Монашество зародилось на Востоке, а точнее в Египте, в первой половине IV века во время борьбы за епископский престол, когда после смерти Александрийского архиепископа его секретарь Афанасий насильственно захватил епископскую кафедру, прибегнув к помощи воинственно настроенных религиозных фанатиков – парабаланов (по сути разбойников)
Парабаланы – воинственные фанатики
Парабаланы (параваланы) оформились как христианская община при
епископе Александрии Дионисии Великом, который жил в III веке. Члены этой общины добровольно ухаживали за заразными больными во время эпидемий, потом совершали их погребение. Это была неблагодарная работа, зато востребованная и необходимая и «банщики», так их в народе называли, стали неотъемлемой частью общества
Парабаланы были выходцами из самых низших слоёв общества, не получившие ни воспитания, ни образования, не обученные хороши манерам, они могли похвалиться только разве что своей бедностью.
В монастыри таких людей не брали, там требовались образованные. Поэтому они нашли для себя ту работу, за которую никто не брался – приносили еду и питьё больным, ухаживали за ними, омывали и хоронили мёртвых.
Однако они отличались от всех своей фанатичной верой во Христа.
Со временем они стали занимать места рядом с епископами, как верные слуги, телохранители, готовые выполнить любой приказ.
Они охраняли иерархов церкви, разрушали языческие храмы, уничтожали врагов церкви, а прежде всего неугодных религиозных деятелей. Именно их и привлёк на свою сторону секретарь Александрийского архиепископа Александра - Афанасий, который решил завладеть епископской кафедрой.
Религиозная война
Кто он был такой? Шесть лет Афанасий он был чтецом, затем принял дьяконский сан и стал секретарём епископа Александра. Своим преемником Александр видел пресвитера Ария, священника Бавкальской церкви в Александрии, который получил воспитание под руководством Лукиана Антиохийского и был основоположником арианства. Ария любили в народе, его учение быстро распространялось.
Чтобы не допустить Ария до епископской кафедры Афанасий с помощью парабаланов начал устраивать погромы арианских церквей и гонения на ариан.
Данной «цветной» революции был придан религиозный характер – погромщики выступили против учения Ария.
Дикие парабаланы, натравленные Афанасием, разоряли и грабили храмы и дома ариан, присваивая их имущество.
Часть награбленных богатств была отправлена на подкуп чиновников, которые оклеветали Ария в глазах императора Константина. В результате на I Вселенском соборе в Никее в 325 году учение Ария было признано ересью, на свет появился Символ Веры и учение о Троице.
В результате убийца Афанасий в 328 году стал архиепископом Александрийским и вошёл в историю, как Великий. В истории очень много примеров такого «величия», у нас в России до сих пор величают кровавого крестителя Владимира и многих других.
Ариане и Афанасьевцы
Этот религиозный конфликт повлиял в конечном итоге на будущее всего человечества, поскольку вместо понятного и доступного учения Ария, где Иисус - Сын Божий, появилось учение о Троице, где Иисус был провозглашён Богом, равным Отцу и Дух Святой тоже стал Богом. Так появилась Троица единосущная и нераздельная.
Верующим это было не понятно, поскольку некоторые думали, что это три бога, однако объяснение было такое – Бог один, но троичен в Лицах.
О дальнейшей судьбе Ария и Афанасия поговорим в отдельной статье, а в этой продолжим о парабаланах.
Распространение парабаланов
Парабаланы очень быстро распространились по всей Восточной Римской империи. В Константинополе их было, пожалуй, больше, чем в самой Александрии Египетской.
Однако и в Александрии египетской борьба с арианством продолжалась весь IV и V века. Здесь жили и творили величайшие философы, богословы и ученые. Христиане соседствовали с иудеями и потомками египетских жрецов, гностики вели диспуты с христианскими богословами, александрийское христианство было пропитано духом Аристотеля и Платона. Арианство, несмотря на запрет, тоже продолжало существовать.
Однако уже в конце IV века начался новый виток гонений на верующих разных конфессий, целью которого было запрещение всех культов, кроме христианского, основной ударной силой стали парабаланы.
Была уничтожена языческая святыня – храмовый комплекс Серапеум, посвящённый богу Серапису. Штурмовали его в 391 году парабаланы, полностью разрушили и подожгли. Языческих учёных хватали прямо в домах, ставили на колени и требовали отречения от «языческих заблуждений».
Одной из жертв борьбы церкви с наукой стала Гипатия, прославленный ученый, философ, математик и астроном, лекции которой приезжали послушать отовсюду. В 415 году парабаланы зверски казнили её, а тело бросили в костёр.
Наконец, в 416 году в Константинополе обратили внимание на яростное поведение парабаланов и сократили их количество до 500, однако церковь воспротивилась, и фанатики-убийцы использовались епископами как самое удобное и послушное средство для достижения власти ещё целое столетие, и только после периода Юстиниана они уже не упоминаются в истории, разбрелись по монастырям.
В 2009 году вышел фильм Алехандро Аменабара «Агора», рассказывающий о Гипатии, там парабаланы показаны во всей красе.