Найти в Дзене
ЛадаFM

Роман "Таис Афинская" в прочтении школьной программы

Всех тепло приветствую из запорошенного морозцем ноября:))) Благодаря книжным блогерам, которые периодически устраивают читательские марафоны, с удовольствием отвлекаешься от своих нескончаемых занятий жизнью и ныряешь в предложенную тему, вспоминая прочитанное вместе с той порой, когда читал книгу... Или ищешь что-то новое, читаешь взахлеб и делишься своими впечатлениями - а вдруг тоже захотят почитать:))) В этот раз участвую в марафоне на тему книг из школьной программы, которые были в нее включены на разных периодах школьного образования. В марафоне даже дали список книг, впечатлениями о которых можно поделиться. Дали список авторов, некоторые произведения которых были включены в образовательную программу и можно почитать что-то из их списка еще. Я перечитывала Толстого, Достоевского, Куприна, Пришвина, конечно, поэтов, чьи стихи до сих пор помогают нашим детям учиться понимать поэзию, но почему-то мне захотелось вспомнить о внеклассном своем чтении в последних классах. Среди "запр

Всех тепло приветствую из запорошенного морозцем ноября:)))

Благодаря книжным блогерам, которые периодически устраивают читательские марафоны, с удовольствием отвлекаешься от своих нескончаемых занятий жизнью и ныряешь в предложенную тему, вспоминая прочитанное вместе с той порой, когда читал книгу... Или ищешь что-то новое, читаешь взахлеб и делишься своими впечатлениями - а вдруг тоже захотят почитать:)))

В этот раз участвую в марафоне на тему книг из школьной программы, которые были в нее включены на разных периодах школьного образования. В марафоне даже дали список книг, впечатлениями о которых можно поделиться. Дали список авторов, некоторые произведения которых были включены в образовательную программу и можно почитать что-то из их списка еще.

Я перечитывала Толстого, Достоевского, Куприна, Пришвина, конечно, поэтов, чьи стихи до сих пор помогают нашим детям учиться понимать поэзию, но почему-то мне захотелось вспомнить о внеклассном своем чтении в последних классах. Среди "запрещенных" для советских детей романов был исторический - Ивана Ефремова "Таис Афинская" (1972). Я тогда думала, что после "Мастера и Маргариты", прочитанной в 14 лет, меня ничем не удивить, особенно если это исторический роман, который мне подсунул старший брат, уже заканчивающий тогда техникум.

Сказать, что я с огромным интересом читала "Таис", что не замечала времени, дня и ночи, уроков, разговоров со мной - не сказать ничего. Я тогда переместилась в эллинскую эпоху и пребывала там до последней страницы, а может и дольше. Более того, я, конечно, оделась в образ красивой, умной, талантливой гетеры и еще долго смотрела на мир через ее образ. Быть как мужчина во всем, но в теле потрясающей женщины - идея сводила с ума долгое время.

С исторической точки зрения в романе много реально произошедших событий, но некоторые персонажи вставлены в них на уровне литературной импровизации автора. Хотя есть мнение, что Ефремов был эзотериком, и именно этот роман он писал "под диктовку" неких Высших Сил. Почему нет? Ведь исторические интерпретации доступны даже исследователям, почему писатель не может в своем вдохновении (это сильное по энергетике состояние подключения к эфиру вселенского бытия, по моему мнению) изложить события именно так, как они и происходили?

Время действия в романе охватывает период походов Александра Македонского. Сам автор определят, конечно, свой роман как историко-фантастический. Но основывается в сюжете на свидетельствах не только древнегреческих историков и философов: Плутарха, Диодора, Арриана, но и современных исседователях-эллинистов: Боннара и Лэмба. Существует мнение, что прототипом Таис в романе была жена автора.

Вот так нейросеть Кандинский изобразила Таис Афинскую
Вот так нейросеть Кандинский изобразила Таис Афинскую

В исторический сюжет романа вплетены зрелые рассуждения автора на религиозные темы, нравственные, начатые еще в философском романе "Лезвие бритвы". Но именно в "Таис" автор довел до совершенства свою мысль о женщине, как высшей точке эволюции человека. Вот как объясняет автор выбор своей главной героини: "Главным действующим лицом у меня должна была стать женщина, допущенная к тайным обрядам женских божеств и, разумеется, достаточно образованная, чтобы, не страдая узким религиозным фанатизмом, понимать происходящее. В эпоху Александра такой женщиной могла стать только гетера высшего класса… Гетеры развлекали, утешали и образовывали мужчин, не обязательно торгуя телом, а скорее щедро обогащая знаниями."

Реальная обложка именно того издания романа, которое я прочитала в 16-17 лет
Реальная обложка именно того издания романа, которое я прочитала в 16-17 лет

Конечно, в школьную программу подобное произведение недопустимо не только из-за обилия эротических сцен, но именно из-за рассуждений, противоречащих многим современным догмам общества, особенно религиозным. И все же, я бы рекомендовала роман для списка внеклассного чтения - для развития своего собственного видения мира, его устройства, его истории, роли нравственно-эстетического воспитания и, конечно, для новых впечатлений!

Читайте, перечитывайте и делитесь впечатлениями о книгах школьных лет!

Благодарю Вас за лайки, прочитывания и искренние комментарии - это вдохновляет меня и настраивает мою дзеновскую волну на макисмально творческий лад!