2024 год — довольно яркий для технологий искусственного интеллекта. Одни компании наперегонки сообщали о своих достижениях, другие упрекали первые за неправомерное использование интеллектуальной собственности и составляли судебные иски. Одни используют ИИ как рабочий инструмент, другие просто развлекаются, а эксперты, как обычно выражают озабоченность или вовсе бьют в колокол. Разберёмся?
Эту статью иллюстрировал ИИ. Мы не искали вариаций и не правили результат: перед вами первые ответы на наши очень простые запросы. Эти запросы вы найдёте в подписях к картинкам. А изображение выше как бы поясняет, нужно ли нам бояться искусственного интеллекта. Теперь и вы знаете.
Думает ли ИИ и не замышляет ли чего
Несмотря на большой прогресс технологий говорить о самосознании систем искусственного интеллекта пока очень и очень рано. ИИ решает немало прикладных задач, но он ни за что не переживает, ни на кого не держит зуб и никого не боготворит, не планирует свои действия вне поставленных задач и не размышляет в свободное время о мироздании.
Если вы насмотрелись фильмов про Терминатора, начитались Азимова или Лема, а теперь ждёте от ИИ злого умысла, то можете пока выдохнуть. Однако, на работу ИИ нередко опираются решения людей. При этом либо сами решения, либо информация от ИИ, на основе которой решения принимаются, могут быть ошибочными. От ИИ точно можно ждать подвоха, но не умышленного.
ИИ может распознать голос, текст с картинки, написать для вас статью или даже программный код. Но верить ли результату и в какой степени, решает только человек. ИИ совершает ошибки, и тем чаще, чем нестандартнее задача. Почему так происходит?
Как работает ИИ
ИИ сначала нужно обучить. На этом этапе человек подсказывает искусственному интеллекту, как следует действовать в тех или иных ситуациях. Чем больше разобранных ситуаций, тем ближе будут действия ИИ к тому, что мы от него ждём. В процессе проверки усвоенных системой ИИ данных будут проявляться ошибки. Каждая поправленная человеком ошибка — это ещё одна ситуация, с которой ИИ теперь справится. Проверяем ещё раз. И ещё. И ещё. Весь опыт ИИ формирует его базу знаний, к ней он и обращается, решая задачи. Чем дольше и кропотливее обучение, тем больше знаний, тем точнее практическая работа.
Хотя в деталях это очень сложный процесс, его можно описать упрощённо: ИИ всегда действует по аналогии с чем-то ему знакомым. Если вы научены наливать кофе из кофейника в чашку, вы справитесь и тогда, когда перед вами будут графин с водой и стакан. А вот бокал и бутылка новогоднего шампанского могут поставить в тупик, если вы ничего не знаете о пене: налить-то нальёте, но многое расплещете по столу. Однако в следующий раз ошибку вы не повторите.
Системы искусственного интеллекта реально помогают автоматизировать многие узкие рутинные задачи, в которых важна не столько креативность, сколько возможность учёта большого количества самых разных данных. Что касается креативного ИИ, то с его помощью добиться роста производительности или экономической выгоды пока сложно: стабильно хорошие результаты только там, где задача проста.
Только вообразите, какую тяжёлую работу нужно проделать человеку, чтобы ИИ научился рассказывать, например, о содержании детских рисунков. Нужны десятки, сотни, тысячи образцов с детальными пояснениями к каждому элементу.
Обучение и использование сложных систем искусственного интеллекта уже вызвали дефицит вычислительных мощностей по всем миру. При этом маленький и энергетически эффективный человеческий мозг по-прежнему вне конкуренции.
Виноват Раскольников, а не топор: вред от ИИ
ИИ действительно порой используется во зло. Однако если мошенник подделал ваш голос, чтобы обмануть вашего друга, пранкер ради хайпа создал фейковое провокационное видео со знаменитостью, а горе-менеджер доверил контроль над работой персонала дешёвой аналитической системе, не понимающей контекст и тонкости, — стоит ли взваливать ответственность на технологии?
Если где-то автомобиль с автопилотом попадает в аварию из-за того, что автопилот неверно оценил ситуацию, то правильнее говорить не о порочности технологий, а об их несовершенстве, проблеме, ради которой настоящему инженеру необходимо напрячь совсем неискусственные мозги.
В конечном итоге только люди решают, как и где работает ИИ.
Генеративный ИИ, или Когда нас всех уволят
Если вы ещё не тестировали это сами, то точно видели и слышали. ИИ научился по текстовым запросам писать, рисовать, создавать видео, программы, персонажей компьютерных игр и многое другое. Кажется, что ещё немного, и целые профессии пойдут под нож.
Есть тут, правда, несколько очень важных но.
Любой системой генеративного ИИ нужно уметь управлять. Добиться приемлемого решения сложной задачи может только эксперт. Когда вы видите нечто сделанное ИИ, вызывающее восторг, за этим, как правило, скрывается множество неудачных попыток и десятки итераций с грамотными уточнениями. Это очень похоже на то, как автобусы и такси вытеснили конные экипажи: извозчики и правда исчезли, но понадобились шофёры.
Назревает кризис обучения ИИ. Хорошие языковые модели вроде той, на которую опирается известный чат-бот ChatGPT, системы генерации изображений и другие подобные инструменты — это очень сложная тренировка, требующая большого времени, грандиозных вычислительных ресурсов и, конечно, огромных инвестиций. При этом чем дальше, тем менее эффективными становятся вложения в усовершенствование. Результаты работы генеративного ИИ нередко оставляют желать лучшего, при этом зачастую разработчики уже дотянулись до всех данных, до которых только могли.
С другой стороны, законные владельцы этих самых данных — изображений, текстов, алгоритмов — не слишком рады тому, что их интеллектуальная собственность используется без всякого разрешения для коммерческих и подчас конкурирующих продуктов. Многомиллионные судебные иски, которые уже поданы, могут в самое ближайшее время поставить вне закона «дикий» неконтролируемый сбор данных для обучения ИИ и работу автоматических систем на основе этих данных.
Наконец, хочется сказать о творцах. Когда мы видим картину, читаем роман или смотрим фильм, то за всем этим есть автор или сразу несколько. Человек или люди со своей судьбой, взглядами на жизнь и мыслями, которые они хотели донести до читателя или зрителя. В этом контексте искусство — это общение с автором, погружение в его мир. ИИ такого нам не заменит, как не заменили цифровые фотоаппараты фотографа.
Искусно натаскать искусственный интеллект непросто. Мы попробовали научить наш сервис «Защитник» прямо во время вашего разговора по мобильному определять, что незнакомый звонящий человек — мошенник. Кажется, получилось хорошо: предупредим, если что.
Переходите по ссылке, чтобы подключить «Защитник»
Автор: Александр Бумагин
Подписывайтесь на наш канал. Рассказываем о гаджетах и технологиях.
Ещё интересные статьи: