ПК «Транспортные системы» – лучший, на наш взгляд, производитель трамваев в России готовится представить первый пятисекционный трамвай модели 71-952. Это важное событие для отечественного трамваестроения, так как аналогов подобного масштаба в стране ранее не выпускалось.
Опытный образец планируется представить летом 2025 года, о чем сообщили телеграм-каналы Sheridan TV и Rollingstock со ссылкой на производителя.
Характеристики новой модели
Пятисекционный трамвай 71-952 будет иметь следующие ключевые характеристики:
- Длина: 37,5 м (на 8% больше, чем у трехсекционного 71-934 «Лев», самой длинной модели ПК ТС).
- Пассажировместимость: до 404 человек при плотности 8 человек на квадратный метр.
- Двери: 14 дверей (по 7 с каждой стороны), что обеспечит высокую скорость посадки и высадки пассажиров.
- Тележки: четыре тележки (две поворотные и две неповоротные), что позволит сохранить стандартную вписываемость в радиусы кривых даже на старых трамвайных путях.
- Двунаправленность: возможность движения в обоих направлениях без необходимости разворота.
Кроме того, трамвай будет полностью низкопольным, что создаст дополнительный комфорт для пассажиров, включая маломобильных граждан.
История разработки
Концепт пятисекционного трамвая был создан еще в середине 2010-х годов, однако реализация откладывалась. Сегодня проект воплощается в жизнь благодаря повышенному спросу на вместительные городские трамваи для интенсивно загруженных маршрутов.
Где будет эксплуатироваться трамвай, и кто станет его заказчиком – неясно. Волгоград для «Метротрама» уже заказал трехсекционные двухсторонние «Невские», а также односекционные односторонние трамваи «Львенок»
Усть-Катавский конкурент
Разработкой пятисекционных трамваев занимается и Усть-Катавский вагоностроительный завод (УКВЗ). На выставке ИННОПРОМ были представлены их проекты, включая модель 71-665.
Основной особенностью этой модели является портальная безосевая тележка, обеспечивающая 100% низкопольность и широкий проход в надтележечной зоне. УКВЗ использует мотор-колеса с жидкостным охлаждением, что позволяет реализовать независимое управление скоростью вращения каждого колеса.
Модель 71-665 сможет перевозить до 368 пассажиров, будет оснащена Wi-Fi, климат-контролем и адаптирована к эксплуатации на космодроме Восточный.
Мировой опыт: самые длинные трамваи
Самый длинный трамвай в мире, Škoda ForCity Smart, был введён в эксплуатацию на линиях Рейн-Неккарской метрополии, которая соединяет три немецких города: Мангейм, Людвигсхафен и Гейдельберг. Этот гигант длиной 58,61 метра, что является мировым рекордом, может перевозить 368 пассажиров. Он оснащён системами кондиционирования воздуха и способен развивать скорость до 80 км/ч.
Škoda ForCity Smart используется как для городских, так и межгородских маршрутов, фактически заменяя метрополитены в некоторых случаях. Его модульная конструкция позволяет разделять состав на части для удобного обслуживания или модификации длины. Первые такие трамваи были поставлены в Мангейм в сентябре 2023 года. Этот проект является частью заказа транспортного оператора на сумму более 260 миллионов евро, который планируется полностью завершить к 2026 году.
Интересно, что сеть Рейн-Неккарской метрополии имеет давние традиции использования рекордно длинных трамваев. В 1960-х годах их транспортные линии обслуживали трамваи длиной 38,55 метра, которые также считались самыми длинными в мире на тот момент.
Ранее мировой рекорд принадлежал девятисекционному трамваю длиной 55,9 метра, который с 2016 года эксплуатируется в Будапеште.
В этом году на выставке Innotrans 2024 был представлен самый длинный трамвай для Берлина.
Самый длинный трамвай в линейке Alstom для Берлина – модель Urbanliner Flexity длиной 50,9 м, выпущенная французским производителем для самой загруженной в Берлине линии M4. С июня он проходит обкатку в столице Германии.
Модификация отличается обновленным шасси, новой конструкцией сидений и окон. Пассажировместимость новой машины составляет 312 человек, включая 92 сидячих места. Всего столица Германии закупает 35 девятисекционных машин.
Для сравнения, рекорды длины устанавливаются и в сфере пассажирских поездов. В 2022 году швейцарская компания Rhaetian Railway организовала движение самого длинного пассажирского поезда в мире: его длина составила 1 910 метров, он включал 100 вагонов и 25 локомотивов.
Поезд с 4 550 посадочными местами весил около 3 000 тонн и передвигался со скоростью 30–35 км/ч по альпийской железнодорожной линии Альбула, которая является объектом наследия ЮНЕСКО. Этот рекордный поезд, организованный к 175-летию швейцарских железных дорог, занесён в Книгу рекордов Гиннесса.