Найти в Дзене

История улицы. Проспект Ленина

Открываем серию статей, которые будут посвящены истории центральной улицы Комсомольска-на-Амуре – ПРОСПЕКТА ЛЕНИНА. Эта серия – продолжение более ранних статей автора об истории городских улиц. Первая статья серии будет вводной, и в ней мы расскажем о том, почему главный проспект города носит имя Ленина, когда вообще появился проспект и какие здания на нём были самыми первыми.

Общий вид на проспект Ленина. 2005 г. Фото В.Г. Ивахненко
Общий вид на проспект Ленина. 2005 г. Фото В.Г. Ивахненко

Проспект Ленина знает каждый житель Комсомольска-на-Амуре. Это самая главная и самая красивая улица Города юности, которая пролегает в самом его центре и соединяет между собой многие другие крупные улицы и проспекты. Здесь расположен его неофициальный архитектурный символ – «Дом со шпилем» и многие другие известные городские объекты – площадь Ленина с главным памятником Ленину, технический университет, строительный техникум, Дом правосудия, швейная фабрика, несколько скверов и парков. Через проспект пролегают все основные маршруты городского общественного транспорта. Назван он в честь основателя первого в мире социалистического государства – СССР Владимира Ильича Ульянова – Ленина.

Памятник Ленину и «Дом со шпилем», 2017 г. Фото автора
Памятник Ленину и «Дом со шпилем», 2017 г. Фото автора

Сегодня некоторые люди, бывает, спрашивают, почему в честь Ленина назван центральный проспект, и какое вообще отношение имеет Ленин к нашему городу. Как известно, построить несколько заводов в бывшем селе Пермском, располагавшемся на месте Комсомольска-на-Амуре, планировалось ещё при царе. Но планировать и выискивать «экономическую целесообразность» можно сколь угодно долго, а вот взять и действительно построить на восточных рубежах нашей страны крупный город с несколькими оборонными заводами, исходя из понимания государственной необходимости, сумело лишь Советское – истинно народное государство. То самое государство, которое как раз и основал Ленин. А в историческом акте закладки Амурского судостроительного завода – градообразующего предприятия Комсомольска-на-Амуре – 12 июня 1933 г. так и записано, что промышленное строительство на Амуре начато «в осуществление заветов великого вождя и учителя пролетарской революции В.И. Ленина об обеспечении экономической независимости страны строящегося социализма от капиталистического мира». Обеспечение экономической и, вообще, любой независимости социалистической страны от капиталистических стран без оборонных заводов вряд-ли возможно, поэтому центральный проспект города по полному праву носит имя Ленина. И по большому счёту, такое право имеет любой главный проспект в любом городе, построенном или получившем развитие в СССР.

Генеральный план 1939 г. Схема сетки улиц города. Красным отмечен проспект Ленина
Генеральный план 1939 г. Схема сетки улиц города. Красным отмечен проспект Ленина

Основное развитие проспекта Ленина приходится на 1950-60-е гг., но появился он гораздо раньше. Официально, на бумаге проспект Ленина возник вместе с утверждением 1-го первого генерального плана г. Комсомольска-на-Амуре, 13 февраля 1939 г. Однако, его название и красные линии фактически стали известны уже как минимум с июня 1937 г., когда был изготовлен и утверждён первый «прототип» генплана – Схема распределения территории города. Оба документа были разработаны Ленинградским отделением «Горстройпроекта» и стали основой для создания первого на Дальнем Востоке образцового города социалистического будущего. Но на тот момент в городе застраивались пока другие районы – те, которые непосредственно прилегали к предприятиям. Основным «застройщиком» проспекта Ленина же был завод «Амурсталь», который сначала строил жильё в одноимённом посёлке, а уже после войны постепенно развернул строительство и вдоль проспекта Ленина. Так и началась его массовая застройка.

Дом Красной армии в конце 1930-х гг.
Дом Красной армии в конце 1930-х гг.

Но несколько зданий на проспекте Ленина всё же было построено в ранние годы. Так, самым первым капитальным зданием, которое обозначило и проспект Ленина, и будущую площадь Ленина на местности, является бывший Дом Красной армии – ДК «Строитель», построенный в 1938 году. Военные, как известно, сыграли очень значительную роль в строительстве города, особенно в первые годы его существования. Это и не удивительно, учитывая назначение города. Поэтому именно они успели построить самое первое капитальное клубное здание в городе, которое до ввода в строй ДК «Судостроитель» было в городе основным. Подробнее о его истории мы расскажем в одной из последующих статей.

Первые многоквартирные дома на проспекте Ленина. Вид с «Дома со шпилем», 1950-е гг.
Первые многоквартирные дома на проспекте Ленина. Вид с «Дома со шпилем», 1950-е гг.

А первые многоквартирные дома появились на проспекте Ленина в 1939 г. Это были четыре деревянных двухэтажных дома, которые стояли на месте нынешних пятиэтажек по пр. Ленина, 52 и ул. Васянина, 5. Деревянные дома имели номера 68, с корпусами, и 70. Проживали в них строители и работники Комсомольского железнодорожного узла. Снесены они были в 1970-е гг. перед началом строительства кирпичных пятиэтажных домов.

Дома по пр. Ленина, 52 и ул. Васянина, 5. Фото автора
Дома по пр. Ленина, 52 и ул. Васянина, 5. Фото автора

Ещё одно раннее здание проспекта, которое несколько лет стояло в одиночестве на пока необустроенной его части – это строительный техникум (пр. Ленина, 20). Его здание было возведено в 1947 г., хотя образован он был на 3 года раньше – в 1944-м. В том же году был образован аналогичный техникум и в Хабаровске. Их организация имеет прямое отношение к шедшей в то время Великой Отечественной войне, поскольку техникумы образованы согласно постановлению Государственного комитета обороны (ГКО). ГКО – это был чрезвычайный высший орган с особыми полномочиями, возникший в СССР в ПЕРВЫЕ ДНИ после начала войны. Этот орган был призван РАБОТАТЬ НА ПОБЕДУ и напрямую подчинялся верховному главнокомандующему Вооружёнными Силами СССР И.В. Сталину.

Строительство здания строительного техникума, середина 1940-х гг. Фото из архива В.И. Баева
Строительство здания строительного техникума, середина 1940-х гг. Фото из архива В.И. Баева

Правда, сам строительный техникум уже не успел внести свой вклад в победу, поскольку первый выпуск осуществил лишь 9 ноября 1948 г., когда война уже закончилась. Выпуск составил всего 19 человек из 120 набранных в 1944 г. Это были техники-строители. Свою учёбу они начинали в здании политехнического техникума, а жили в бараке. В 1947 г. строительный техникум получил собственный учебный корпус на 640 учащихся.

Строительный техникум, 1960-е гг.
Строительный техникум, 1960-е гг.

Сегодня проезжая часть проспекта Ленина имеет ширину 27,5 метров, включая трамвайную линию, и, конечно же, имеет асфальтовое покрытие на всём протяжении. Но самая первая автомобильно-гужевая дорога на проспекте была булыжной, имела ширину всего 8 метров и проходила лишь вдоль нечётной стороны. Появилась она в 1940 году. 26 января 1940 г. газета «Правда» писала – «в этом году будет завершено строительство центральной улицы города, которая свяжет железнодорожный вокзал с будущим речным вокзалом». На учебной карте 1941 г., имеющейся в городском архиве, единственной улицей, которая связывала старый ЖД вокзал (в конце ул. Пирогова) с Набережной Амура был как раз проспект Ленина. Кроме того, проспект упомянут в формуляре дежурной карты автогужевых дорог города (также имеется в городском архиве), где указаны следующие факты: «Съёмка города 39-40 г. точная», булыжная, ширина 8 м, возможно движение круглый год.

Проспект Ленина на карте 1941 г.
Проспект Ленина на карте 1941 г.

Ну а до 1940 г., согласно картам, основной дорогой на ж/д вокзал (в конце ул. Пирогова) являлось Волочаевское шоссе, которое идёт из центра города в район ТЭЦ-1. Ответвление от шоссе в район старого вокзала частично сохранилось по сей день (в 100 м к западу от ДК ТЭЦ-1). Асфальт же на пр. Ленина, согласно информации в газете «Сталинский Комсомольск», появился в 1951 г., и только от пл. Володарского до пл. Ленина (далее дорога шла по Красногвардейской). Асфальт в сторону пл. Металлургов появился вскоре после того, как в этой части проспекта были построены жилые дома. Но это уже ближе к концу 1950-х гг. А автомобильная асфальтовая дорога вдоль чётной стороны проспекта появилась в первой половине 1970-х гг.

Асфальтирование площади Ленина, 1950-е гг.
Асфальтирование площади Ленина, 1950-е гг.

Подробнее о том, как шла застройка проспекта, а также о самых известных объектах на нём, будет рассказано в последующих частях.

Продолжение следует!

© Дмитрий Николаев, городское общественное движение «Сила народа», г. Комсомольск-на-Амуре, 2024 г.

#архитектура #история #здания #улицы #площади #памятники #краеведение #Ленин #СССР #социализм #Россия #ХабаровскийКрай #КомсомольскнаАмуре #СилаНарода

! Понравилась статья? Поблагодарите автора за труд: 2202 2022 2590 9435 (Сбербанк).

! Поддержите мастерскую «МасксетиКМС» по плетению маскировочных сетей для СВО: 4276 1609 7774 4623 (Сбербанк). В назначении платежа пишите: добровольное пожертвование. Также мастерской требуются волонтёры. Контактный телефон: 8(924)114-57-24. Группа мастерской в Телеграме: https://t.me/maskseti_kms

Внимание. Любое самовольное использование, копирование, воспроизведение, переопубликование и прочее заимствование, полное или частичное запрещено и возможно только по согласованию с автором. Особенно это касается владельцев популярных коммерческих и развлекательных пабликов в соцсетях. Написать письмо автору можно по электронной почте: kms586387@mail.ru

Поддержите подпиской наши площадки в других соцсетях:

Телеграм: https://t.me/od_sila_naroda_kms

Вконтакте: https://vk.com/gorotckop

Одноклассники: https://ok.ru/silanaroda

Рутуб: https://rutube.ru/channel/24721238/

Ютуб: https://youtube.com/c/ПравданаАмуре

Яндекс-Дзен: https://zen.yandex.ru/id/625ed61d260cc802315b46de