) прототип

«Даймлер-Бенц» и MAN предложили разработать 30-тонный танк, «Даймлер-Бенц» – VK 30.02 (DB), а MAN – VK 30.02 (M), включив новую башню Rheinmetall. Гитлер предпочел «Даймлер-Бенц», но Департамент вооружений предпочел MAN, который был больше похож на более ранние немецкие танки. VK 20, новый 20-тонный танк, был предложен еще в 1938 году, но этот проект был явно недостаточным. В мае 1942 года MAN заключил контракт на производство предсерийных прототипов, хотя танк «Пантера» не был запущен в производство до 1943 года, а модель «Пантера-D» с увеличенной толщиной брони теперь весила 44,8 тонны. Их боевое развертывание в июне 1943 года для операции «Цитадель» было провалом. К этому времени также использовался более крупный тяжелый танк «Тигр I».

Прототип VK 20 (M)
Прототип VK 20 (M)

«Пантера» появилась на свет в результате начатого в 1938 году проекта по замене танков Panzer III и Panzer IV. Первоначальные требования к серии VK 20 требовали создания полностью гусеничной машины весом 20 тонн, и за этим последовали конструкторские предложения от Krupp, Daimler-Benz и MAN. От этих проектов отказались, и Krupp полностью выбыла из конкурса, поскольку требования к машине весом 30 тонн возросли, что стало прямой реакцией на столкновения с советскими танками Т-34 и КВ-1.

Танк Т-34 превосходил существующие модели танков Panzer III и IV по некоторым показателям, таким как эффективная толщина брони и калибр орудия. По настоянию Гудериана была создана специальная танковая комиссия для оценки танка Т-34. Среди особенностей советского танка, которые считались наиболее важными, была наклонная броня, которая значительно увеличивала ее эффективную толщину, широкая гусеница, которая улучшала мобильность на пересеченной местности, и 76,2-мм пушка, которая обладала хорошей бронепробиваемостью и стреляла эффективным осколочно-фугасным снарядом. Концерн «Даймлер-Бенц» (DB), разработавший успешные модели Panzer III и StuG III, и компания Maschinenfabrik Augsburg-Nürnberg AG (MAN) получили задание разработать к апрелю 1942 года новый 30-35-тонный танк, получивший обозначение VK 30.02.

Прототип VK 30.02 (DB)
Прототип VK 30.02 (DB)

Конструкция VK 30.02 (DB) или «Альтернативной Пантеры» напоминала Т-34по корпусу и башне и также оснащалась дизельным двигателем. Привод от задней ведущей звездочки при выдвинутой вперед башни. Использование дизельного двигателя увеличивало дальность действия, повышало выживаемость и позволяло более эффективно использовать запасы бензина. Гитлер считал, что дизельный двигатель необходим для нового танка. В предложении DB использовалась внешняя подвеска на листовых рессорах, в отличие от предложения MAN о сдвоенных торсионах.

-8

Танк VK 30.02 (DB) перенял некоторые особенности танка Т-34, помимо тех, которые были указаны армией (наклонная броня, большие ходовые колеса и нависающая пушка), за счет использования дизельного двигателя с задней трансмиссией и внешних топливных баков. В конструкции использовались листовые рессоры, а не более дорогая торсионная подвеска.

Прототип VK 30.01 (DB) на заводе «Даймлер-Бенц»
Прототип VK 30.01 (DB) на заводе «Даймлер-Бенц»

VK 30.01 (DB) был быстрым и маневренным танком весом 35 тонн, с максимальной скоростью 56 км/ч и запасом хода 195 км. Его основным вооружением была 7,5-см (3-дюймовая) пушка KwK 42 L/70. Экипаж танка состоял из 5 человек (механик-водитель, командир, наводчик, носовой стрелок/радист и заряжающий), а толщина брони составляла от 16 до 80 мм.

Производство VK30.02 (DB) было заказано с первоначальной целью выпуска 200 единиц, отчасти из-за того, что Гитлер одобрил этот проект. Гитлер также потребовал более длинную пушку L70, а не 75-миллиметровую пушку 40-го калибра. Комитет Waffenprufamt 6, однако, отдал предпочтение более традиционному – с точки зрения немецкого дизайна и инженерной мысли – VK 30.02 (M) и заказал его опытные образцы в мае 1942 года, после чего тихо отменил заказ «Даймлер-Бенц».

Изображение того, как могла бы выглядеть модель «Пантеры» от «Даймлер-Бенц» (Daimler Benz VK 30.02 (DB)). Это модель второго типа, оснащенная трансмиссией с чередованием приводов.
Изображение того, как могла бы выглядеть модель «Пантеры» от «Даймлер-Бенц» (Daimler Benz VK 30.02 (DB)). Это модель второго типа, оснащенная трансмиссией с чередованием приводов.

Хотя VK 30.01 (DB) мог бы быть дешевле и проще в производстве, власти Германии предпочли более вместительную башню и более современную подвеску прототипа MAN, который впоследствии стал серийной моделью «Пантеры». У VK 30.02(M) был тот же двигатель, что и у «Тигра», что облегчало производство и техническое обслуживание, а также гусеницы большего размера, что снижало давление на грунт на мягком грунте. В то время как «Пантера» была похожа на Т-34 по форме, наклонная передняя часть VK30.01 (DB) была аналогична, но в целом ближе к более ранним немецким танкам. Некоторые источники утверждают, что был выпущен один прототип, другие утверждают, что «Даймлер-Бенц» выпустил три слегка отличающиеся версии.

По мнению Wa Prüf 6, подвеска на листовых рессорах была недостатком, а использование торсионов позволило бы увеличить внутреннюю ширину корпуса. Такжебыло отказано в заднем приводе из-за возможного загрязнения траков. «Даймлер-Бенц» по-прежнему предпочитал листовые рессоры торсионной подвеске, поскольку это укорачивало машину примерно на 200 мм и делало ненужными сложные амортизаторы. Использование заднего привода обеспечило дополнительное пространство для экипажа, а также позволило увеличить наклон передней части корпуса, что было сочтено важным для предотвращения попадания бронебойных снарядов.

Прототип VK 30.02 (M)
Прототип VK 30.02 (M)

Модель MAN имела более традиционную конфигурацию, с трансмиссией и ведущей звездочкой спереди и башней, установленной по центру. У нее был бензиновый двигатель и восемь осей с торсионной подвеской по бокам. Благодаря торсионной подвеске и приводному валу, проходящему под башенной решеткой, «Пантера» от MAN была выше и имела более широкий корпус, чем модель «Даймлер-Бенц».

Конструктивные решения компании «Хейнхель» для компонентов подвески и привода танка «Тигр» с использованием характерного длянего формата Schachtellaufwerk – больших, перекрывающихся, чередующихся опорных катков с «провисающей гусеницей» без возвратных катков для верхней части гусеницы, также присущие почти всем немецким военным полугусеничным танкам с конца 1930–х годов, были повторены в дизайне MAN для «Пантеры». Эти многочисленные большие стальные колеса с резиновыми ободами более равномерно распределяют давление на грунт по всей колее. Предложение MAN также дополняло уже разработанную Rheinmetall башню, модифицированную по образцу башни VK 45.01 (H), и использовало двигатель Maybach V12, практически идентичный силовой установке тяжелого танка «Тигр I» модели Maybach HL230.

-12

Оба проекта рассматривались с января по март 1942 года. Рейхсминистр Фриц Тодт, а позднее сменивший его Альберт Шпеер рекомендовали Гитлеру проект «Даймлер-Бенц» из-за его преимуществ перед первоначальным проектом MAN. При окончательном представлении компания MAN усовершенствовала дизайн, ознакомившись с предложением «Даймлер-Бенц», по-видимому, благодаря утечкеинформации от бывшего сотрудника Wa Prüf 6, старшего инженера Генриха Эрнста Книпкампа и других.

5 марта 1942 года Альберт Шпеер сообщил, что Гитлер считал дизайн «Даймлер-Бенц» превосходящим дизайн MAN. Но в результате проверки, проведенной специальной комиссией, назначенной Гитлером в мае 1942года, был выбран дизайн MAN. Гитлер одобрил это решение, рассмотрев егоза ночь. Одной из основных причин такого решения былото, что в конструкции MAN использовалась существующая турель, разработанная Rheinmetall-Borsig,в то времякак для конструкции «Даймлер-Бенц» потребовалось бы спроектировать и изготовить совершенно новую башню и двигатель, что задержало бы начало производства.

Танк «Пантера»
Танк «Пантера»
-14

В мае 1942 года компания MAN заключила контракт на изготовление опытных образцов, хотя танк «Пантера» был запущен в производство тольков 1943году, а модель «Пантера-D» с увеличенной толщиной брони теперь весила 44,8 тонны. Их боевое развертывание в июне 1943года в ходе операции «Цитадель» закончилось полным провалом.

Советский танк Т-34-76 образца 1940 года, попавший в руки немцев
Советский танк Т-34-76 образца 1940 года, попавший в руки немцев
Трофейный танк Т-34, используемый немецкой армией.
Трофейный танк Т-34, используемый немецкой армией.

С другой стороны, немцы захватили много танков Т-34 и использовали их в своих подразделениях на Восточном фронте против советских войск.

Советский танк Т-34-76 образца 1940года с немецкими опознавательными знаками на вооружении вермахта.
Советский танк Т-34-76 образца 1940года с немецкими опознавательными знаками на вооружении вермахта.
-18
  • Пожалуйста, помните, что у всех нас разные мнения, подумайте, прежде чем говорить или писать что-то жестокое по отношению к другим. В конце концов, мы всего лишь люди. Чтобы поделиться опытом или оставить комментарий, просто напишите ниже.
  • Присоединяйтесь к «Истории» в Телеграм.

Дорогой друг, спасибо за чтение! Надеемся, ты оценишь скромный труд авторов этого канала. Пожалуйста, поставь лайк, подпишись на наш канал, расскажи о нем в соцсетях.