("Конклав", Conclave, 2024, США и др.)
Даже если бы Р. Полански, лучший экранизатор книг Р. Харриса ("Призрак", "Офицер и шпион"), не отошёл от дел, вряд ли ему доверили бы снимать фильм по "Конклаву" - роману Харриса 2016 года. Ибо, сами понимаете: сделай Полански с его "многогрешной" репутацией картину о Ватикане с его политическими играми, скандал громыхнул бы ещё тот. Что вряд ли пошло бы на пользу и католикам, и 90-летнему режиссёру, - хотя пиар его фильму накрутило бы.
Между тем скандального в "Конклаве", снятом Эдвардом Бергером, найдётся для вас ровно столько, насколько вы считаете себя ревностным католиком. Лишь в этом случае ваше лицо может побагроветь от гнева, а из уст в адрес Бергера посыплются проклятья. И то не факт.
Но если вы обычный светский зритель, вдобавок смотревший не так давно сериал НВО "Молодой/Новый Папа" (или "Ангелы и Демоны" Ховарда), то в финале "Конклава" рискуете даже испытать разочарование. Дескать, "Что, и это всё? Ну, блин, нашли, чем удивить в 21 веке!".
Что же тогда интересного в этой картине, одаренной на IMDb и Кинопоиске нестыдными рейтингами 7,6/7,3 (на текущий момент)?
Да, в общем-то, список её достоинств тоже заметный.
Бергер отдавал себе отчёт, что снимает кино на специфическую тему не для массового зрителя. Поэтому сделал так, что и массовому тут найдётся, на что посмотреть и чем его заинтриговать... Конечно, при условии, что он не чересчур "массовый" и попкорноядный.
Прежде всего почешет ваше чувство прекрасного россыпь великолепных актёров. Во главе которых блистает - и как всегда с заявкой на Оскар, - Рэйф Файнс (может, за эту роль он наконец-то его получит?). В своём коронном образе: внешне спокойный, но раздираемый изнутри сомнениями и эмоциями, интеллигентный британец. В данном случае - декан (председател) Коллегии кардиналов Лоуренс. Который вдруг столкнулся, вероятно, с самым главным испытанием всей его жизни. И теперь от его решений зависит ни много ни мало дальнейшая судьба всей мировой Католической церкви.
Эксплуатировали такую актёрскую труппу тоже в достойных костюмах, декорациях и антураже. Пусть даже участники этой драмы почти не выходят за стены Сикстинской капеллы и Дома Святой Марфы (роскошного гостевого дома при соборе Святого Петра), события в "Конклаве" не стоят на месте. Все персонажи делают свои дела на фоне какой-нибудь архитектурной лепоты или в оригинальной обстановке. А оператор Фонтен частенько даёт нам насладиться красивыми видами из окон ватиканских зданий. Или же крупным планом - любопытными деталями и традициями, что сопровождают избрание нового Римского Папы.
Иначе говоря, визуально скучной картину не назовёшь. Даже при, казалось бы, ограниченности её места и времени действия.
Ну и сюжет "Конклава" пока доберётся до своего не самого сногсшибательного финала, успеет вас порадовать. И интересными поворотами, и нюансами ватиканской политической "кухни", где тоже бурлят нехилые страсти.
А забурлят они после кончины старенького Папы - здесь, в выдуманной истории, его имя деликатно не называется. В чьём уходе из жизни, на первый взгляд, не было ничего подозрительного. Тем более и сердце у него давно барахлило.
Церемония похорон и выборов нового понтифика тоже была отработана веками. Только сегодня за неё отвечал декан, кардинал Лоуренс - служитель церкви, пребывающий в духовном кризисе. Отчего недавно он даже попросил отставку со своего поста, но Папа её не принял. Так что его смерть лишь усугубила в Лоуренсе душевное смятение. Да и грядущая борьба за папский престол - та ещё нервотрёпка, - не улучшала декану настроение.
Съехавшиеся со всего мира кандидаты на "свято место" были, как обычно, и либеральных взглядов, и ультраконсервативных. Последние, при их приходе к власти, грозили аннулировать все плоды правления новопреставленного Папы. Тоже слывшего либералом и сторонником церковного прогресса.
Разделял его взгляды и Лоуренс. Который по вышеназванной причине сам в понтифики не метил. Но собирался отдать свой голос единомышленникам покойного, лишь бы они сами за Лоуренса не проголосовали.
От книги фильм отличают две детали.
В ней главгерой был итальянцем по фамилии Ламелли. А кардинал Бенитес, незнакомый конклаву, но получивший на него допуск от самого Папы при его жизни, прибыл в Ватикан из Багдада.
Чем не устроил создателей картины Ирак, где, в общем-то, католиков насчитывается более 250 тысяч, поди спроси. Но здесь Бенитеса и вовсе назначили представителем... Афганистана! Где, наверное, тоже ещё можно отыскать католиков - спорить не буду, я не в курсе. Но всё равно, "архиепископ Кабула" звучит сегодня, как страшный плохой анекдот.
Тем не менее Лоуренс усадил Бенитеса в конклав, а его членов, опять же по традиции, заперли на засов в Сикстинской капелле...
...И начались у них волнительные кардинальские разборки, чей процесс, как я и сказал, вышел более захватывающий, чем их итоги.
***
В общем, хорошее взрослое, красиво снятое кино. Которое можно с удовольствием посмотреть, если вам хочется чего-нибудь спокойного, без беготни и драк, и в то же время экзотичного и с интригами. Где есть неподражаемые Рэйф Файнс, Стэнли Туччи, Джон Литгоу и Изабелла Росселлини - опять-таки веский повод не пройти мимо.
Правда, финал у этой истории бледноватый. Но, к счастью, он не затянут, и эти 4 минуты скуки (из 120 суммарных) Бергеру можно простить.
Короче, экскурсия за кулисы Ватикана удалась, и, как минимум, номинацией на Оскар Файнса за это премировать можно.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):