Издание Rolling stones выкатило список 99 лучших фильмов 1999 года — как известно, «лучшего года в истории кино». Много очевидного, много странного и не очень известного — есть, что посмотреть. Решил вспомнить еще несколько сюжетов того времени, которые могут порадовать киноманов (и не только) четверть века спустя.
«Наши соседи Ямада»
Два десятка остроумных и обаятельных новелл с небрежно-нежным акварельным рисунком, созданные Исао Такахатой, сооснователем студии Ghibli, по мотивам ёнкомы (четырехпанельной газетной манги) «Ноно-тян» Хисаити Исии. Ироничный взгляд на семейный быт и родственные препирательства: свадьба превращается в помесь самурайского поединка и сеанса бобслея, а уличного хулигана уговаривают стать супергероем. Акварельный кавай и добрая фантазия превращают аниме в добрую версию «Симпсонов».
«Шири»
Шпионский боевик на фоне стремления двух Корей к объединению. Северокорейские радикалы (во главе с Чхве Мин Сиком, будущим «Олдбоем») хотят сорвать футбольный матч между КНДР и РК. Им противостоит южнокорейский спецагент (Сон Кан Хо), еще не подозревающий, что в операции замешана его возлюбленная. Ключевой образ — рыбка шири (корейский елец), обитающая в реках на территории всего полуострова и воплощающая абсурдность вражды между Севером и Югом. Первый национальный блокбастер, снятый Каном Че Гю, проложил дорогу будущим хитам и ознаменовал становление южнокорейской киноиндустрии.
«Людоед»
1847 год, спрятавшегося от бойни американского солдата (Гай Пирс) направляют в удаленный форт в горах Калифорнии, где его коллегами оказываются всякие отщепенцы. Однажды к ним забредает заросший священник (Роберт Карлайл), чьих спутников якобы употребил охранник-сопроводитель, но людоедом, конечно, оказывается сам рассказчик (кто бы сомневался). Обаятельный комедийный хоррор Антонии Берд про каннибализм и вендиго на фоне американо-мексиканской войны 1847 года.
«Мятная конфета»
Один абсолютно несчастный человек бросается под поезд в канун нового тысячелетия. Следом жизнь Кима (Соль Гён Гу) будет отматываться вспять, от одной ключевой точки к другой, пока не доберется до истоков травмы. Второй фильм классика Ли Чхан Дона — писателя, в 43 года решившего стать режиссером (но сначала поработавшего сценаристом при авторах проевропейской южнокорейской новой волны). Реверсивный сюжет цепляет не только сценой-отгадкой, и даже не суровой хроникой того, как милый юноша превращается в сосуд бессердечия/отчаяния, но атмосферой предчувствия, которое возникает у Кима будто бы за 20 лет до финала.
«Англичанин»
Пожилой кокни Уилсон (Теренс Стэмп) узнает о гибели дочери и отправляется в солнечный Лос-Анджелес, чтобы разобраться с предположительно виновным музыкальным продюсером-ровесником Валентайном (Питер Фонда). Фирменный содерберговский перевертыш — хитровыдуманный боевик категории Б, в котором флешбэков больше, чем выстрелов. История о несгибаемом человеке, потерявшем буквально всё, и об осколке прекрасной эпохи, когда это всё было.
«Кинопроба»
В обмен на тотальное обожание модельной внешности Асами (Эйхи Сийна) требует того же от овдовевшего режиссера Сигэхару (Рё Исибаси), а не получив желаемого в полной мере, начинает демонически мстить и карать. Экранизация Рю Мураками — классика джей-хоррора, с оболочкой мелодрамы и начинкой боди-хоррора. Неутомимый Такаси Миике («Ичи-киллер», «Онимуся») не спеша переходит от жанра к жанру, подобно тому, как поверхностное суждение об артисте по анкете и короткому собеседованию (audition) — в кошмар съемочной группы, а романтическая любовь — в невыносимую обыденность.
«Хорошая работа»
Сержант Галу (Дени Лаван) вспоминает службу в Иностранном легионе неподалеку от пустыни Джибути. Начало 90-х, вокруг — экономические кризисы и страх перед новым веком, а в части — лишь муштра и рутина, время словно остановилось. Только появление новобранца Сантена (Грегуар Колен) необъяснимо нарушает внутреннюю гармонию сержанта. Французская постановщица Клер Дени хладнокровно исследует маскулинность, эхо колониализма и взрывное взаимодействие подавленных чувств с опасением перемен. Фильм, в котором можно многое увидеть и понять, но еще больше — ощутить (особенно в сцене финального танца).
«Оборотни»
Альтернативные 1950-е, в послевоенном Токио подполье сражается с полицией диктатуры. Член спецотряда видит, как подрывается «красная шапочка» — одна из девушек, которых вербуют бунтовщики, испытывает муки совести, ощущает недоверие руководству, которое хочет повесить на него всех собак, и знакомится с сестрой покойной, находя в водовороте хаоса островок человечности. Пока родина не потребует решительных действий. Запутанный антиутопический нуар по манге Мамору Осии с обильным вкраплением сюжетов и образов из Красной шапочки. В аниме Хироюки Окиуры пыльное и мрачное дыхание автора чувствуется ничуть не меньше, чем в великом «Призраке в доспехах», но главное, что сквозь плотный слой метафизики проступает лихой политический триллер в альтернативном сеттинге. Экзистенциальная трагедия об отношениях человека с родиной, которая прикидывается матерью, а сама пожирает без разбору дочерей и сынов.
Спасибо, что дочитали! Хотите больше обзоров, необычных и разных? Подписывайтесь на Бусти (или телеграм-канал). Интересные картины также ищите в рубрике «Фильм на выходные: vol.2».