Найти в Дзене
Герои и битвы

"Урок для русских за татарскую войну": французские историки о взрыве Кремля в 1812 году

1. Решено завтра взорвать Кремль "Армия на марше; решено завтра взорвать Кремль и двигаться на Калугу ... чтобы успеть до больших морозов расположиться на зимних квартирах": буднично написал в письме своему министру Наполеон 19 октября 1812 года. 180 000 фунтов (более 80 000 кг) пороху было заложено французами в Московском Кремле. Закладывали заряды не только французские солдаты, но и множество русских рабочих, которых пригнали рыть подкопы не только под кремлевские стены, но и под соборы и Императорский дворец. Для подготовки взрыва были назначены артиллерийские офицеры. Шеф батальона 2-го полка морской артиллерии Оттон сумел так расположить фитили из промасленного трута, ведущие к пороховым бочкам, что зажженый огонь добрался до них только через час, после выхода последних войск Наполеона из Кремля. В деревне Шарапово в 35 км от Кремля находился специальный французский офицер, которому предписывалось быть на посту до "часа когда должен будет услышан взрыв Кремля", после чего как мо

1. Решено завтра взорвать Кремль

"Армия на марше; решено завтра взорвать Кремль и двигаться на Калугу ... чтобы успеть до больших морозов расположиться на зимних квартирах": буднично написал в письме своему министру Наполеон 19 октября 1812 года.

180 000 фунтов (более 80 000 кг) пороху было заложено французами в Московском Кремле. Закладывали заряды не только французские солдаты, но и множество русских рабочих, которых пригнали рыть подкопы не только под кремлевские стены, но и под соборы и Императорский дворец. Для подготовки взрыва были назначены артиллерийские офицеры. Шеф батальона 2-го полка морской артиллерии Оттон сумел так расположить фитили из промасленного трута, ведущие к пороховым бочкам, что зажженый огонь добрался до них только через час, после выхода последних войск Наполеона из Кремля. В деревне Шарапово в 35 км от Кремля находился специальный французский офицер, которому предписывалось быть на посту до "часа когда должен будет услышан взрыв Кремля", после чего как можно быстрее известить императора.

Дождь, затушивший часть фитилей и, вероятно, героизм жителей Москвы, предотвративших детонацию некоторых мин, смягчил разрушительную силу загоревшегося пороха, однако все равно взрыв был такой силы, что тяжеленные тесанные камни стен пролетели 500 шагов. Очевидец писал: "Не было ничего более ужасного ... Всюду в округе двери были проломлены и окна разбиты ...всеобщий испуг, невозможность найти убежище, страх быть раздавленным падающими домами -все это распространило повсюду ужас". Разрушения на самом деле ужасающие: разрушено здание Арсенала, существенные повреждения получили кремлевские башни и примыкавшие к ним стены: Никольская, Угловая и Средняя Арсенальные, Водовзводная, 2-я Безымянная и Петровская. Колокольня Ивана Великого устояла, но дала трещину. Обрушилась стена между Спасской и Беклемишевской башнями. Кремлевский дворец и Гранатовитая палата были подожжены.

-2

2. Если они сжигают одну деревню, один дом, на это следует отвечать сжиганием сотни

Наполеон, не смотря на то что находился от Москвы на почтительном расстоянии, услышал раскаты взрывов. Приехав в Боровск он продиктовал "26 биллютень Великой армии" в котором, объяснил причины своего приказа о взрыве Кремля: "Москва представляет собой совершенную клоаку, нездоровую и грязную ... император заминировал Кремль. Герцог Тревизский взорвал его 23-го в 2 часа утра ... все было уничтожено. Эта древняя цитадель, которая относилась ко времени основания монархии, эти первые дворцы царей, более не существуют"

Интересно, что тут же Наполеон обращал внимание, что в общем то поступил "гуманно", т.к. его соратники предлагали ему уничтожить всю Москву с окресностями: "Императору было предложено сжечь остатки города, а также и деревенские дома или поместья, с тем чтобы заплатить русским, как они того желают. Было предложенно сформировать четыре колонны из двух тысяч человек каждая, которые должны были сжечь все в 20 лье вокруг. Это стало бы уроком для русских, дабы они вели войну правильную, а не татарскую. Если они сжигают одну деревню, один дом, на это следует отвечать сжиганием сотни. Император отказался от этих мер".

Вот такой вот добрый Император :) Интересно, что француские историки довольно своеобразно интерпретируют это событие. Историк В.Н. Земцов отмечает, что Ж. Шамбре считает, что разрушение Кремля "не следует считать ... безумной местью Наполеона, раздраженного тем, что он не смог заставить русского императора Александра I попасть под его ярмо. По словам Шамбре, причина действий Наполеона крылась в той злобе по отношению к французам, которую проявили сами русские.