Честно говоря, «Солярис» с самого начала представлялся мне чем-то довольно переоцененным, как будто ореол величия вокруг него слишком надуманный. И во многом тому виной – фильм Тарковского. Это же Тарковский (тут надо подкатить глаза вверх и томно вздохнуть)!
Но мне понравилось. Вряд ли я смогу отнести «Солярис» к моим самым любимым книгам, тем не менее, мне понравилось.
Вкратце о сюжете, вдруг кто не знает.
Далекое будущее. Земляне активно осваивают космос, и одна из экспедиций обнаруживает где-то очень далеко планету, которой дают название Солярис. Поначалу она приводит в бурный восторг все ученые и исследовательские умы, ибо она не такая, как все планеты. По законам небесной механики она давно должна была быть притянута соседней звездой и уничтожена, но этого не происходит. И одно из объяснений – Океан Соляриса. На планете нет суши и нет воды в обычном понимании. Она вся состоит из некой субстанции, которую назвали Океаном.
Начинается активное изучение планеты. Быстро становится понятно, что Океан обладает разумом, но понять этот разум, его логику, принципы его мышления никто не может.
Идут годы, исследования заходят в тупик и интерес к Солярису угасает. Вокруг него продолжает кружить исследовательская станция, на которой работает несколько ученых, и все.
В начале повествования на станцию прибывает новый сотрудник – Крис Кельвин. И первое что он находит – труп одного из ученых. Остальные ведут себя странно, а вскоре у Кельвина появляется незваная гостья.
Оказывается, пока люди изучали Океан, Океан изучал людей. И он в своем исследовании продвинулся гораздо дальше.
***
Главная тема книги (и об этом говорил сам Лем) – это Контакт во всех его проявлениях и неспособность человечества к этому Контакту, если он не соответствует его системе координат. Все остальные темы – второстепенны. Любовь-морковь, чувство вины и прочая человеческая проблематика – второстепенны.
А что мы видим в экранизациях? А то, что эти темы вытаскивают на первый план. Потому что понятно? Привычно? Вызывает эмпатию?
Я не знаю ответа на этот вопрос.
Цитата:
«Мы вовсе не хотим завоёвывать космос, хотим только расширить Землю до его границ… Мы гуманны, благородны, мы не хотим покорять другие расы, хотим только передать им наши ценности и взамен принять их наследство. Мы считаем себя рыцарями святого Контакта. Это вторая ложь. Не ищем никого, кроме людей. Не нужно нам других миров. Нам нужно зеркало».
Как-то я прочитала в одной рецензии фразу, смысл которой сводится к тому, что лучший фильм по «Солярису» - это тот, который еще не снят. И это точное отражение моих мыслей!
«Солярис» экранизировали трижды.
Первый раз – в 1968 году. Это был советский телеспектакль с Василием Ливановым, Владимиром Этушем и Антониной Пилюс. Там никак не был показан Океан (что неудивительно), но довольно близко переданы диалоги персонажей. Собственно, на них все и строится. Как спектакль – неплохо. Но размаха «Соляриса» нет и быть не могло, потому что театральными средствами его не передашь.
Второй – культовый фильм Андрея Тарковского 1972 года. В ролях – Донатас Банионис и Наталья Бондарчук.
Станиславу Лему фильм не понравился. Он сказал, что вместо «Соляриса» Тарковский снял «Преступление и наказание», и гневался, что акценты смещены с освоения космоса на терзания героев.
В 2002 году вышла третья экранизация – «Солярис» Стивена Соденберга. В главных ролях – Джордж Клуни и Наташа МакЭлхоун. Это вообще не про Солярис. Убери оттуда сюжет с планетой и ничего не изменится. Первое, что пришло мне на ум после просмотра этого фильма – если Лем остался недоволен экранизацией Тарковского, то что уж говорить об этой. Там – достоевщина, а тут – просто голливудщина с акцентами, смещенными до полного искажения смысла. Фильм по большому счету неплохой, но это не «Солярис». Совсем.
Могу предположить, что упор на терзания героев в этих фильмах делался из-за невозможности качественно изобразить Океан. Не было технологий, не было бюджета, не было стремления.
А ведь с точки зрения зрелищности Океан – это просто кладезь для кинематографистов при современном уровне развития компьютерной графики. Все его длиннуши, симметриады, асимметриады, мимоиды и прочие конструкции у Лема описаны так подробно, что рисуй-не-хочу, а с другой стороны, эти же описания дают бесконечный простор для фантазии.
Вот, например, симметриада.
«Вообразим себе некую древнюю земную постройку, времен вавилонского могущества, созданную из живой, чувствительной эволюционирующей субстанции. Пусть её архитектоника непрерывно преобразуется, проходя через последовательные стадии развития, и на наших глазах приобретает черты архитектуры Древней Греции, Рима, потом колонны начинают утоньшаться как стебли, своды теряют тяжеловесность, становятся летящими, заостряются, арки превращаются в крутые параболы и под конец стрельчато изламываются; возникшая в процессе этого переливчатого превращения готика начинает взрослеть, а потом дряхлеть, перетекает в более поздние формы, прежняя суровость стрельчатого взлета, порыва сменяется взрывом оргиастической пышности, на наших глазах разрастается брызжущее своими излишествами барокко, а если мы будем продолжать этот процесс, трактуя наше непрестанно изменяющееся живое творение как последовательные этапы самостановления, мы придем наконец к архитектуре космодромной эпохи, одновременно приближаясь, быть может, к пониманию того, чем является симметриада.
Но даже и эта аналогия, как бы её ни развивать и усложнять (а были даже попытки сделать её зримой с помощью специальных моделей и фильмов), в лучшем случае остается беспомощной, в худшем же — хитрой уловкой, если не попросту ложью, потому что симметриада не похожа ни на что земное».
Я очень хочу, чтобы сняли новый «Солярис». Со всем красотами, которые рождает Океан, и с изначальной идеей автора. Кстати, Лем тоже хотел увидеть своею планеру на экране. Может, поэтому так подробно и описал.
Когда я выкладывала эту статью в прошлый раз, до перерыва в ведении этого канала, мне в одном из комментариев написали, что такой фильм вряд ли будет снят, потому что тема не слишком интересна, и его побояться снимать, следуя духу книги из-за опасений, что фильм провалится в прокате. И, скорее всего, даже если достойно изобразят Океан, то в сюжете наворотят что-нибудь несусветное. И я склонна с этим согласиться.
А вы что думаете о "Солярисе" и его экранизациях?
Мой канал обо всем королевском и аристократическом
Мой канал об архитектуре
Еще больше обо всем королевском и аристократическом - в моем новеньком телеграм-канале "Королева &Co"
А в моем телеграм-канале Charlotte&Mezonin - все об архитектуре и исторических зданиях.
Сообщество в VK "Mezonin. Историческая архитектура"