Дорогие друзья и гости канала!
Сегодня я опубликую небольшой рассказ о событиях, которые всколыхнули наш районный центр в середине 80-х годов прошлого века, вызвали буквально шквал эмоций. На моей памяти, такое было единственный раз, когда на демонстрацию 7 ноября, которая состоялась вскоре после того, как закончилась эта история, жителей поселка пришло заметно меньше, чем обычно. А зрителей не было совсем.
Было ли это простым совпадением, или у многих односельчан, действительно, нашлись какие-то важные причины, чтобы там не появляться? Возможно. Но факт остается фактом. Колонна демонстрантов у нас шла обычно по одной единственной прямой улице, от продуктового магазины до здания кинотеатра (рядом с райкомом партии), где помещали трибуну. На этой трибуне обычно стояли представители нашей поселковой элиты, приветственно помахивая руками проходящим мимо трудящимся. В тот раз до трибуны дошло не так много людей, основная масса свернула почему-то в переулок, не доходя до кинотеатра, и отправилась по своим делам. В тот раз, когда с трибуны кто-то из поселкового начальства выкрикивал лозунги, толпа не отвечала, как обычно, дружным : "Ура-а-а!".
Это самое "ура" прозвучало лишь один раз, когда мимо празднично украшенной трибуны прошла небольшая колонна школьников. Двигалась она от школы, которая находилась через дорогу от кинотеатра и от райкома, всего, наверное, метров 10.
Не слышала, чтобы у кого-то в поселке были потом проблемы в связи с этим. Напротив. В районной газете была напечатана обычная заметка об этом знаковом событии. Но фотографии к ней приложены те, что были сделаны в предыдущие годы.
Если бы кто-то другой поведал мне о тех событиях, о которых я хочу рассказать сегодня вам, то я, возможно, усомнилась бы, что дело было именно так, искала бы какие-то скрытые причины произошедшего. Но я знаю об этом уголовном деле все, потому, что не раз держала его в руках, читала его и подшивала туда документы. Я была секретарем судебного заседания и вела протокол, когда дело рассматривали и в первый, и во второй раз. В третий раз его рассматривал другой состав суда. Сейчас, когда прошло уже много лет, возмущение и раздражение мое улеглось. И, вспоминая о тех событиях, у меня уже нет того желания, которое было изначально. Кстати, оно было и у судьи, которая рассматривала это дело дважды : надавать по голове этим самым толстенным уголовным делом и следователю, и прокурору, и кое-кому еще. Причем, сделать это дважды, ибо даже каждому первокласснику в нашей стране было известно: повторение - мать учения.
Бессовестные, жадные и наглые люди есть в любой профессии. Но особенно неприятно, когда такие встречаются среди представителей правоохранительных органов. Кто-то может сказать, что ведь и они тоже люди, и им свойственно ошибаться. Но те лица, кто обличен властью, фактически не имеют права на ошибку, это обходится другим людям слишком дорого.
В наш суд поступило уголовное дело по обвинению гр-на Т-ко Владимира Михайловича, работавшего в должности начальника участка в РСУ, по целому ряду статей: 89, 170,171,172,173 УК РСФСР.
Чтобы было понятнее и короче : хищение , злоупотребление служебным положением, халатность, получение взятки. Возможно, я какую статью еще и пропустила. Подсудимый уже больше месяца находился под стражей, в следственном изоляторе. Ранее никогда не был судим. В уголовном деле была его короткая характеристика с места работы: неуживчив, не соблюдает субординацию, не всегда выполняет указания начальства, а поступает так, как сам считает правильным и нужным. Зато пользуется уважением и доверием со стороны подчиненных.
Думаю, надо дополнить эту характеристику еще кое-какими штрихами сразу, чтобы все было понятно. Тем более, что этот гражданин был нашим соседом, и с его детьми мы были знакомы и дружили еще со школы.
Владимир Михайлович относился, на мой взгляд, к тем людям, которых иногда называют немного "не от мира сего". Идя по улице, он обычно был погружен в собственные мысли, шел и что-то то ли напевал, то ли декламировал, то ли сам говорил с собой, часто не обращая внимание на то, что происходит рядом. Дорогу переходил там, где сам считал нужным, на сигналы водителей не обращал внимания, как будто это его и не касалось. Если с ним кто-то здоровался, то он мог пройти несколько шагов, не отвечая на приветствие, а потом развернуться и ответить : "Ой, здравствуйте! А я вас не сразу узнал!". Когда мы с ним встречались, я всегда вспоминала строки из стихотворения С.Маршака : "Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!" Считалось, что Владимир Михайлович, конечно, с причудами, но зато не скандальный, не агрессивный.
При этом, с его одеждой было все и всегда в порядке: строгий костюм, светлая рубашка, галстук (на резинке, как у некоторых сотрудников милиции, чтобы Владимиру Михайловичу шею не давил), чистые ботинки, папочка подмышкой. Это была, казалось, заслуга его жены, а не его собственная. А потом пришла мысль, что он, скорее всего, где-то хитрит, прикидывается более беспомощным, чем есть на самом деле. Однажды его жена и дети отправились в отпуск без него, но перед этим женщина пришла ко мне на работу и попросила, по-соседски, большими черными буквами напечатать для него несколько сообщений. Помню текст только одного :
"Володя! Выходя из дома, посмотри на себя в зеркало, а потом взгляни на свои ноги, на месте ли носки и ботинки!!! Проверь ключи в кармане!!!"
Было там что-то и по поводу чайника, и печи, и воды в ванной и на кухне, и выключенного света. Короче, не знаю точно, на самом ли деле этот мужчина был в быту таким беспомощным, или просто казался таким, чтобы его не просили и не заставляли что-то делать по дому лишний раз. Ведь всегда проще, когда кто-то другой решает все бытовые вопросы.
Его жена говорила о нем за глаза : "ни Богу свечка, ни черту - кочерга". При этом, Владимир Михайлович был хорошим строителем и неплохим организатором, нередко выдвигал рацпредложения и получал за это небольшие премиальные. Однако, он иногда не придерживался субординации, бывал несколько фамильярным, неорганизованным, излишне прямым и жутко упрямым. Но настоящей бедой для его близких было его пристрастие к алкоголю. Часто выпивал после рабочего дня в бытовке со своими подчиненными. Возвращался потом по улице, гордо вскинув голову, и шел прямо, как по линейке. Расслаблялся, только зайдя в свой подъезд. Иногда последние ступеньки до квартиры на третьем этаже преодолевал уже на карачках. До звонка, соответственно, не дотягивался, а стучал в дверь головой и руками. Если никто из соседей не помогал ему позвонить в квартиру.
Но так было не каждый день. Начало недели было довольно бодрым, а вот, начиная с четверга все было уже иначе. Помните, как в известной песне : "Каждую пятницу - я в га...но, каждый понедельник - я огурцом!" Как-то так.
Жена не раз говорила ему, что если он когда – нибудь и пострадает, то это из-за его пьянства и своего длинного языка. Собственно, те люди, что его впоследствии подставили, именно этими его качествами и воспользовались.
На первом судебном заседании подсудимый и его адвокат заявили отвод помощнику прокурора Б-му, поскольку этого человека следовало привлечь в качестве свидетеля по данному уголовному делу, или даже в качестве обвиняемого. В зале поднялся страшный шум.
- Помощник прокурора Б-й - это как раз тот самый человек, у кого дома находится часть материалов, похищенных с подотчета подсудимого, как и у следователя, который вел следствие по данному делу, и у друга начальника РСУ , председателя поселкового совета, гр-на Крач, которого тоже просим привлечь в качестве свидетеля.
- Еще будут какие-то ходатайства у адвоката?
- Да.
Адвокат подсудимого попросил направить уголовное дело на доследование, т.к. и следователь Загайнов напрямую был причастен к хищению товаров с подотчета подсудимого, а теперь сумма похищенного всеми вышеуказанными лицами вменяется в вину гр-ну Т-ко. В зале было много людей, и все шумели, возмущались. Суд ушел в совещательную комнату, а в зале раздавались крики :
- Михалыч, мы с тобой!
- Эти подонки разворовали все РСУ, а теперь не знают, на кого вину свалить! Какой позор!
И все в том же духе.
Суд вынес определение. Помощника прокурора Б-го в судебном процессе заменили другим лицом. С приходом нового прокурора процесс был начат с самого начала.
Начальник участка, Владимир Михайлович, был материально-ответственным лицом. А товаро – материальные ценности, его подотчет, хранились на складе, где работала кладовщицей (ее называли еще и зав.складом), одна очень ушлая девица, которая приспособилась воровать товар с чужого подотчета. Практически начальник участка отвечал за те товаро-материальные ценности, которыми распоряжалась совершенно бессовестная женщина.
Поначалу она подворовывала что-то по мелочам. А потом аппетиты ее стали расти. И вот уже со склада, подделав подпись подсудимого, она отдает несколько ящиков импортной плитки небесно-голубого цвета, трем лицам : помощнику прокурора Б-му, следователю прокуратуры Загайнову, который потом вел уголовное дело по факту хищения этой плитки, и председателю поссовета Крач. Естественно, в сговоре с кладовщицей был и действующий начальник РСУ, который лично отвозил ворованную плитку указанным выше гражданам на дом, а потом он же отправил туда и бригаду строителей, которые должны были эту плитку уложить. Почему-то бесплатно.
Начальник участка, подсудимый, около пятидесяти раз направлял начальнику РСУ докладные, где жаловался на нечестность кладовщицы. Но мер никаких принято не было. Во-первых, руку руку моет, а во-вторых, такая удобная любовница у начальника РСУ, с которой можно делать просто великие дела. Вот они и делали.
О том, куда делась импортная дорогущая плитка, подсудимый узнал от строителей, которые ее укладывали. Попутно ребята-строители еще и сделали полный ремонт в ванной и туалете трем жуликам из прокуратуры и поссовета. А заплатить за это должен был, соответственно, подсудимый.
В судебное заседание в качестве свидетеля первым пригласили следователя прокуратуры Загайнова, у него отобрали подпись, разъяснили, как и всем другим свидетелям, какую ответственность он понесет за отказ от дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний.
А потом судья, напомнив ему, что он "расписался за семь лет лишения свободы", начала задавать вопросы:
- Когда вы возбудили уголовное дело, вы знали, у кого находится украденная плитка?
Следователь Загайнов выдержал долгую паузу.
- Да. Но я не знал точно, что она была именно украдена с подотчета подсудимого Т-ко.
- То есть вы хотите сказать, что вам эту плитку подарил начальник участка, который это категорически отрицает, потому что это его подотчет? Что это он привез ее вам домой, помог уложить в ванную и туалет, а теперь вы включили этот эпизод ему же в обвинительное заключение? А вы не хотите внести деньги в кассу предприятия за импортную плитку, ее укладку и сделанный вам бесплатно ремонт ванной и санузла?
- Хочу ! Я сделаю это уже сегодня и предоставлю все документы.
Примерно такой же диалог состоялся и с привлеченными в качестве свидетелей зам.прокурора Б-ным и председателем поссовета Крач. Все эти бессовестные граждане в тот же день действительно заплатили за украденную с чужого подотчета плитку, ее укладку и ремонт.
Сумма хищения, которая вменялась подсудимому , резко изменилась в сторону ее уменьшения.
Второй эпизод, с которым предстояло разобраться суду, был не менее интересным. Т-ко обвинялся в том, что он не проконтролировал размеры и качество сделанной бетонной дорожки, ведущей от банка к широкой дороге, в результате чего она не отвечает техническим требованиям, потому что она более узкая, чем требуется, и имеет меньшую толщину. А рабочим – шабашникам, которые и делали ее летом, была выплачена сумма по договору за качественно сделанную дорожку. Кроме того, якобы за эту самую бетонную дорожку подсудимый получил от шабашников взятку в размере 170 рублей. Как бы для того, чтобы закрыл глаза на допущенные огрехи.
Подсудимый объяснил, что он вину свою и по этому эпизоду не признает, бетонная дорожка была сделана с учетом всех требований и ходатайствовал о назначении повторной экспертизы.
Экспертизы были назначены и дело отправилось на доследование.
Ввиду того, что оно вызвало большой общественный резонанс, и к нему имело отношение сразу несколько членов КПСС, гр-на Т-ко оставили на время нового расследования под стражей. Следствие по делу продолжил вести другой сотрудник. Через четыре месяца дело снова было передано в суд.
В обвинительном заключении уже не было даже упоминания об импортной плитке. Статью о взятке тоже убрали из обвинительного заключения. Была проведена экспертиза, которая подтвердила слова подсудимого: бетонная дорожка была сделана на совесть, по всем правилам, ее длина, ширина и высота соответствовали всем принятым нормам. Более того, в отдельных местах высота и ширина дорожки были даже больше, из-за особенностей ландшафта. Поэтому можно было говорить о том, что «шабашникам» даже немного не доплатили за их работу, и никакой переплаты в помине не было.
В вину гр-ну Т-ко , как начальнику участка, теперь вменялась только халатность. Он, оказывается, должен был настоять, чтобы начальник РСУ уволил свою любовницу с должности кладовщицы, и тогда бы она не воровала материальные ценности с чужого подотчета. Это обвинительное заключение, как и первое, многим казалось абсурдным. Подсудимый представил копии его докладных в адрес руководства, где на его экземпляре стояла отметка секретаря, когда был принят документ, и ее роспись.
Начальник РСУ , допрошенный в качестве свидетеля, пояснил, что его прежняя секретарша была близкой подругой кладовщицы, и поэтому никакого компромата на нее не передавала, иначе он бы незамедлительно принял меры. По его словам получалось, что он ничего не знал о проделках своей любовницы, с которой они, естественно, как раз планировали, как и что можно украсть.
Когда дело ушло на доследование, кладовщица и секретарша моментально уволились и благополучно исчезли из поселка, прихватив своих родственников с собой. Поэтому подтвердить или опровергнуть слова начальника РСУ они не могли. Вскоре уволился и "смылся" начальник РСУ, со своим семейством.
В конечном счете, подсудимому определили год и 6 месяцев лишения свободы, за халатность, и зачли срок нахождения в СИЗО.
Почему гр-на Т-ко оставили под стражей? Чтобы в поселке не было сильного возмущения и ходило меньше слухов. Судью, которая, естественно, тоже была членом партии, прессовали со всех сторон, вызывали в райком неоднократно.
Сразу была подана кассационная жалоба на приговор суда, но областной суд оставил приговор в силе. Через несколько месяцев снова последовала жалоба и дело было истребовано в порядке надзора в Москву. Верховным судом приговор был отменен, и дело направили на новое рассмотрение, снова в наш райнарсуд, но в другом составе судей.
Последнее судебное заседание тоже проходило при забитом битком зале. Пришли и те, кто поддерживал осужденного, и те, кто его, мягко говоря, недолюбливал за его принципиальность. Теперь и те, и другие требовали справедливости. Все обвинения против гр-на Т-ко были сняты и его освободили из-под стражи в зале суда. Впервые видела, чтобы люди дружно аплодировали принятому в суде решению. Они подходили к гр-ну Т-ко, жали руку, похлопывали по плечу, обнимали его.
Владимир Михайлович Т-ко был восстановлен в должности, а через два года его назначили новым начальником этого же РСУ. Мужчина бросил пить. В 1992 году, когда в райцентре закрылось несколько предприятий, было ликвидировано и РСУ. Т-ко с семьей перебрался на постоянное место жительства в центральные районы страны.
Председатель поссовета Крач был снят с должности и из поселка уехал. Следователь прокуратуры Загайнов и пом. прокурора Б-й получили по выговору и остались на своих должностях. Как сказал наш районный прокурор, очень хороший человек, за одного битого двух небитых дают. Позже бывало, нет-нет, да заявляли разные лица пом.прокурора Б-му отвод в судебном заседании, вспоминая, как он бессовестно пытался подставить невиновного человека. А следователь прокуратуры Загайнов проработал еще несколько лет на своем месте, а потом ушел из органов, по состоянию здоровья.
КОНЕЦ
Имена участников и некоторые обстоятельства событий изменены. Любое совпадение считать случайным.
Этот текст был впервые опубликован на моем канале "Лана Орловская. Солнце на парусах" на платформе "Яндекс Дзен" 29.11.2024 года. Копирование или иное использование текста, в том числе, его озвучка, без разрешения автора ЗАПРЕЩЕНО.
#рассказ#повесть#криминал#уголовное дело#мошенничество#преступление