Пост - это о том, чтобы научиться быть терпеливым, любящим и щедрым в в «полевых условиях». Святой Ефрем Сирин, например, называл пост временем, когда «мы загружаем арбалет своего терпения, чтобы не стрелять стрелами осуждения в ближнего». Рождественский пост - это не просто 40-дневный отказ от скоромной еды, но и от духовных привычек, которые поедают нас самих и окружающих.
С вами Николай Бабкин, священник, клинический психолог. Моя супруга как-то составила список того, что и кого нельзя есть во время поста:
• Людей
• Их надежды
• Их радость
• Их жизнь
Кто вообще придумал поститься перед Рождеством?
Рождественский пост, известный также как Филиппов пост, утвердился в церковной практике сравнительно поздно — в VI–VII веках. Первые упоминания о нем связаны с западной традицией, где предрождественский период считался временем подготовки к празднику, как духовной, так и физической. Он не сразу стал 40-дневным. Например, в древности пост перед Рождеством часто длился всего 7 дней. Постепенно Церковь утвердила его продолжительность в 40 дней, что уравняло его с Великим постом, хотя без столь строгих ограничений.
Если Великий пост больше сосредоточен на покаянии, то Рождественский — на радостной подготовке. В этом и уникальность: человек учится отказываться не только от раздражающей рутины, но и от мыслей, которые подтачивают радость и благодарность.
Почему 40?
Да потому что это число символическое: Моисей постился 40 дней, Иисус Христос провел 40 дней в пустыне, а мы теперь учимся хотя бы 40 секунд в день молчать в очереди, чтобы не наговорить лишнего.
Но пост — это не только про отказ от еды. «Пост без любви — это диета», - учил святитель Иоанн Златоуст. В дни мы поста мы не едим не только мясо, но и друг друга.
Пост — это не «духовный ретрит», а полевые учения
Условия поста не всегда идеальны: шум, суета, рутина, ежедневные хлопоты и проблемы и т.п. Ты не находишься в тишине и медитируешь. Пост можно назвать коллективным подвигом, частью литургической жизни, а не уединенной попыткой самосовершенствования. Никаких иллюзий об идеальных условиях и отрыва от реальности.
Пост — это не уход в отшельничество в тишину и спокойствие, а внимание к своему сердцу, способному на благодарность, радость и любовь. В непростых полевых условиях жизни верующий человек тренируют навыки добродетели. Например, святитель Лев Великий подчеркивал, что пост перед Рождеством имеет двойную цель: соединить верующих в благодарении за Боговоплощение и подготовить их к достойной встрече праздника через борьбу с пороками.
Греховные привычки - это духовный фастфуд
Одни в пост проверяют состав каждого продукта с фанатизмом налогового инспектора, пока другие с азартом обсуждает чужие ошибки, словно собирают коллекцию. Раздражение, осуждение, тщеславие и зависть действительно являются духовными аналогами «быстрой еды». Они удобны в моменте для поднятия своей самооценки, но отравляют изнутри.
Мы все иногда перекусываем чужими недостатками, это что-то вроде эмоционального фастфуда. Вот кто-то ошибся, оплошал или поступил не так, как нам кажется правильным, и сразу же возникает искушение мысленно (или вслух) приправить это осуждением, обильно посыпать сарказмом и проглотить с чувством собственного превосходства. Почему? Да потому что это просто и дает моментальное ощущение, будто мы на порядок лучше. И всё бы ничего, но такие перекусы неизбежно отравляют душу.
Инъекция успокоительного для самооценки
Когда человек критикует другого, его мозг запускает дофаминовую систему вознаграждения. Осуждение приносит мгновенное чувство облегчения, поскольку мы бессознательно сравниваем себя с объектом критики: «Я лучше, значит, моя самооценка выше». В этот момент потрепанная самооценка получает инъекцию успокоительного: «Ну, я-то так не делаю, значит, со мной всё в порядке».
Сравнение себя с другими активирует медиальную префронтальную кору (участок мозга, связанный с самоидентификацией и социальным мышлением). При этом осуждение других снижает активацию в областях, отвечающих за самокритику, временно облегчая тревогу.
Однако это кратковременное удовольствие напоминает эффект от нездоровой пищи — быстро насыщает, но не дает долгосрочной пользы. Раздражение или тщеславие никогда не дают настоящего внутреннего покоя, а только создают иллюзию. Это как съесть что-то вредное на голодный желудок — в моменте насыщает, но позже вызывает дискомфорт. Более того, постоянное осуждение других превращает нас в тех, кто сам себя отравляет. Вместо того, чтобы строить уверенность на своих достижениях и росте, мы делаем её зависимой от чужих провалов. В долгосрочной перспективе такая модель поведения формирует негативный когнитивный цикл.
Духовное обжорство
Обижать, подводить, высмеивать и критиковать других — это форма духовного обжорства, поэтому во время поста нельзя есть:
- Надежды. Представьте, человек строил план, верил в свою мечту, а вы подошли и сказали: «Да ерунда это всё». Всё, мечта разрушена. Поздравляю, вы не только испортили день, но и записали себе лишнюю духовную калорию. Мы легко «потребляем» других людей: критикуем, обесцениваем, обвиняем. В этом скрыт древний механизм самоутверждения: разрушив другого, мы временно чувствуем себя лучше. Но пост — это шанс вырваться из этой ловушки.
- Радость. Бывает, кто-то радуется, а вы такой: «Чему тут радоваться? Посмотри на курс доллара». Вот это и есть «съесть радость» — выключить свет другим только потому, что вам пока грустно. Мы часто думаем, что чужое счастье как-то умаляет наше. Особенно это проявляется в социальных сетях: люди в комментариях атакуют чужие успехи, счастье и любовь. Радость — это энергия, которая умножается, если её разделить. В Рождественский пост учитесь радоваться за других.
- Себя. Самое сложное: перестать себя съедать. Это привычка тех, кто думает: «Я для всех, а для себя как-нибудь потом». Это синдром жертвы и выученная беспомощность, нет тут никакого мученичества. Человеку хочется ощущать свою исключительность и страдать, вот он и ищет того, кто исполнит роль злодея. На злодея потом удобно спихнуть все свои проблемы и нежелание изменяться и поменяться с ним ролями. В пост можно постараться играть в эти психологические игры и научиться говорить «нет» тому, что тебя изматывает, и «да» — собственным границам.
Рождественский пост предлагает иной путь. Вместо того чтобы искать недостатки в других, он учит замечать собственные и, что важнее, не зацикливаться на них. Вместо «быстрой еды» ты выбираешь здоровую пищи для души. Когда мы отказываемся от привычки «поднимать» самооценку за счет других, тревожность постепенно снижается. Ведь это требует осознания своих собственных чувств, работы с ними, а не перекладывания их на окружающих.
В пост человек учится отказываться от разрушительного поведения, которое подтачивает радость и благодарность. И портит Рождество Христово и Новый год тоже. Завистливому и вечно недовольному человеку очень сложно не только в обычной жизни, но и в праздники, когда вокруг столько счастливых лиц.
Полезный совет от предков
В пост не только отказываются от греховных привычек, а ищут настоящие источники мира внутри себя: радость, благодарность и способность быть милосердным. Зная это, наши предки в пост старались больше помогать другим во славу Божию. Кто-то раздавал милостыню, кто-то собирал гостей на простую трапезу, кто-то больше молился. Конечно, были и те, кто «постился» лишь формально, но Церковь всегда подчеркивала: отказ от злословия важнее отказа от масла.
Как прожить этот пост без поедания надежды, радости и самого себя?
Вот вам несколько практических советов:
- Контролируйте язык. Если хочется съязвить — вдохните, посчитайте до 10 и вспомните, что у вас сейчас духовный марафон. Вместо того чтобы искать слабости других, подумайте: как я могу поддержать их?
- Переключайтесь. Всякий раз, когда хочется «потребить» чью-то радость или надежду, задумайтесь: что я могу сделать, чтобы поддержать этого человека?
- Найдите свои источники радости. Пост — это не про запрет на радость,а, про то, чтобы найти то, что радует вас без всякой суеты: книга, прогулка, молитвы, добрые дела, общение с близкими.
Рождественский пост — это не только путь к праздничному столу, но и дорога к самому себе. Отказ от человечины — часть внутреннего преобразования, чтобы «облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Ефесянам 4:24). С помощью благодати Божьей пост помогает воссоздать себя, шагнув от старых привычек к обновленному состоянию.