Найти в Дзене
Вячеслав Звягинцев

О том, как судили "зачинщиков" беспорядков в г. Новочеркасске

Мемориальная доска на Дворцовой площади г. Новочеркасска
Мемориальная доска на Дворцовой площади г. Новочеркасска

О беспорядках, произошедших 1-3 июня 1962 г. в г. Новочеркасске, сегодня написано и снято довольно много. Хорошо известно о причинах волнений, связанных с авантюрами Никиты Сергеевича, которые привели к повышению цен на продовольственные продукты, прежде всего на мясо и сливочное масло, на фоне проведенной перед этим денежной реформы. Подробно описаны обстоятельства, при которых люди взбунтовались, и как этот бунт был подавлен. А также - о генерале Матвее Шапошникове, который отказался направить танки против мирных людей. Об этом можно прочесть ЗДЕСЬ:

Намного меньше известно о следствии и судах над участниками беспорядков. Об этом - сегодняшний рассказ.

Стрельба в Новочеркасске началась, когда люди штурмовали горотдел милиции и один из военнослужащих, охранявших здание, применил оружие при попытке рабочих отобрать автомат у другого солдата. Стрельба, с более тяжелыми последствиями, произошла тогда же на площади у горисполкома, куда прибыли военнослужащие под командованием начальника Новочеркасского гарнизона генерала Ивана Олешко.

Всего в ходе подавления беспорядков были убиты 23 человека (по другим данным – 24 и даже 26 человек), более 80 человек - ранено. В ночь с 3 на 4 июня начались массовые аресты, задержали более 250 человек, некоторых - прямо в больницах, куда они обращались в связи с полученными ранениями.

Копия фотографии из материалов дела.
Копия фотографии из материалов дела.

Следствие по этому делу проводилось в лихорадочном темпе, поскольку на самом верху было принято партийно-политическое решение о суровом наказании зачинщиков бунта. В самом Новочеркасске и близлежащих городах и поселках около 140 оперативных сотрудников (в основном из КГБ) проводили оперативно-розыскные мероприятия. В отношении активных участников массовых беспорядков было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 79 УК РСФСР (массовые беспорядки). Его принял к производству заместитель начальника отделения следственного отдела КГБ при Совете Министров СССР подполковник Д.Ф. Щебетенко. Он возглавил следственную группу из 26 следователей, приехавших из разных мест.

Первый - самый крупный судебный процесс (дело № 22) над 14 зачинщиками беспорядков проходил с 14 по 20 августа 1962 года. Позже состоялось еще несколько судов. Всего к ответственности было привлечено 112 чел. (по др. данным - 116 чел.)

Председательствовал в главном судебном процессе сам председатель Верховного суда РСФСР Лев Николаевич Смирнов.

Обвинение поддерживал прокурор РСФСР Алексей Андреевич Круглов.

Обвиняемых защищали адвокаты Ростовской областной коллегии Мошкин, Юрченко, Наливайко, Брегман, Оганесов, Татарников, Симановкер, Назаренко, Сивоплясова и др.

Л.Н.Смирнов
Л.Н.Смирнов

Стоит обратить внимание на три особенности этого дела.

  • Во-первых, без каких-либо правовых оснований подсудимым добавили на завершающем этапе следствия статью 77 Уголовного кодекса РСФСР (бандитизм). И следователи, и судьи, прекрасно понимали, что никаких признаков бандитизма (вооружённого нападения устойчивой преступной группы) в Новочеркасске не было. Но эту статью искусственно притянули, поскольку статья 77 УК предполагала смертную казнь.
  • Во-вторых, учитывая крайне сжатые сроки проведения следствия, в число «зачинщиков» и "организаторов" беспорядков включали без достаточных на то оснований людей, в первую очередь, как сегодня говорят, с низкой социальной ответственностью - привлекавшихся в административной ответственности за тунеядство или хулиганство, имевших судимости и т.п.
  • В-третьих, удивительной особенностью этого дела стало сочетание закрытости с дозированной публичностью. С одной стороны, в целом в стране об этом люди ничего не знали, поскольку центральные СМИ молчали. Чтобы не допустить утечки информации за границу, в Новочеркасске и Шахтах работало 5 машин радиоконтрразведывательной службы. С другой стороны, поскольку в самом Новочеркасске, и в других городах и поселках Ростовской области о бунте было хорошо известно, в Кремле решили провести в воспитательных целях открытый показательный процесс - как для устрашения и демонстрации строгости к бунтовщикам, так и для того, чтобы не допустить распространения невероятных слухов.

20 августа 1962 года был провозглашен приговор.

Из обвинительного приговора:

«В период с первого по третье июня 1962 года в городе Новочеркасске Ростовской области уголовными элементами были спровоцированы массовые беспорядки, сопровождавшиеся бандитскими нападениями на помещения заводоуправления Новочеркасского электровозостроительного завода, городского комитета КПСС, горисполкома, городского отдела милиции, погромами в этих помещениях, избиениями лиц, противодействовавших преступникам, в том числе избиениями рабочих, сотрудников заводоуправления, работников милиции, военнослужащих и других. Организаторы и наиболее активные участники, массовых беспорядков и бандитских нападений, состоявшие в большинстве своём из лиц ранее судимых за различные уголовные преступления, в том числе за хищения социалистической собственности и кражи личного имущества граждан, злостные хулиганства, тяжкие преступления против личности и другие преступные деяния, пытаясь привлечь возможно большее число участников, вызвать замешательство среди местного населения и дезорганизовать работу промышленных предприятий, размещённых в городе Новочеркасске, совершили ряд особо общественно опасных провокационных преступных действий».

7 человек, признанных «организаторами беспорядков», Верховный суд приговорил к смертной казни, остальных к длительным срокам лишения свободы (от 10 до 15 лет).

-4

К расстрелу были приговорены:

  • Зайцев Александр Фёдорович, 1927 г. р.
  • Коркач Андрей Андреевич, 1917 г. р.
  • Кузнецов Михаил Александрович, 1930 г. р.
  • Мокроусов Борис Николаевич, 1923 г. р.
  • Сотников Сергей Сергеевич, 1937 г. р.
  • Черепанов Владимир Дмитриевич, 1933 г. р.
  • Шуваев Владимир Георгиевич, 1937 г. р.

О ходе судебного процесса руководители КГБ, Прокуратуры СССР и отдела пропа­ганды и агитации ЦК КПСС по РСФСР регулярно докладывали высшему руководству страны. Как отмечалось в одной из таких справок, зал встретил приговор суда «продолжительными аплодисментами», поскольку "теперь жители гор. Новочеркасска поняли, что бес­порядки были спровоцированы уголовно-хулиганствующими элементами и с возмущением осуждают преступные действия бандитов и хулиганов".

ПОСТСКРИПТУМ.

  • Часть осужденных к лишению свободы была освобождена из заключения досрочно, вскоре после отставки Н.С. Хрущёва. Реабилитация проходила в 80-е-90-е годы. В 1996 году все осуждённые были реабилитированы. Лишь один из расстрелянных был реабилитирован частично, ему оставили статью 206 УК РСФСР (хулиганство).
  • Главная  военная прокуратура Российской Федерации в 1992 году возбудила уголовное дело против Н. Хрущева, Ф. Козлова, А. Микояна и еще восьми человек, причастных к трагедии в Новочеркасске. которое было прекращено в связи со смертью фигурантов.