Найти в Дзене

Дмитрий Нилов и национальные стили исполнительства на КГ

Дмитрий Нилов: Ситуация с русским и другими национальными стилями очень интересная. Особенно в контексте перспектив развития гитарного исполнительства. Поэтому, в любом случае, кратко озвучу для вас и всех, кто читает комментарии, свою позицию. Совершенно не возражаю и даже приветствую исторические исследования в области гитары. В этом смысле то, что делает Сергей Ивнович Руднев, очень хорошо. Конечно, нужно знать исторические "корни" инструмента и исполнительства в своей стране. Но есть вопрос к объективности исследований и предоставления соответствующей информации широкой гитарной общественности. То, с каким пиететом к гитаристам прошлого излагает С.И. свои выводы, конечно, имеет право на существование! НО! За кадром остаются: вопрос о дилетантском подходе гитаристов к освоению гитары (В.А. Русанов, Введение к истории гитары в России, стр.100 Гл. XI Причины упадка гитарной музыки); проблема - непризнание гитары (и гитаристов) академической общественностью, а это факт, - отказ обоих

Дмитрий Нилов: Ситуация с русским и другими национальными стилями очень интересная. Особенно в контексте перспектив развития гитарного исполнительства. Поэтому, в любом случае, кратко озвучу для вас и всех, кто читает комментарии, свою позицию. Совершенно не возражаю и даже приветствую исторические исследования в области гитары. В этом смысле то, что делает Сергей Ивнович Руднев, очень хорошо. Конечно, нужно знать исторические "корни" инструмента и исполнительства в своей стране. Но есть вопрос к объективности исследований и предоставления соответствующей информации широкой гитарной общественности. То, с каким пиететом к гитаристам прошлого излагает С.И. свои выводы, конечно, имеет право на существование! НО! За кадром остаются: вопрос о дилетантском подходе гитаристов к освоению гитары (В.А. Русанов, Введение к истории гитары в России, стр.100 Гл. XI Причины упадка гитарной музыки); проблема - непризнание гитары (и гитаристов) академической общественностью, а это факт, - отказ обоих братьев Рубинштейнов известному в то время гитаристу М.Соколовскому в его просьбе открыть класс гитары в консерваториях Москвы и С.Петербурга. Он был для братьев не неизвестным человеком. Они вместе участвовали в концертах, на одних концертных площадках. Для Соколовского это было оскорблением. Да, несколько позже, в 1883 Н.Г.Рубинштей всё-же содействовал организации обучения на гитаре, но только на уровне курских музыкальных классов (инициировал их создание и преподавал Ю.М. Штокман). Увы, но и эта инициатива вскоре заглохла по уважительной, но вообще-то банальной причине - из-за плохого здоровья Ю.М.Штокмана. Но самое интересное, в отказе, изложенном на страницах журнала "Гитарист"(кажется,2003), аргумент братьев Рубинштейнов заключался в том, что гитаристы портят слух другим музыкантам. Цитирую не дословно, но смысл таков. Конечно, всё можно свести к дурному характеру братьев, но моё мнение, что это очень показательный факт, говорящий о больших проблемах у гитары, который вместе с вопросом о дилетантском подходе к инструменту самих гитаристов просто требует глубокого исследования. Объективный и компетентный анализ, ПОЧЕМУ так происходило в 19 веке, может помочь в понимании того, в каком направлении двигаться в развитии гитары в наши дни. Мне кажется, если бы С.И. Руднев обратил своё внимание не только на комплименты по отношению к гитаристам 19 века, но и на их проблемы, он бы не только не сомневался в моей "профпригодности", но, возможно, более внимательно относился бы, например, к формированию своих рекомендаций современным гитаристам (особенно педагогам) по вопросам техники и звукоизвлечения, возможно, с учётом того, что делает последние годы ваш покорный слуга (имею в виду учебные ролики). Лично я остаюсь сторонником наднационального (или интернационального - это кому как нравится) предназначения академического исполнительства вообще и гитарного в частности. Для которого характерно формирования на высоком интеллектуальном уровне единого мирового культурного пространства, опирающегося на единый для всех стран и народов язык - звук классической музыки. Звук, для которого в свою очередь характерны, с одной стороны, одинаковые академические эстетические требования, а с другой, учёт национальных особенностей для написания и исполнения музыки. Пример: Россия и СССР - 19-20 век. То есть мои действия направлены на то, чтобы будущие гитаристы РФ могли на таком уровне осваивать технику игры и владение звуком, чтобы композиторы писали для гитары музыку, которую хотели бы играть те же пианисты и скрипачи. Конечно, ориентируясь на её исполнение талантливыми гитаристами. Если при её написании будут использоваться национальные мотивы, а при исполнении некоторые технические особенности это было бы замечательно. Но для того, чтобы такое было возможно, надо работать над техникой и звуком на несколько другом уровне, чем принято в настоящее время. Как? Можете более внимательно познакомиться с моими учебными материалами и с тем, как на практике они применяются. Но это только "первые шаги" в этом направлении. Многое, из того над чем можно и нужно подумать, осмыслить и предложить как реализовать могли бы педагоги более опытные чем я (особенно ДМШ и колледжей).

P.S. Кстати читал, что у пианистов, европейский стиль игры характеризуется акцентом на кистевой характер извлечения звука, а "русский" - активным участием (использованием) при исполнении музыки всей руки. В этом смысле я согласен с С.И. Рудневым в его выводах о необходимости использовать во время игры вес всей (правой) руки. С выводом согласен, но вот как он реализуются на практике, у нас с С.И. разные подходы. Причём, принципиально разные. И дело не только в моём выборе классической постановки правой руки, в большей степени это связано с тем, как эту постановку использовать при работе над техникой и звукоизвлечением».