Найти в Дзене
МТС Редспот

Как оформить медкнижку: где, сколько стоит и как часто обновлять

Оглавление

Чтобы работать в продуктовом магазине, детском саду, парикмахерской и не только, нужна медицинская книжка. Устроиться без неё не получится — за нарушение придётся заплатить крупный штраф. Рассказываем, кому необходима медкнижка и как её оформить.

@Krakenimages.com, shutterstock.com
@Krakenimages.com, shutterstock.com

Что такое медкнижка и кому она нужна

Медкнижка, или санитарная книжка, — официальный документ с уникальной серией и номером, фото и данными владельца, квадратной голограммой, водяными знаками и QR-кодом для проверки подлинности. Документ подтверждает, что у работника нет медицинских противопоказаний для выполнения профессиональных обязанностей.

Например, без медкнижки не обойтись работникам:

  • торговли и общепита;
  • образования, включая спортивные секции;
  • сферы здравоохранения и фармацевтики;
  • сферы обслуживания: например, общепита, салонов красоты.

Ознакомиться с полным списком профессий, которым требуется медкнижка, и другими нюансами оформления документа можно в Трудовом кодексе, Приказе Роспотребнадзора, Приказе Минздрава и в других официальных материалах.

Медкнижка также понадобится студентам, если они проходят практику в организациях, где наличе такого документа — обязательно.

Что будет за работу без медкнижки

Закон строг: за отсутствие документа предусмотрена серьёзная ответственность:

  • сотрудник, работающий без медкнижки, заплатит от 100 до 500 рублей;
  • должностное лицо, не проконтролировавшее ситуацию, — от 500 до 1 000 рублей;
  • ИП грозит штраф от 500 до 1 000 рублей или закрытие до 90 суток;
  • юридическое лицо за работу сотрудников без книжки может быть наказано на сумму от 10 000 до 20 000 рублей. При большом количестве нарушений работу организации могут приостановить на срок до 90 суток.

Наказание за те же нарушения, но в период режима ЧС или карантина, ещё более суровые: для сотрудника — штраф до 40 000 рублей, для должностного лица и ИП — до 150 000 рублей, для юрлица — до 500 000 рублей.

Если у сотрудника нет медкнижки и кто-то заразится, руководителя, допустившего это, в лучшем случае оштрафуют, но могут и лишить свободы на срок до двух лет, а при смерти пострадавшего — до пяти лет.

Что нужно для оформления медкнижки

  • Направление на медосмотр от работодателя.
  • Оригинал паспорта.
  • СНИЛС работника (если нет самой карточки, номер СНИЛС можно посмотреть в личном кабинете на сайте СФР и распечатать).
  • Две фотографии 3 × 4: для вклеивания в медкнижку и медкарту.
  • Бланк медицинской книжки. Его можно купить в Центре гигиены и эпидемиологии (ЦГиЭ) Роспотребнадзора. Иногда бланк выдают в клиниках, которые проводят осмотр.

Приобрести медицинскую книжку в магазине канцтоваров нельзя: это бланк строгой отчётности, учёт которых ведёт Роспотребнадзор.

С 1 сентября 2023 года начался переход на медкнижки в электронной форме. Но поскольку это сложный процесс, Минздрав разрешил до 1 сентября 2025 года наряду с электронными бланками использовать печатные. После этой даты все данные о медосмотре будут храниться исключительно в электронном виде. Подать заявление на получение ЭЛМК можно через Госуслуги.

Где сделать медкнижку для работы

Пройти медосмотр и получить медкнижку можно в государственном Центре гигиены и эпидемиологии либо в частной клинике, которая сотрудничает с ЦГиЭ и у которой есть соответствующая лицензия. В обычных городских поликлиниках сделать медкнижку не получится.

Стоимость услуги по оформлению медкнижки в государственных и частных центрах примерно одинаковая. Иногда частники берут дороже, зато необходимые исследования обещают сделать быстрее.

Как сделать медкнижку для работы: этапы оформления

  1. Прийти в медучреждение, взяв с собой два фото, паспорт и направление от работодателя (хотя на месте его требуют редко). При оформлении в частном медицинском центре уточните, нужно ли заранее купить бланк санитарной книжки или можно это сделать в клинике, а также — оформляют ли они электронные медкнижки.
  2. В регистратуре медицинского центра нужно получить обходной лист, где перечислено, какие анализы нужно сдать и каких врачей пройти.
  3. Оплатить медосмотр в кассе медицинского центра и не забыть взять квитанцию — её могут попросить в бухгалтерии, чтобы потом компенсировать расходы.
  4. Пройти осмотр у врачей и сдать анализы.

Обследование у каких специалистов необходимо пройти

Список необходимых анализов и врачей для каждой профессии определён в Приказе Минздрава. Большинство центров публикуют его на своих сайтах, чтобы работники могли ознакомиться с информацией заранее.

Некоторых врачей посещают все без исключения: терапевта, психиатра, нарколога. В зависимости от профессии может быть назначен осмотр хирурга, офтальмолога, отоларинголога, невролога, стоматолога, эндокринолога, инфекциониста, для женщин также обязателен визит к гинекологу.

Обязательные исследования — общий анализ крови, биохимический скрининг крови, общий анализ мочи, антропометрия, флюорография (если есть действительная, можно принести с собой), ЭКГ, измерение артериального давления, гинекологические тесты для женщин.

Есть и специфические анализы. Например, сотрудники школ, детских садов и продуктовых магазинов при устройстве на работу сдают анализ на брюшной тиф и кишечные инфекции, а затем раз в год — на гельминтов и энтеробиоз. Медицинских работников проверяют на стафилококк, ВИЧ-инфекцию и гепатит разных типов.

5. Следующий этап — гигиеническая аттестация. Чтобы её пройти, нужно изучить матчасть: например, как правильно мыть руки или как часто проветривать рабочее помещение. Изучить эту информацию можно самостоятельно на сайте ЦГиЭ, а затем пройти тест по изученному материалу. По его результатам в медкнижке работника делается отметка об аттестации.

Оформление документа заканчивается после того, как пройдены все врачи, получены результаты всех анализов, успешно завершена аттестация, а в медкнижку проставлены соответствующие печати.

Сколько стоит оформление медкнижки

Итоговая стоимость будет зависеть от места прохождения медосмотра, количества необходимых анализов и исследований у специалистов. В среднем оформление медкнижки обходится в 2 500—3 000 рублей, включая гигиеническую аттестацию и бланк документа.

По закону ответственность за оплату медицинских книжек ложится на плечи работодателя. Для сотрудника это должно быть бесплатно. Но на практике работникам часто приходится оформлять медкнижку за свои деньги.

Сколько времени нужно, чтобы пройти осмотр

Чтобы пройти все процедуры и оформить медицинскую книжку для работы, обычно требуется пять дней. В некоторых частных клиниках процесс может занять три дня. Быстрее получить документ вряд ли получится: в поликлинике просто не успеют подготовить заключения по анализам.

Если вам обещают выдать санитарную книжку за один день, скорее всего, это фальсификация — такой документ не пройдёт проверку в официальном реестре. Не стоит рисковать, даже если устроиться на работу нужно как можно быстрее.

На какой срок выдаётся медкнижка и как её продлить

Установленного срока действия нет, время от времени документ придётся обновлять, проходя плановые осмотры. Как и с какой периодичностью — зависит от рода деятельности работника. Но как правило, не чаще, чем раз в один-два года.

Чтобы продлить медкнижку, нужно будет снова пройти медкомиссию и аттестацию. Сделать это можно там же, где получали прежний документ. Продление медицинской книжки происходит быстрее и обходится дешевле — в среднем 1 000—1 200 рублей, так как не всех специалистов нужно проходить каждый год. Продлевать книжку можно, пока не закончатся страницы, а потом придётся оформить новую.

Где хранится медкнижка

После трудоустройства медицинская книжка передаётся работодателю и хранится в отделе кадров вместе с другими документами. Получить её на руки можно будет только для продления — и то под расписку. При увольнении медицинская книжка возвращается работнику вместе с трудовой книжкой.

Как распознать фальшивую медкнижку

Самый верный способ распознать подделку — пробить медкнижку через Единый реестр ЛМК Роспотребнадзора. Для этого нужно ввести в поиск типографский номер или данные, полученные при сканировании штрих-кода.

Отличить фальшивую медкнижку можно и визуально. Вот несколько признаков, которые должны насторожить:

  • листы выполнены из обычной бумаги, на просвет видно, что водяные знаки на ней просто напечатаны;
  • защитный знак на титульной странице при наклоне не меняет цвет;
  • полиграфия некачественная, цифры и штампы расплывчатые;
  • данные владельца написаны от руки, а не напечатаны;
  • листы сшиты обычными нитками вместо специальных защитных, которые применяются для сшивания официальных бланков;
  • нет голограмм на фотографии и 28-й странице или они не круглые, а другой формы;
  • идентификационный номер выполнен чёрным цветом вместо красного;
  • уголки срезаны, а не плавно закруглены;
  • подписи врачей похожи, словно выполнены одним человеком.

Важно помнить, что ответственность за поддельную медкнижку несёт её владелец, а также работодатель, если будет установлено, что он знал о подделке.

Часто медкнижки требуются специалистам, которые много работают с людьми. В этой сфере особенно высок риск эмоционального выгорания. Как избежать «усталости» от профессии и что делать тем, кто уже столкнулся с этой проблемой, мы рассказывали здесь.

Переходите по ссылке, чтобы узнать подробнее

Подписывайтесь на наш канал. Рассказываем о гаджетах и технологиях.

ПОДПИСАТЬСЯ НА МТС/МЕДИА

Ещё интересные статьи: