Это было искусство, которое проникало в дома, объединяло семьи и дарило мгновения, которые мы до сих пор вспоминаем с тёплой улыбкой. Киноленты СССР стали частью нашей культуры, а актёры, чьё мастерство оживляло этих героев, – настоящими символами своей эпохи.
Создание комедии "Девчата". За кадром.
Съёмки картины начались в суровых условиях Среднего Урала, на территории настоящего леспромхоза в Пермской области. Чтобы максимально передать атмосферу, режиссёр Юрий Чулюкин настоял на работе в реальной обстановке и при тридцатиградусном морозе. Актёрам пришлось разыгрывать сцены, полные чувств, несмотря на экстремальный холод. Так, в одном из эпизодов, где Тося приносит обед лесорубам, Николай Рыбников так глубоко погрузился в роль, что по-настоящему лизнул алюминиевую ложку. Металл мгновенно примерз к его губам. Актёр, не дожидаясь помощи, решительно оторвал ложку вместе с кожей, что привело к неприятным последствиям.
После завершения съёмок в Пермской области группа переместилась в более комфортное место — леспромхоз Оленинского района Тверской области. Эпизод с поездом, двигающимся по узкоколейной железной дороге, снимали в Спас-Клепиках под Рязанью, где активно велась лесозаготовка. Для создания атмосферы посёлка лесорубов на территории "Мосфильма" высадили около трёхсот деревьев и построили декорации с вывеской "Леспромхоз".
Финальные кадры фильма решили снимать в Ялте, чтобы немного компенсировать тяготы работы на морозе. На этот раз съёмочная группа оказалась в условиях летней жары, где температура воздуха достигала тридцати градусов. Для сцены с зимней погодой гигантскую ель и окружающий ландшафт засыпали искусственным снегом. А Николай Рыбников и Надежда Румянцева, обливаясь потом, изображали леденящий холод: закутывались в ватники, топали валенками и терли замёрзшие носы рукавицами. Несмотря на зной, сцена вышла на экране абсолютно убедительной.
Начали со споров
Создание весёлой и яркой молодёжной комедии сопровождалось не только творческими задачами, но и постоянными разногласиями в съёмочной группе. Всё началось с борьбы за главную женскую роль. Режиссёр Юрий Чулюкин изначально пообещал образ Тоси своей жене, актрисе Наталье Кустинской. В подготовке к роли Наталья подошла со всей серьёзностью: она изменила цвет волос, нарисовала веснушки и даже подкорректировала походку, чтобы максимально приблизиться к облику простой и непосредственной комсомолки.
Однако, несмотря на усилия Кустинской, продюсеры картины продолжали искать подходящую актрису. В результате тщательного отбора предпочтение было отдано Надежде Румянцевой. Её харизматичность и живой характер сделали её очевидным выбором, хотя ей в то время уже исполнилось 30 лет, а Тосе по сценарию было всего 18. Чтобы сгладить ситуацию и избежать семейных конфликтов, Чулюкин объяснил жене, что комиссия посчитала её слишком эффектной для роли скромной воспитанницы детского дома.
Единственным актёром, утверждённым на роль без проб, стал Николай Рыбников. Однако и он внёс свою долю напряжённости на площадке. Узнав, что партнёршей по фильму будет Румянцева, Рыбников был недоволен. Между ними постоянно возникали споры, как на съёмках, так и в перерывах. Причиной раздражённости Рыбникова стал и другой момент: он согласился участвовать в фильме при условии, что роль Анфисы отдадут его супруге Алле Ларионовой. Хотя обещание ему дали, роль уже заранее была утверждена за Светланой Дружининой. Это решение он воспринял как предательство и часто срывался на коллегах.
В итоге сцены ссор между Ильёй и Тосей в фильме получились удивительно реалистичными, поскольку актёрам не пришлось изображать неприязнь — она была вполне искренней. Надежда Румянцева, обладая твёрдым характером и склонностью отстаивать свою точку зрения, также не уступала в конфликтах. Её прямолинейность и стремление к справедливости лишь подогревали напряжение на площадке.
Закончили конфликтом
Одним из самых серьёзных скандалов, связанных с фильмом, стала ситуация с Инной Макаровой. Актриса настаивала, что её героиня, Надя, должна разорвать помолвку с пожилым женихом Ксан Ксанычем. По её мнению, выходить замуж без любви недопустимо, даже если героиня давно не молода. Под её давлением режиссёр Юрий Чулюкин снял сцену расставания Нади с Ксан Ксанычем, но в финальную версию картины этот эпизод не вошёл. По мнению создателей, он разрушал светлую и радостную атмосферу фильма. Возмущённая этим решением, Макарова отказалась присутствовать на премьере и до сих пор избегает разговоров о "Девчатах".
Несмотря на закулисные разногласия, фильм стал настоящим хитом. Зрители и критики высоко оценили его, хотя некоторые считали, что история слишком проста для советского кинематографа и чересчур бытовая. Однако вот уже более полувека "Девчата" остаются одной из любимых картин, собирая у экранов как пожилых зрителей, так и молодёжь.
Успех фильма вышел далеко за пределы Советского Союза. Картина получила призы на Эдинбургском кинофестивале и фестивале в Мар-дель-Плата. Западная пресса называла Надежду Румянцеву "Чарли Чаплином в юбке", а в Италии её прозвали "русской Джульеттой Мазиной".
Вдохновлённый триумфом, Юрий Чулюкин задумал продолжение — отдельные истории о дальнейших судьбах героинь. Однако руководство "Мосфильма" идею не поддержало. Позднее, в конце 1980-х, Светлана Дружинина попыталась реализовать проект сиквела, но к тому времени отношения между актёрами окончательно испортились, и они категорически отказались работать вместе.
Посмотрите и другие тесты на канале «Назад в СССР»:
Этот тест – возможность не только проверить себя, но и ещё раз вспомнить и восхититься мастерством актёров, которые подарили нам столько эмоций. Ведь за каждой кадром, за каждым моментом стоит чья-то работа, любовь к профессии и желание подарить зрителю частичку своей души. Давайте снова ощутим это волшебство, вернёмся в эпоху, где каждое слово и каждая роль были настоящими. Готовы? Тогда давайте начнём!