Найти в Дзене
Музкультура

Разбор произведения: Сергей Прокофьев – «Дождь и радуга»

Людям, только начинающим погружение в мир классики, бывает непросто понимать музыку XX века. Мы все привыкли к популярной академической музыке, а это в основном классический период – с ясными тональностью и гармонией, чёткой формой. Век двадцатый не таков: в нем мы видим буйство экспериментов, новые техники, новые звучания. И далеко не сразу может быть понятно, о чём прослушанное нами произведение. Чтобы помочь вам во всем разобраться, мы предлагаем начать с простого. Сегодняшний разбор посвящен теме контраста, который мы увидим в несложной пьесе Сергея Прокофьева «Дождь и радуга». Разбор для вас подготовила эксперт Музкультуры, музыковед Варвара Разумова. А для чего нужны такие разборы, какая в них польза и почему обязательно стоит их читать, мы скоро поговорим в отдельной статье! Подписывайтесь и не пропускайте новые материалы. Эта пьеса – восьмая в цикле «Детская музыка». Технически эти пьесы достаточно просты, чтобы их смог сыграть ребёнок. Сам Прокофьев писал, что этот цикл – «про
Оглавление

Людям, только начинающим погружение в мир классики, бывает непросто понимать музыку XX века. Мы все привыкли к популярной академической музыке, а это в основном классический период – с ясными тональностью и гармонией, чёткой формой. Век двадцатый не таков: в нем мы видим буйство экспериментов, новые техники, новые звучания. И далеко не сразу может быть понятно, о чём прослушанное нами произведение.

Чтобы помочь вам во всем разобраться, мы предлагаем начать с простого. Сегодняшний разбор посвящен теме контраста, который мы увидим в несложной пьесе Сергея Прокофьева «Дождь и радуга». Разбор для вас подготовила эксперт Музкультуры, музыковед Варвара Разумова.

А для чего нужны такие разборы, какая в них польза и почему обязательно стоит их читать, мы скоро поговорим в отдельной статье! Подписывайтесь и не пропускайте новые материалы.

Сергей Сергеевич Прокофьев, композитор (1891 - 1953)
Сергей Сергеевич Прокофьев, композитор (1891 - 1953)

О пьесе

Эта пьеса – восьмая в цикле «Детская музыка». Технически эти пьесы достаточно просты, чтобы их смог сыграть ребёнок. Сам Прокофьев писал, что этот цикл – «программная сюита зарисовок о летнем дне ребенка», то есть музыка про детей, но не только для детей. Именно способность передавать мироощущение ребенка, а не создавать музыку о нем или для него, отличает этот цикл от других детских пьес.

Итак, послушаем пьесу «Дождь и радуга» из цикла «Детская музыка»:

Подробный разбор пьесы

«Дождь и радуга», как можно определить уже по названию, написана в двухчастной форме. В основе лежит ярко выраженный контраст частей.

Первая часть

В первой части Прокофьев использует неторопливые повторы на одной ноте, которые передают стук капель. С ними соседствуют странные, непривычные. диссонирующие (неприятно звучащие) созвучия – кляксы. Такие скопления звуков называются кластерами, их часто используют в своей музыке импрессионисты.

-2

Тональность произведения не ясна; это и не нужно. Композитор использует средства музыкальной выразительности для передачи образа.

В целом первая часть передаёт слушателю мрачное и напряжённое настроение.

И. Левитан, «Буря. Дождь», 1899. Фрагмент картины
И. Левитан, «Буря. Дождь», 1899. Фрагмент картины

Вторая часть

Вторая часть сильно отличается: другой характер, манера изложения, регистр (звуковысотный диапазон). В прозрачной высоте появляется нежная мелодия, которая плавно и спокойно спускается, обрисовывая широту пространства. Её поддерживает незамысловатое гармоническое сопровождение, в котором опору создаёт повторяющийся основной тон (до).

-4

Только в этот момент начинает ощущаться тональность, устойчивость. Такая неожиданная и полярная смена в музыке вызывает удивление, восторг. Это можно воспринять как радугу, спускающуюся с неба – праздник света и цвета.

Николай Крымов, «После весеннего дождя», 1908
Николай Крымов, «После весеннего дождя», 1908

Завершается пьеса небольшим заключением – кодой. Она объединяет в себе колючие мотивы первой части и нисходящее движение в тональности второй части.

Таким образом эта пьеса наглядно демонстрирует контраст в музыке, здесь его можно чётко услышать, ощутить смену характеров. Конечно, вы можете увидеть здесь не обязательно именно дождь и радугу, в вашем воображении могут вспыхнуть какие-то свои образы. Самое главное, что тут обязательно будут два разных настроения.

Архип Куинджи, «Радуга», 1905
Архип Куинджи, «Радуга», 1905
Больше интересного в нашем Телеграм-канале: muzcultura_rf
И Вконтакте: muzcultura