Я очень люблю Малый театр. Посещаю его и вместе с детьми и одна, когда хочется отдохнуть от суеты, узнать нечто новое, посмеяться или задуматься. Билет в театр — это идеальный подарок для меня.
Я с особым волнением ждала спектакль «Собачье сердце». Дело в том, что постановки в Малом порой намного лучше фильмов. Например, спектакль «Трамвай Желание» своим художественным предложением, чувственностью, тем как показано безумие, нищета и теснота мне понравился значительно больше лакированной киноверсии с Вивьен Ли и Марлоном Брандо. Или постановка «Дети Ванюшина», ничем не уступающая экранизации 1973.
Увы, не могу сказать этого про Собачье сердце. Проделана огромная работа, изготовлены фантастические декорации, задействованы великолепные актеры, создавшие яркие характеры. Виктор Низовой – нарком, Александр Ермаков – пациент, Игорь Петренко –доктор Борменталь, Василий Бочкарёв – профессор Преображенский и один из самых ярких молодых актёров Малого Театра –Владимир Тяптушкин – в роли Шарикова Полиграфа Полиграфовича.
И что в результате? Вместо Спектакля-События, на который бы ломилась и о котором говорила бы вся Москва, мы видим кальку на фильм Бортко. Но, я хочу напомнить, что и Бортко в значительной степени скопировал «Собачье сердце» у итальянцев. Да! Был такой фильм 1976 Альберта Латтуады, но он даёт совершенно иной взгляд на источник. Профессор Преображенский и доктор Борменталь – это отрицательные фигуры. Что не удивительно – простые немцы и итальянцы столкнулись евгеникой и селекцией, во время прихода к власти фашистов. Они не питали иллюзий относительно целей научной интеллигенции. Профессор Преображенский, как средневековый алхимик омолаживает стариков-властителей, и сам как хозяин эликсира молодости обретает власть над ними. В то время как истинная молодость, новые идеи, прогресс, время возможностей для человека из низов, пугают его.
Бортко хотя и копирует у итальянцев большинство мизансцен, вкладывает в них абсолютно противоположный смысл. Он направляет свои стрелы в человека пост революционной России, не веря ни в его будущие победы, хотя сам был их свидетелем, ни в его величие. Его симпатии на стороне геронтократии в лице профессора и немцев в лице Борменталя. Тогда в 80-х Бортко выполнял гос. заказ, один из тысячи подобных заказов, направленных на очернение советского строя и противопоставление его «России, которую мы потеряли». Такие «заказы» имели целью, подготовить приход Перестройки. Показать переход из второй экономики мира в сырьевую полуколонию, как нечто правильное, заслуженное и объективно неизбежное.
Но почему сейчас, когда идет переосмысление событий ХХ века, когда России снова бросают вызов: «Быть или не быть» – нельзя было по-новому показать это произведение зрителям? Тем более авторский текст Булгакова даёт такие возможности. Можно же было противопоставить Шарикова, а вместе с ним природу, молодость и рабочий класс - фашистам, троцкистам, дряхлым старикам, жаждущим сексуальных наслаждений и пожирающим чужие органы. Почему нельзя было показать, что доктор Борменталь это будущий доктор Менгеле? Что нарком – это троцкист Хрущёв (актёр Низовой дает похожий рисунок роли, но, к сожалению, недостаточный). Владимир Тяптушкин представитель молодой волны в Малом театре, отлично зарекомендовавший себя как в классическом репертуаре, так и в детских спектаклях, прекрасно мог изобразить, как ни странно положительного Шарика, доброго, музыкального, старающегося осознать своё место в мире. Он действительно может улыбнуться, поднять бокал и, повернувшись к зрителям, произнести искренно, от чистого сердца: «Желаю, чтобы все!». Почему председатель домкома Швондер (Михаил Мартьянов) единственный, кто пытается образовать Шарикова, даёт ему деньги на покупку учебников, борется за его место в мире, за его право на жильё и на труд, показан как испуганный истерик, а не как боец прошедший Гражданскую войну. И наконец, можно было острее поставить вопрос: Так ли уж хорош профессор Преображенский, создающий человека, но не желающий ради него поступиться и сотой долей собственного комфорта. Сам Филипп Филиппович говорит, что не против дележа, но своими действиями показывает, что никакого дележа не будет! Когда речь заходит о жилплощади, профессору проще опять низвергнуть Шарикова до скотского состояния, бесправного и бездомного. Народный артист Василий Бочкарёв показывает скорее растерявшегося интеллигента. А его пациенты комичны, хотя сейчас в век «чёрной трансплантологии» должны внушать ужас.
Кажется, режиссер Алексей Дубровский действительно задумывал показать «Собачье сердце» под новым углом. Об этом свидетельствует и подбор актёров, и декорации в духе стремительной архитектуры Татлина. Но в какой-то момент режиссёр испугался или на него оказало давление руководство театра. В итоге спектакль покатился по уже проторённой Бортко в 80-х колее.
Художественная часть спектакля: декорации и костюмы - как всегда выше всяких похвал, актёрский состав – великолепен. В течение двух с половиной часов зритель может насладиться всей постановочной мощью, на которую способен Малый театр. Это и танцевальные номера, и песни, и музыка, и декорации, созданные по мотивам архитектуры начала ХХ века. Но, увы, сейчас этого мало. Идея спектакля невыразительна.