Где: Музей русского импрессионизма
Адрес: Ленинградский проспект 15, стр.11
До: 26 января 2025
Выставка «Новое общество художников» посвящена петербургскому творческому объединению, просуществовавшему совсем недолго: с 1904 по 1917 год.
Основная задача общества состояла в поддержке молодых художников путём активной выставочной деятельности и содействии в сбыте их произведений.
НОХ организовало 10 выставок, на которых были представлены произведения живописцев, графиков, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства и архитекторов, что выделяло объединение среди других творческих союзов начала XX века.
Первые опыты Алексея Явленского, Александры Экстер и Бориса Кустодиева соседствуют в экспозиции с произведениями учредителей НОХ Дмитрия Кардовского, Ольги Делла-Вос-Кардовской и Константина Богаевского.
Среди почитателей НОХ особенно выделялся Михаил Врубель, который на тот момент уже был знаменитым. В 1912–1913 годах по просьбе сестры и вдовы Врубеля Кардовские организовали его посмертную выставку, где было представлено около 160 работ мастера.
Александр Блок в рецензии на первую выставку НОХ писал: «Среди новых художников нет таких мощных, как Врубель. Здесь никто не испил чашу до дна ‹…› Эти художники — любят. И за их любовь, еще святую, хочется простить им их недостатки, хочется видеть лишь то лучшее, что было в их замыслах и мечтах».
И действительно само “Новое общество художников” началось с любви: его основатели — супруги Дмитрий Кардовский и Ольга Делла-Вос.
У Ольги Людвиговны были испанские корни: еще в начале 19 века её дед, Карл Делла-Вос, прибыл в Россию в свите австрийского эрцгерцога. Жил в Одессе, женился на русской женщине, там же у него родился сын Людвиг, который и стал, в дальнейшем, отцом художницы.
Интересно, что семья Ольши никогда не была связана с искусством, а вот сама она рано проявила интерес к живописи. Первые уроки художественного образования Ольга получила в частной студии художника Е. Е. Шрейдера, затем переехала в Петербург и поступила в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры при Академии художеств, где её учителем был Илья Репин. Она стала одной из двух женщин, зачисленных в училище.
Там Ольга познакомилась со своим будущим мужем Дмитрием Кардовским, который к тому моменту успел закончить юрфак Московского университета. Одним из его однокурсников и близких друзей был Константин Бальмонт.
Спустя пять лет после знакомства они женятся, затем на некоторое время оставляют Россию, уезжают в Мюнхен, потом возвращаются в Петербург. Дмитрий Кардовский защищает диплом и становится помощником Ильи Ефимовича в его академической мастерской.
Дочь Екатерина стала для Ольги Делла-Вос-Кардовской любимой моделью. Художница написала много портретов дочери, все они – воплощение материнской любви.
В Петербурге, где жили Кардовские, Катя часто болела, поэтому Ольга и Дмитрий решили переехать за город, в Царское село.
Возвращение четы Кардовских совпало с расцветом Серебряного века, но Кардовский видит, что для многих молодых художников критерии отбора слишком строги, именно для них был организован коллектив в Санкт-Петербурге.
Одной из наиболее известных работ Кардовского является большой цикл книжных иллюстраций, в том числе цветных, к комедии «Горе от ума» Александра Грибоедова.
Изящно исполненные цветные и черно-белые рисунки, в которых основной акцент художник делал на нравственно-психологических образах.
Выставка действительно иммерсивная, причем она не просто погружает в атмосферу Серебряного века, а полностью отключает от реальности, что в небольших дозах – великолепная терапия.
Ко многим картинам специально подобраны ароматы: например, к работе Елены Киселёвой “Зеленая ваза” – теплый цветочный фруктово-мускусный запах, который ассоциируется с женской кожей. На контрасте выступают холодные аккорды, напоминающие об изумрудной глазурованной керамике.
С картиной Бориса Кустодиева сочетается мягкий мускусный аромат, передающий тепло руки, коснувшейся шерсти собаки.
Конечно, выставка наполнена поэзией, литературный дух эпохи передан через названия разделов, которые взяты из заглавий поэтических сборников того времени вроде, например, мандельштамовского «Камня» или ахматовских «Четок».
Чета Кардовских познакомилась в Царском Селе с Николаем Гумилевым и Анной Ахматовой. Так появились портреты Гумилева и Ахматовой кисти Ольги Делла-Вос-Кардовской, и стихи Гумилева, посвященные художнице.
Мне на Ваших картинах ярких
Так таинственно слышна
Царскосельских столетних парков
Убаюкивающая тишина.
Разве можно желать чужого,
Разве можно жить не своим…
Но и краски ведь тоже слово,
И узоры линий — ритм.
В экспозицию вписаны экраны, на которых возникают стихи поэтов Серебряного века. Наслаждайтесь.
В конце статьи мои фавориты этой выставки.
Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)
Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.
Ваша, Елена Сегал
Популяризатор искусства
#Музей_русского_импрессионизма #Шедевральные_маршруты #выставки_в_Москве #Новое_общество_художников #Кардовский #Ольга Делла-Вос-Кардовская