Найти в Дзене
legoman_russia

Кто есть кто в LEGO сообществе?

Наметив основные контуры структуры LEGO сообщества, предлагаю без перегруза текста пространными рассуждениями прямо сейчас взять быка за рога и ответить на простой вопрос: кто есть кто в нашем сообществе. Постараюсь без лишних имен, разве что для некоторых примеров.

Итак, oderint, dum metuant (лат. - Пусть ненавидят, лишь бы боялись - приписывается царю Атрея из одноимённой трагедии древнеримского поэта Луция Акция; цитату любил повторять император Калигула), но каждого из считающего себя участником LEGO сообщества я бы определил в одну из следующих групп:

Лавры первенства, без сомнений и заслужено, достаются LEGO мастерам (LEGO Builders, MOC Creators, но более верно, думаю - LEGO Artists), куда я включил бы тех, кто из деталей LEGO строит, создает, перестраивает (Arts of LEGO). Одним словом тех, для кого LEGO - средство реализации творческого начала. Собственно, следуя своему чутью, компания еще в конце 40х годов прошлого века разметила канву своего успешного будущего, воплотив ее в 1955 году в концепции System I Leg. Именно с того времени комплекты с кубиками прочно вошли в жизнь детей (да и некоторых взрослых) как средство строительства по своему усмотрению. С этого начиналась эпоха кубика, потому и первое мест в иерархии сообщества занимают мастера.

Творчество мастеров мало связано с тематикой выпускаемых наборов. Скорее совсем не связано. Они как выдающиеся художники, композиторы, поэты воплощают собственные фантазии и творят с чистого листа. Только вместо масел, гамм и рифм у них в арсенале - кубики LEGO. Это каста вдохновителей, творцов. Они не скованы сюжетами, черпая идеи из самой жизни. И это не обязательно кто-то из списка LEGO Certified Professional. Есть очень много самых простых людей, реализующие из LEGO просто сумасшедшие идеи.

Известно ли вам, что за все время существования платформы Ideas необходимую поддержку получили более 30 тысяч моделей? Только 70 из них были выпущены компанией в виде наборов. Но само количество одобренных заявок поражает. Следует признать, что кубик выполняет свою главную функцию. И это здорово, так и должно быть.

Главенство мастеров носит хронологическое значение. Некоторые направления творчества развились совсем недавно, например, LEGO Photography. Если вам кажется, что для фотосъемки не нужно быть мастером, вы ошибаетесь. Для каждой минифигурки, запечатленной на камеру, мастерами создаются неповторимые декорации из кубиков. Это могут быть любые строения, техника, даже художественный сюжет. Это не просто поставить минифигурку на фоне заката и снять фотографию для своей социальной сети. Это потрясающая работа, которая способна по-настоящему увлечь: если не подстегнуть к занятию тем же, то уж наверняка отслеживать полюбившихся авторов. Минифигурки здесь присутствуют не для демонстрации per se, а для создания сценического образа, будто играют на сцене. Собственно, фотографов из числа мастеров впору смело назвать сценаристами.

Следующие по списку те, кого я называю LEGO гик-фанатами (LEGO Fan Geeks, наиболее устоявшееся, хотя не используемое в обобщающем смысле - Fans of LEGO (FOLs) со всеми присущими этой категории разновидностями), занимающие центральное место и самые многочисленные представители сообщества. Слово это очень удобное, поскольку в эпоху распространения лицензионных серий LEGO отсылает нас к текстуально похожему жаргонизму фанфик, обозначающему любительское сочинение по мотивам популярных оригинальных литературных произведений, произведений киноискусства (кинофильмов, телесериалов, аниме и т. п.), комиксов (в том числе - манги), а также компьютерных игр.

Делаю я это намеренно, потому что по мотивам признанных сюжетов гик-фанаты тоже строят, но строят не так самобытно как мастера и сочиняют часто на ходу, проигрывая всем известные сюжеты. Назвать их мастерами я бы не рискнул, а вот создателями фанфик из LEGO - вполне. На любой крупной выставке гик-фанатов с огромными диорамами по известным сюжетам будет в разы больше, чем мастеров. Здесь строительство носит характер осмысления ни самого кубика и магии за ним сокрытой, а преимущественно и только сюжета. Мастер и гик-фанат - это как автор и тот, кто автора пересказывает. Надеюсь такой пример более наглядный.

-2

Именно эти люди образуют касту тех самых собирателей, которых я пытаюсь дистанцировать от коллекционеров, но которые к коллекционерам всякий раз сами себя причисляют. Я был точно таким же ещё несколько лет назад, так что мотивы считать себя чуть выше, чем твой увлеченный друг, мне совершенно понятны. Всем хочется большего и лучшего. Но выбирать всегда приходится из доступного, причем не только в магазине, но в первую очередь информационно. Пределом мечтаний у собирателей является ровно то, о чем можно почерпнуть информацию. За пределами этого мир LEGO для них будто не существует. Хотя стоит признать, что многие (а гик-фанаты - это все же огромное число людей, и среди них большой процент тех, кто умеет думать) искренне желают узнать новое. И даже если сами поисками не занимаются, с удовольствием впитывают то, что попадается им на глаза.

Ничего постыдного здесь нет. Когда гик-фанаты примут эту мысль, он обретут покой и станут просто наслаждаться LEGO без попыток проникнуть куда-то, лишь бы называться кем-то исключительным. Это касается представителей действующих музеев LEGO, отдельные из которых так и мнят себя сверх-великими и солнцеподобными. Однако в средневековой градации собиратели суть лишь крестьяне. Сегодня это рабочий (даже средний) класс. Так что ничего дурного, вся идея сообщества по большому счету на гик-фанатах и держится.

Вот здесь и заключена опасность недостоверных и искаженных сведений, которые сегодня льются рекой. Такие сведения оказывают влияние на умы гик-фанатов. И кроме того, очень часто именно гик-фанаты и являются носителями этих сведений, сообщаемых другим в своей иерархии сообщества. Никакой глубины исследований, как правило, ни тем кто что-то решил рассказать, ни тем, кто просто с удовольствием послушал, не проводится. Это сфера примитивных лайков и оценок, иногда переходящая в обдуманное комментирование, не выходящее за пределы примитивных желаний иметь всё.

Все представители LEGO Fan Media являются всё теми же гик-фанатами. Есть единственное исключение, которое приходит на ум - это New Elementary, но у стоящих за платформой ребят (из Великобритании) изначально иные задачи.

Все прочие представители признаваемых и не признаваемых LEGO User Group по большей части относятся именно сюда. Да, это как раз из их числа выбирают амбассадоров LEGO, получающих новинки компании для обзоров, точнее - для рекламы и получения реакции сообщества на них. Среди таких сообществ многие строят собственные диорамы и города, но, как я указывал выше, это сфера дублирования, обыгрывания сущего, но никак не идейное осмысление должного, что характерно для мастеров.

И лишь на последнем месте размещу тех, кого смею назвать LEGO исследователями (возможные варианты - LEGO Nerds, LEGO Collectors, LEGO Reseachers). Это самые настоящие ботаники, со скрежетом зубов вгрызающиеся в самую глубь феномена LEGO. Это каста мыслителей и охотников, людей, пытающихся раскрыть феномен LEGO за счет кропотливого и бережливого копания в истории компании, каждой детали и минифигурке, но и активно разыскивающих и приобретающих объекты своих исследований.

Самое молодое из сформированных направлений деятельности сообщества, хотя отдельные представили вели архивную и биографическое повествование жизненного цикла LEGO уже спустя 30-40 лет после создания первых игрушек. Ничего необычного. Для историка нужны факты прошлого, и прошлое для него - это не вчера и даже не год назад, это скорее минимум лет десять назад.

-3

В этой среде превалирует эмоциональная составляющая ценность LEGO. Здесь нет свободы творчества как у мастеров, нет развлекательных встреч у как гик-фанатов. Здесь царит дух документалистики, артефактов и удивительных открытий, а также самых увлекательных рассказов и историй, от которых захватывает дух. Случайных людей среди исследователей нет да и быть не может. Сюда попадают по наитию и зову души, для чего нужны особые индивидуальные качества: сдержанность, старательность, терпение, кропотливость. Все эмоции исследователя направлены на вещь. У тех же гик-фанатов - на себя. У мастеров - на публику.