Новый духовой инструмент 18 века
Кларнет — относительно молодой деревянный духовой инструмент, созданный в начале XVIII века нюрнбергским мастером Иоганном Кристофом Деннером. Его предшественник, чалюмо, был известен своим мягким и мелодичным звучанием в низком регистре. Именно конструкция чалюмо вдохновила на создание кларнета, который получил более широкий диапазон и насыщенное звучание как в нижних, так и в верхних регистрах. Название инструмента происходит от итальянского слова «кларино», что переводится как «маленькая труба». Такое название, вероятно, связано с яркостью и выразительностью звучания кларнета, а также его широким диапазоном.
Кларнет – инструмент с большой семьёй
Семейство кларнетов включает несколько схожих инструментов, предназначенных для игры в различных регистрах. В него входят пикколо-кларнет, альт-кларнет, бас-кларнет и контрабас-кларнет, а также инструменты с несколько отличающейся конструкцией, такие как бассетгорн. Последний, с его изогнутой трубкой, был изобретен во второй половине XVIII века и нашёл применение главным образом в произведениях композиторов-классиков.
Также существуют кларнеты одного типа, различающиеся длиной и строем. Например, сопрановые кларнеты варьируются от строя C ("До", самый короткий) до G ("Соль", самый длинный). Наиболее популярными сегодня являются сопрановые кларнеты в строе B♭ (си-бемоль) и A (ля).
Кларнет издаёт звук благодаря деревянной трости, закреплённой на мундштуке (подробнее рассказываем тут). Клавиши и рычаги механики, прикреплённые к цилиндрическому корпусу инструмента, используются для изменения высоты тона. В первой половине XVIII века кларнет имел всего два рычага, но с развитием инструмента его механика постепенно усложнялась, что облегчило исполнение хроматических гамм и других сложных пассажей, а также улучшило строй и чистоту звучания.
С опозданием на 100 лет
Первые упоминания о басовом кларнете относятся к концу XVIII века во Франции. Предполагается, что первым создателем инструмента под названием Basse-Tube был Жиль Лот. Хотя его прототип появился ещё в начале XVIII века, полноценный инструмент, который можно считать предшественником современного бас-кларнета, был разработан почти столетие спустя. На первых порах бас-кларнет не завоевал популярности и оставался в тени своих собратьев.
Лишь в 1838 году Адольф Сакс создал бас-кларнет в том виде, который мы знаем сегодня: с большими клавишами и длинным прямым деревянным корпусом.
Премьера бас-кларнета как полноценного оркестрового инструмента состоялась в опере Джакомо Мейербера «Гугеноты», где композитор написал для него длинное и выразительное соло в пятом акте. Со временем, благодаря техническим усовершенствованиям бас-кларнет обрёл современный вид и стал использоваться наряду с кларнетом B♭. Сегодня инструмент представлен в двух основных аппликатурных системах: системе Бёма и системе Элера.
Из чего делают кларнеты?
Кларнеты могут быть изготовлены из самых разных материалов, и их выбор во многом определяет звучание, долговечность и удобство использования инструмента. В прошлом большинство инструментов эпохи классицизма делалось из самшита. Однако сегодня изменились не только музыкальные тенденции и предпочтения композиторов. Требования музыкантов к инструментам тоже выросли, что повлекло совершенствование самих инструментов: они стали обладать более широким динамическим диапазоном, богатство тембральных красок выросло. Прочность и надёжность также повысились за счёт использования современных технологий обработки древесины и применения композитных материалов. Благодаря современным кларнетам со множеством невидимых глазу технических нюансов производства, например, способу вытачивания мензуры*, отзывчивой механике и широкому ряду аксессуаров музыканты могут тонко и точно передавать замыслы композиторов, "пропевая" нежные мелодии или виртуозно исполняя сложные пассажи.
*Мензура – ширина внутреннего канала духовых инструментов.
Гренадил – древесина, которая сегодня является наиболее распространенным материалом для изготовления кларнетов, имеет более высокую относительную плотность, чем самшит. Это дерево сочетает в себе гибкость для высокоточной обработки, прочность для надёжности инструментов и тембральные стандарты, принятые современными исполнителями и композиторами по всему миру.
Наряду с гренадилом в производстве может использоваться и палисандр. Но такие инструменты очень редки и дороги.
А вот инструменты из пластика и других композитных материалов постепенно занимают свою нишу. Они неприхотливы: им не страшны колебания влажности и температурные скачки. Особенно это актуально, когда на кларнете играет ребёнок или музыкант, которому приходится много путешествовать или играть на уличных сценах. Современные технологии позволяют получить тембры близкие к краскам деревянных инструментов. И всё же профессиональные кларнеты делают исключительно из древесины.
Если вам интересно послушать настоящего кларнетиста, ниже по ссылке смотрите видео с Николаем Агеевым, доцентом Московской консерватории и Артистом Yamaha. Николай объяснил о различии нот на кларнете и фортепиано и поделился своим опытом игры на пластиковых тростях.